Из первых уст |
12 марта 2009 года |
Магомед Османов: "В коммуналке должно быть меньше "горячих точек"
Сегодня жилищно-коммунальная сфера – одна из самых проблемных отраслей российской экономики. Масштабная реформа ЖКХ, продолжающаяся уже несколько лет, не дала желаемого эффекта. Население по-прежнему жалуется на низкое качество обслуживания жилфонда и высокие тарифы, сами коммунальщики – на нехватку денег. В этом замкнутом круге работает и одно из крупнейших предприятий отрасли – ОАО «Коми тепловая компания» (КТК). С генеральным директором компании Магомедом Османовым накануне Дня работников жилищно-коммунального хозяйства встретилась наш корреспондент. – Вы уже три месяца у руля компании. Вас трудно застать в рабочем кабинете, так как вы постоянно в разъездах. В каких районах республики побывали? Какие проблемы удалось выявить на местах? – Пока не был только в Инте, Печоре и на Удоре, куда планирую съездить уже в ближайшее время. Среди нерешенных проблем – неразбериха в имущественном вопросе. Где-то оно принадлежит муниципалитетам, мы лишь арендуем его, где-то – находится в ведении конкурсных управляющих, которые устанавливают свои правила игры, часть имущества – в собственности КТК. Отсутствие порядка в этом вопросе не дает эффективно работать. К примеру, по закону ремонт оборудования должен делать его собственник. Но у местных бюджетов нет средств на замену тех же котлов, сетей. Приходится искать компромиссные решения. – Какие-то кадровые перестановки намечаются? – Ни для кого не секрет, что в отрасли высокая текучесть кадров, особенно среди рабочих, у которых очень скромная по сегодняшним меркам зарплата. К примеру, оператору котельной за восьмичасовой рабочий день нужно в буквальном смысле перелопатить пять тонн угля, а он получает шесть тысяч рублей в месяц! Найти грамотного специалиста – большая проблема. Еще сложнее изменить отношение к своему рабочему месту. Тут все зависит от личных качеств работника. Обидно, но порой на селе именно хозяйского подхода и не хватает – как работникам, так и руководителям. За безразличие к своему предприятию спрос с директоров будет строгий. С некоторыми уже состоялся разговор. Если и это не подействует, будем с ними расставаться. – Тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут, а вы говорите о нехватке финансов… – Разница между утвержденными и экономически обоснованными тарифами по-прежнему большая. Население возмущается ростом квартплаты, жалуется на некачественно предоставленные услуги. Ситуацию реально поправить, если изменить подход к системе предоставления тепла и горячей воды. Качество услуги зависит не только от того, в каком состоянии находится теплотрасса, но и от состояния внутридомовых сетей. Тепловики не занимаются их обслуживанием. Наша задача – подать тепло до ввода в дом. Дальше ответственность несут жилищные компании. Если летом они провели профилактические работы в рамках подготовки к отопительному сезону, значит, есть надежда, что жалоб от жителей будет меньше. На мой взгляд, обслуживанием внутридомовых сетей от котельной до радиатора должны заниматься тепловики, так как на них сыплются все шишки, если в домах холодно. Они несут потери, так как мерзнущие жители пишут заявления с просьбой снять с них плату за тепло. Получается, что нас в отличие от газовиков, энергетиков, связистов искусственно устранили от обслуживания всей системы. Хотя выстроить эффективную систему обслуживания вполне реально при наличии техники, специалистов. Осталось лишь заручиться согласием глав администраций муниципалитетов. – Кстати, предлагаемая вами система работы без посредников может дать дополнительный эффект в виде сокращения задолженности населения за услуги ЖКХ. Когда человек почувствует, за что он платит, потребительская дисциплина улучшится. Вы согласны? – Показатель собираемости платежей в объеме 80-90% складывается в основном из перечислений горожан, у которых есть работа и относительно стабильная зарплата, и неплатежей сельских жителей, с которых и взять-то нечего. Если бы не бюджетные организации, предприниматели, работающие на селе, наши убытки были бы гораздо ощутимее. Парадокс в том, что за помощью государства в виде субсидий на услуги ЖКХ сельчане не спешат, предпочитая не платить вообще. Отключить от теплоснабжения неплательщика по закону мы не вправе. В итоге задолженность за поставленные услуги в целом по компании составляет свыше 350 миллионов рублей. На эти средства можно было бы развернуть работы по реконструкции теплового хозяйства, направить их на капремонт котельных, покупку нового оборудования. – Не секрет, что во многих муниципалитетах руководство жилищно-коммунальных предприятий, подведомственных КТК, не может найти взаимопонимания с районными властями. Как собираетесь выстраивать отношения с муниципалами? – Приезжая в район, стараюсь беседовать с главами муниципалитетов с приглашением своих специалистов. Только общими усилиями можно обеспечить бесперебойную, а главное – безопасную работу коммуналки. И дело не только в финансовой помощи, но и в элементарном понимании текущих проблем. Сегодня руководитель района или города несет персональную ответственность за состояние жилищно-коммунального хозяйства. А значит, и понимание проблем коммунальных служб – в какой-то мере залог спокойствия главы муниципалитета, гарантия, что отопительный сезон пройдет без ЧП. – Усугубила финансовую ситуацию и проведенная монетизация льгот. Если раньше льготные отчисления сразу шли на счета коммунальщиков, то сегодня деньги выдаются на руки льготникам, которые используют эти средства не по назначению… – По нашим подсчетам, с начала монетизации КТК недополучила 15-20 процентов средств. По-человечески я понимаю льготников, и так стесненных в средствах. Ведь дополнительная копейка на счете дает возможность пенсионеру что-то приобрести. С другой стороны, не все льготники и раньше платили за ЖКУ, но коммунальщики хотя бы получали льготные перечисления. Сегодня старикам жалко отдавать эти деньги, если еще и услуга предоставлена некачественно. В идеале схема монетизации, когда льготник сам распоряжается господдержкой, будет работать, если повысится уровень сознания и ответственность льготника. – Помимо неплатежей, есть и проблема несанкционированного подключения к теплу. Как боретесь с этим явлением? – Мы и не боремся с самовольным подключением, так как испытываем дефицит потребителей услуг. Сегодня уровень присоединенной мощности меньше имеющихся в распоряжении компании возможностей теплоснабжения. Раньше котельные строились с расчетом обеспечения теплом леспромхозов, ферм. Сегодня большая часть промышленных предприятий, бюджетных организаций в глубинке закрыта, а котельные отапливают несколько жилых домов, вырабатывая лишь часть имеющейся мощности. А вот отказы населения от услуг центрального отопления серьезно бьют по бюджету компании. Отрезать частный дом можно без проблем. Но чаще всего бывает, что в многоквартирном доме львиная доля жильцов пишет заявление на отключение, а одна-две квартиры просят сохранить услугу, так как они, к примеру, являются льготниками. По закону компания не имеет права отключить дом от тепла, проложить отдельную трассу в квартиру также нереально. В итоге приходится содержать котельную, сети, насосное оборудование из-за пары-тройки жильцов. Таких примеров немало по республике. – Практически во всех муниципалитетах были пересчитаны нормы потребления коммунальных услуг. В одних городах и районах переходили на новые нормативы постепенно, чтобы не допустить резкого увеличения платы за квартиру, учитывая ежегодный рост тарифов. В других эти процессы совпали, что вызвало волну недовольства со стороны жителей республики. Люди получили квитанции и схватились за голову: обещали 26-процентное повышение, а реально сумма платежей увеличилась значительно больше. Так совпало, что вы возглавили КТК в этот непростой период. Каким образом выходите из положения? – К примеру, в Инте сначала приняли новые нормативы потребления услуг, а затем депутаты райсовета отменили это решение. В итоге таких метаний интинская тепловая компания получит 11 миллионов рублей убытков. За счет чего будем их компенсировать – неизвестно. Если бы своевременно, летом-осенью прошлого года, были приняты нормативы, то проблем бы не было. Рано или поздно местным властям придется приводить нормативы в соответствие. Поэтому сегодня нужно искать пути минимизации финансового бремени на население, а не пытаться выглядеть хорошими за счет коммунальщиков. – Снизить издержки производства можно, используя энергосберегающие технологии. Модернизация отрасли в последние годы проводилась в рамках республиканской программы реформирования ЖКХ. В условиях нестабильной экономической ситуации не будет ли свернуто финансирование этой программы? – В настоящее время 23 проекта модернизации теплового хозяйства находятся на стадии получения заключения. Цена вопроса – более трех миллиардов рублей. Понятно, что в современных условиях эта сумма неподъемна ни для КТК, ни для бюджетов республики и муниципалитетов. Привлечение инвестиционных средств также под большим вопросом. Вкладывать деньги в строительство котельных где-нибудь в глубинке банкам и бизнесу невыгодно. Хотя на уровне Правительства РК ведутся переговоры с ЕБРР и Внешэкономбанком о привлечении кредитов. Условием является предоставление госгарантий со стороны региона. Пока на эти цели средств в бюджете нет. Но это не означает, что проекты будут заморожены. Со своей стороны, исходя из имеющихся финансов, будем стараться переводить котельные на экономичные виды топлива. – Если речь зашла о топливе, скажите, как вы относитесь к идее развивать на территории республики пеллетное производство? – Этот вопрос обсуждался на уровне Минпромэнерго РК. Представители столичных компаний убеждали нас в том, что это выгодный вид топлива. Но, несмотря на относительную дешевизну пеллет – 2500 рублей за тонну, их энергетическая емкость ниже, чем даже интинский уголь, тонна которого обойдется в 700-800 рублей без НДС. Чтобы получить тонну пеллет, нужно доставить древесину или ее отходы, переработать сырье. Зачем лишние траты, когда тот же горбыль можно использовать в качестве топлива без специальной переработки? Кроме того, ввод пеллетных котельных подразумевает высвобождение наших работников. В условиях сельской безработицы – это непопулярный шаг. – Что бы хотели пожелать коллегам накануне профессионального праздника? – Мы пережили непростую зиму. Случались аварии, порывы на ветхих сетях. Но до возникновения чрезвычайных ситуаций, даже в сильные морозы, не доходило. Специалисты компании прилагают максимум усилий, чтобы «горячих точек» в нашем хозяйстве становилось меньше. В канун Дня работников жилищно-коммунальной сферы хотелось бы пожелать сил, здоровья, терпения всем сотрудникам отрасли и их семьям, чтобы пережить сложные времена нестабильной экономической ситуации. Марина Лысаковская. Фото Дмитрия Напалкова. Так уж сложилось, что большую часть трудовой жизни Магомед Нурмагомедович Османов отдал двум «вечно отстающим» отраслям – сельскому и жилищно-коммунальному хозяйствам. Более 12 лет работал в совхозе «Сосногорский». В 1996 году перешел в сосногорский жилкомхоз, где прошел путь от мастера очистных сооружений до руководителя «Водоканала». Заочно учился в УГТУ по специальности «водоснабжение и водоотведение». В 1999 году возглавляемое Османовым структурное подразделение жилкомхоза вышло в свободное плавание, было реорганизовано в МУП «Водоканал». Всего за несколько лет удалось избавиться от долгов по налогам, зарплате, частично обновить сети, привести в порядок заброшенные скважины, сделать ремонт оборудования. Эффект от деятельности коммунальщиков горожане почувствовали сразу, так как удалось решить проблему дефицита воды в многоэтажках, сократить издержки производства. В 2004 году под крыло «Водоканала» были переданы все котельные пригородной зоны Сосногорска. Спустя три года котельные перешли в ведение нового предприятия – «Сосногорской тепловой компании» – дочернего предприятия ОАО «Коми тепловая компания», которую с недавнего времени возглавил Магомед Османов. |