Политика |
12 февраля 2009 года |
Не бюджетом единым/ Что дало селу Зеленец местное самоуправление?
С января этого года администрации сельских поселений наделены всей полнотой власти. По 131 Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» поселения обладают 33 полномочиями. К сожалению, полнота власти не обеспечивает полноты бюджета. Наверное, только местные руководители и знают, ценой каких усилий удается им в нынешних условиях бюджетного дефицита обеспечивать скромный сельский быт. Если в селе лампочки на столбах горят не через две и к ФАПу можно проехать не только на тракторе, то руководитель администрации поселения Зеленец Сыктывдинского района Олег Лажанев уже счастлив. Хоть копейка, но своя Зеленец считается благополучным поселением. Это обусловлено не только рентабельностью градообразующего предприятия – зеленецкой птицефабрики, дающей в поселенческий бюджет 80 процентов всех налоговых отчислений, но и тем, какие люди живут на этой территории, и тем, кого они видят своим лидером. Олег Лажанев несколько лет проработал учителем физкультуры в Зеленецкой средней школе, одно время был ее директором. Снискал среди односельчан славу деятельного и вдумчивого человека и был избран ими депутатом районного совета. Главой поселения Лажанев стал шесть лет назад по назначению администрации Сыктывдинского района. В октябре прошлого года его избрали главой поселения уже путем всенародного голосования. В отличие от многих своих коллег Лажанев – горячий сторонник местного самоуправления: «Наконец-то у нас появился свой местный бюджет. Отныне хоть какими-то деньгами мы можем распоряжаться самостоятельно. Раньше мы полностью зависели от района, поскольку вместо бюджета у нас была смета. За каждой копейкой приходилось ездить в администрацию района и просить Христа ради и на то, и на это, и при этом чаще всего ничего не перепадало. А теперь у нас появилась какая-никакая, а свобода действий». Больше всего проблем на первых порах было при формировании нормативно-правовой базы. Бумажная рутина отнимала очень много времени и сил, из-за чего зачастую приходилось откладывать в долгий ящик куда более насущные хозяйственные дела. Большинство новоявленных специалистов поселенческих администраций действовали на свой страх и риск, в итоге получали многочисленные предписания прокуратуры, предостережения и постановления об отмене тех или иных правовых актов. Даже консультации квалифицированных юристов не давали сколько-нибудь значимого эффекта: юрист администрации района одобрял, а юрист вышестоящей структуры находил тот же документ в корне неверным. Недаром говорят: два юриста – три мнения. Зеленецкие специалисты (в прошлом школьные учителя и социальные работники), конечно, тоже наломали дров в этом деле, но, к счастью, гораздо меньше, чем их коллеги. Выручило то, что у Лажанева второе образование – юридическое. По его словам, львиной доли ошибок можно было бы избежать, если бы республиканское управление по вопросам местного самоуправления с самого начала занялось разработкой, а затем и распространением на местах неких шаблонов, образцов необходимых нормативно-правовых актов. Местные приоритеты По словам Олега Лажанева, бюджета его поселения хватает на исполнение только 8 полномочий из 33-х, предусмотренных федеральным законом. Первостепенным сочли вывоз мусора, содержание кладбищ, уличное освещение, возведение детских городков, содержание и ремонт дорог, потребление электроэнергии, обеспечение жилищно-коммунальных услуг и объектов водоснабжения. Причем в обеспечение трех пунктов из этого перечня, а именно в водоснабжение, дороги и уличное освещение, путем хитроумных маневров удалось даже инвестировать некие средства. Как говорит Лажанев, в Зеленце все это было не в лучшем состоянии. Дороги разбиты, по трубам в квартиры текла ржавая вода и доходила из-за слабого напора только до третьих этажей, а на уличных столбах сплошь болтались перегоревшие лампы. Своих средств на восстановление этого поизносившегося хозяйства катастрофически не хватало, жалобы и обращения в вышестоящие инстанции ни к чему не привели, поэтому пришлось предпринять, что называется, разведку боем. В конце концов в прошлом году в обход районных властей напросились на прием к республиканскому министру архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, благо руководитель ведомства ходоков внимательно выслушал, и в результате зеленчанам удалось попасть в федеральную программу «Чистая вода», заполучив из бюджета 12 миллионов рублей на ремонт водозабора. В прошлом году на этот объект зеленчане уже потратили почти 1,5 миллиона рублей собственных средств. Подспорьем в 2007 году оказались и республиканские средства, выделенные на асфальтирование дорог второго жилого квартала протяженностью 1500 метров. Вдобавок получилось отремонтировать и тротуары. На укладке деревянных мосточков работали всем миром и обошлись минимальными расходами. – Людей удалось поднять на общественные работы, причем они сами же впоследствии говорили слова благодарности, дескать, приятно смотреть, что появилась в жизни какая-то динамика – народ работает, а село потихоньку хорошеет. Есть приятные моменты. Так, например, совет молодежи и совет женщин каждую весну сажают цветы и деревья, а затем бойцы школьных трудовых отрядов все лето ухаживают за палисадниками. Третий год сами управляются без всякого понуждения, сейчас даже семейными бригадами, – не без гордости замечает по этому поводу О.Лажанев. Впереди поезда бежать опасно Некоторые планы Лажанева в нынешних непростых условиях со стороны сравнимы разве что с бегом впереди поезда. Мыслимое ли дело: два самых затратных полномочия муниципального уровня – тепловодоснабжение и землеустройство – он не прочь был бы забрать в свои руки! Что ни год – Лажанев затевает переговоры о передаче поселковой котельной, находящейся в муниципальной собственности, на поселенческий уровень. С одной стороны, это непомерная для поселенческой администрации ответственность: случись какая авария, вряд ли Зеленец найдет деньги на ликвидацию последствий ЧП в теплосетях, но… С другой стороны, будь котельная в собственности поселения – легче было бы осуществлять постоянный мониторинг и вовсе не допускать аварий. При нынешних обстоятельствах районное начальство бывает в котельной в лучшем случае при проведении контрольных испытаний в канун отопительного сезона, а предостережения зеленецких специалистов остаются чаще всего гласом вопиющего в пустыне. При этом любые попытки поселенческой администрации что-то предпринять на финансовом уровне будут расцениваться как недопустимое превышение полномочий. Кроме того, зеленецкая котельная отапливается газом. Это пока один из самых дешевых видов топлива. Затраты по сравнению с остальными близлежащими котельными минимальные, однако зеленчане платят за потребление тепла по тарифу, составленному по принципу среднеарифметического показателя суммы затрат вкупе со всеми теми котельными, которые находятся в близлежащих населенных пунктах – Мандаче, Палевицах, Часово, Слудке. Местное население Зеленца в данном случае поставлено явно в невыгодные условия по отношению к соседям, поскольку не имеет возможности воспользоваться своим конкурентным преимуществом. Кстати, это одна из тех претензий, которую зеленчане предъявляют своему лидеру при каждом удобном случае. Но О.Лажанев прекрасно понимает, насколько опасно бежать впереди поезда. Котельная исчерпала свой ресурс, а строительство новой оценивается в 40 миллионов рублей. Понятно, что без поддержки муниципалитета, региона и Федерации столь амбициозный проект не потянуть. Вопрос о земле А вот право распоряжения землей, по мнению Лажанева, однозначно следовало бы забрать у района. То, что этот вопрос находится в ведении муниципалитета, причиняет массу хлопот поселянам. Допустим, гражданин просит выделить земельный участок или желает оформить аренду земли. Он везет заявление в администрацию района. Между тем муниципальные специалисты пока не проводили всеохватных, полномасштабных работ по межеванию земель, поэтому в каждом подобном случае муниципальный специалист вынужден выезжать по конкретному запросу. Как показывает практика, на то, чтобы провести замеры в полевых условиях, районному специалисту придется потратить целый рабочий день. Для зеленчан Выльгорт далеко не ближний край. Однако им, прежде чем получить оформленные документы, придется съездить в райцентр не раз и не два. Как говорит О.Лажанев, у района есть возможность согласно 131 закону передать полномочия (соответственно с финансами на содержание этого специалиста) на уровень поселения. Вопрос об этом зеленецкая администрация не раз ставила перед районными властями, но пока безрезультатно. Между тем люди приходят в поселенческую администрацию по земельным вопросам по десять раз на день, но им приходится отказывать на том же самом основании, дабы не превышать полномочий. Гражданский форум на селе Уникальность зеленецкого опыта заключается в том, что администрация села разработала собственный трехгодичный план социально-экономического развития. Как считает Лажанев, с этим он явно поторопился. Проекты зеленчан не вписались ни в планы района, ни в планы республики. Известно, что в региональном плане социально-экономического развития прописаны 40 крупнейших инвестиционных проектов, но в отрыве от конкретных территорий. На уровне района же такого плана попросту не существует. Однако администрация Сыктывдина, по свидетельству самого Лажанева, поддерживает его практически во всех начинаниях. И все же, по словам зеленецкого главы, районные власти не в силах охватить своим вниманием все 13 поселений. По мнению Лажанева, подлинным защитником интересов поселений могла бы стать ассоциация совета МО. Пока же инициативы снизу и сверху идут параллельными путями. Местное самоуправление заработает в полную силу, когда два этих потока сольются в единый. Как считает О.Лажанев, еще три года назад люди только и делали что возмущались и требовали, но сами никак не участвовали в решении проблем. Лажанев начал с того, что провел серию собраний с выборами старост во всех деревнях. Выслушал все жалобы и предложения, сразу распределил, что решение оных берет на себя, решение других откладывает до лучших времен, а выполнение третьих поручает самим жителям округи. По замыслу функции старост заключались в том, чтобы контролировать какие-то процессы и информировать специалистов администрации о возникновении «очагов разрухи». По словам Лажанева, дела потихоньку пошли на лад. Старосты занялись сбором денег, некоторые, например, находили волонтеров, чтобы вкрутить те же перегоревшие лампочки на столбах, а иные благодаря родственным или добрососедским отношениям ухитрились даже наладить расчистку дорог от снега. Позже Олег Лажанев взялся за возрождение общественных объединений: совета молодежи, совета женщин, совета ветеранов и совета инвалидов. Добился, чтобы во всех четырех организациях выбрали новых председателей, а в 2007 году в Зеленце провели свой сельский гражданский форум с участием руководителей республиканских общественных объединений. На той встрече решили создать общественный совет села, куда вошли бывшие и действующие руководители местных предприятий и организаций, депутаты местного и районного советов, а также почетные граждане села. За создание общественного совета все дружно проголосовали, но на деле оказались не готовыми к систематической работе. Созрели только через два года. В конце января нынешнего года состоялось первое организационное совещание этого совета, на котором утвердили состав и проект положения новоиспеченной общественной структуры. – Поработав на этой должности, я почувствовал свободу: ведь решение принимаю сам. А когда планы воплощаются в жизнь и дело доведено до конца – это здорово, – говорит напоследок зеленецкий глава. Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |