Из первых уст |
11 марта 2009 года |
Иван Стукалов: "Малый бизнес - "подушка безопасности" для всей экономики региона"
Системный кризис, поразивший экономику, может больно ударить по тем точкам роста, которые за последние годы наметились в регионе. По прогнозам аналитиков, в марте его последствия проявятся еще более отчетливо. Очевидно, что цены и дальше будут расти, а реальные доходы граждан снижаться. О том, каким образом правительство республики намечает поддержать население, предпринимателей и крупнейшие градообразующие предприятия в этих непростых условиях, мы попросили рассказать министра экономического развития РК Ивана Стукалова. – На одном из селекторных совещаний Главы РК с главами муниципальных образований прозвучала информация о том, что многие предприятия дают «дутые» отчеты о своей работе. На деле простаивают, а на бумаге изображают бурную деятельность с начисленной, но невыплаченной якобы зарплатой. По вашему мнению, ради чего такая имитация? – Во все времена были такие руководители. И их деятельность, вернее, имитация деятельности, активизируется в те периоды, когда возрастает спрос с руководителя за результаты работы возглавляемой им организации. Сейчас как раз такой период. Дело в том, что действия некоторых предпринимателей противоречат требованиям трудового законодательства по соблюдению прав наемных работников. Если при сокращении штатов или при ликвидации предприятий происходят какие-то нарушения, то представители трудовых коллективов вправе обращаться в Государственную инспекцию труда по РК, прокуратуру, суды. Очевидно, чтобы не иметь дело с этими структурами, иные недальновидные предприниматели и искажают реальные данные. – Глава Удорского района Руслан Ульянов на одном из селекторных совещаний заявил, что руководители некоторых предприятий на его территории умудрились сделать таким образом, чтобы работники уволились по собственному желанию, а не в связи с сокращениями штатов, сэкономив на выплате пособий. Есть ли, по вашим сведениям, подобные примеры в других районах? – Официальных обращений от работников или трудовых коллективов о давлении со стороны работодателей с требованием увольняться по собственному желанию в Правительство РК, Государственную инспекцию труда по РК не поступало. И я очень не советую руководителям предприятий так поступать. Придется отвечать самым серьезным образом. Работникам же можно посоветовать не поддаваться давлению и отстаивать свои права всеми возможными способами, в частности при помощи профсоюзных организаций. Конечно, в случае сопротивления можно впасть в немилость работодателя, и тогда нависает угроза увольнения из-за выговоров, мнимых нарушений трудовой дисциплины. Но если люди будут отстаивать свои права коллективно, сделать это будет куда труднее. – Судя по сводкам, лидером по объемам сокращений, по задолженности выплаты зарплаты стали подразделения предприятия ООО «ПСО «Труддорстройпром». То, что предприятие оказалось в таком положении, обусловлено только общим мировым кризисом или есть еще какие-то субъективные факторы? – Действительно, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК, по состоянию на 21 февраля 2009 года отмечалась задолженность по зарплате перед работниками ООО «ПСО «Труддорстройпром». Однако руководство предприятия подтвердило, что в настоящее время долги по зарплате перед работниками полностью погашены (письмо от генерального директора ООО «ПСО «Труддорстройпром» А.Васечко находится в министерстве). – В какой мере предусмотренная правительством программа организации общественных работ снимет остроту в ситуации по занятости населения? – Реализация программы позволит в течение года временно трудоустроить на общественных работах и обучить новым профессиям дополнительно свыше четырех тысяч человек. – Разработаны ли в республике дополнительные мероприятия, чтобы снизить остроту проблемы занятости населения? – В настоящее время Правительство Республики Коми утвердило целевую республиканскую программу «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда в Республике Коми» на 2009 год. Основными задачами являются: во-первых, организация общественных работ, то есть временное трудоустройство безработных, во-вторых, организация опережающего профессионального обучения безработных, а также работников предприятий, которые могут быть уволены, в-третьих, содействие в организации малых предприятий и самозанятости безработных граждан. На реализацию этих дополнительных мероприятий будет направлено примерно 70 млн.рублей из федерального и республиканского бюджетов. В настоящее время Управлением РК по занятости населения совместно с Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей республики формируется каталог видов общественных работ для временного трудоустройства высвобождаемых граждан. Кроме того, есть предложения, чтобы часть выделяемых на общественные работы денег направить на ремонт социальных объектов. Это новые рабочие места, использование продукции местных товаропроизводителей и решение проблем содержания этих объектов. – Наверное, не совсем правильно чохом разделять малый и крупный бизнес, и там, и тут есть благополучные и убыточные предприятия. И все же для какой сферы удары оказались ощутимее? – Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. Конечно, малый бизнес не имеет того запаса прочности, который может позволить себе крупный бизнес, но малый бизнес более гибок, быстрее адаптируется к изменяющимся условиям. Вот почему в республике уделяется такое внимание развитию малого предпринимательства, это своего рода «подушка безопасности» для экономики всей республики. – Кстати, какова доля и роль малого предпринимательства в экономике республики? – По имеющимся статистическим данным, число малых предприятий за год несколько сократилось, в то же время выросло количество индивидуальных предпринимателей. Общая численность занятых в малом, среднем бизнесе и индивидуальных предпринимателей превысила 90 тысяч человек. Малый и средний бизнес присутствует практически во всех отраслях экономики и охватывает многие виды экономической деятельности. Наиболее ощутим его вклад в сфере торговли, услуг, в строительстве. Ведущая роль будет принадлежать малому предпринимательству и в развитии новых отраслей, например, таких как туризм. В целом малый бизнес в общем объеме производства валового регионального продукта занимает 16%. С одной стороны, вроде бы потери с закрытием малых предприятий будут небольшие, если вести речь о влиянии на региональный бюджет в целом, поскольку в сумме налоги от малого бизнеса в год составляют меньше миллиарда рублей. С другой стороны, очень высоки потери в социальном плане – потому, что сокращаются рабочие места, высвобождаются работники, люди не знают, чем заняться, и как следствие возрастает социальная напряженность. Тут надо учитывать еще и территориальные особенности. Так, закрытие того или иного магазина в Сыктывкаре люди могут и не заметить, а закрытие магазина где-нибудь в сельском районе будет катастрофическим, поскольку зачастую это единственное на всю округу торговое предприятие. В республике принята ведомственная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в 2009 году», предусматривающая финансовую, имущественную, кадровую, организационную, информационную и консультационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Общий объем финансирования на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году увеличен в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом. В итоге более 50 миллионов рублей предусмотрено выделить на развитие и поддержку предпринимательства. – Это повышение финансирования программы произошло в связи с кризисом или изначально планировалось увеличение средств на этот год? – Решение по финансированию принималось во время формирования республиканского бюджета в сентябре-октябре прошлого года. Меры, предусмотренные в документе, можно назвать кризисными или антикризисными, но, безусловно, они направлены на поддержку предпринимателей. Сохранены все востребованные виды поддержки плюс добавлены новые, например в части компенсации затрат по подключению к энергосистемам и компенсации процентных ставок по кредитам, которые предприниматели будут брать под оборотные средства, чего раньше программа не предусматривала. До этого были заложены компенсации только по инвестиционным кредитам. Сейчас же это стало очень важным, поскольку банки ужесточили условия кредитования, да и ставки выросли. Компенсация части процентной ставки по кредитам всегда была наиболее востребованным видом поддержки малого бизнеса, а при кризисе эта поддержка вдвойне нужна. Так что смело можно назвать все эти меры поддержки антикризисными. – Насколько известно, правительство региона направляло в адрес федерального центра свои предложения по поводу смягчения нагрузки на бизнес, по изменениям в налоговое и бюджетное законодательство. По вашему мнению, каким предприятиям – малым или крупным – должны предоставляться большие послабления? – Давайте не будем забывать о социальной роли государства, о его обязанности учить, лечить, охранять, помогать старым и слабым. Планка налоговой нагрузки на предприятия на федеральном и региональном уровнях, как на крупный, так и на малый бизнес, задается этими обстоятельствами. Для правительства Коми интересы малого бизнеса приоритетны. – Понятно, что нельзя полностью освободить предприятия и предпринимателей от налогов, но речь идет о возможности более гибкой налоговой политики. Возможен ли дифференцированный подход в зависимости от масштабов предприятия, его географического расположения, сферы деятельности и т.д.? – Регулировать налоговое законодательство – это прерогатива российских органов власти. Пока то, что установлено, едино для всех. Если речь идет об уплате налогов нефтяниками, то значит, речь идет обо всех нефтяниках, если о лесниках, то соответственно обо всех лесниках независимо от масштабов и размеров их бизнеса. И каких-то нюансов в зависимости от географических особенностей – для Койгородка одно, а для Емвы другое – тоже нет и вряд ли когда-то будет предусмотрено. Говорить об этом пока нет никакого смысла. Что касается предприятий малого бизнеса, то все они уплачивают налоги по так называемой «вмененке» и «упрощенке», а это означает, что все они находятся на льготном налогообложении и налоги платят небольшие. – Но ведь возможно снизить арендную плату, освободить на какое-то время от требований надзорных органов, упростить процедуру регистрации предпринимательской деятельности. – Вопросы арендных и земельных отношений в компетенции органов местного самоуправления, и они могут оказать существенное влияние на развитие и поддержку малого предпринимательства. Сегодня в 17 муниципалитетах приняты программы, направленные на улучшение положения дел в этой сфере. В трех муниципалитетах – Усинске, Княжпогостском и Прилузском районах – утверждены перечни муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, для предоставления их субъектам малого и среднего предпринимательства. Аналогичный перечень государственного имущества формируется и на уровне республики. Но на уровне отдельных муниципальных образований кое-что, конечно, можно подкорректировать. Так, например, в начале февраля я побывал в Ухте – все предприниматели жалуются, что в муниципалитете установлена слишком высокая плата за землю и слишком высокая арендная плата за помещения, которые мэрия выделяет под их объекты (как правило, под магазины). Специалисты администрации Ухты обещали подумать и по возможности пересмотреть эти ставки. Беседовала Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |