Культура |
11 декабря 2008 года |
Утиный клюв и початок кукурузы/ С родословной финно-угорской игрушки знакомит новая выставка
Нынешний год в республике богат на мероприятия с финно-угорской «начинкой». Еще одна выставка, посвященная родственным народам, в конце минувшей недели открылась в Национальном музее РК. Она называется «Финно-угорская игрушка». Выставка получилась яркой, пестрой, предновогодней. Ее главными героями стали куклы. Забавы ребятишек всех времен и народов на этот раз представлены не только в большом количестве, но и под определенным углом зрения. В отделе этнографии музея уже несколько лет идет сбор игрушек с финно-угорской «родословной». Большая часть из них впервые из фондовых закутков предстала перед посетителями. Сотрудники музея Татьяна Пьянкова и Татьяна Фалалеева проделали огромную работу, чтобы не только собрать кукол, но и выявить их особенности и закономерности. Все игрушки отличает одна особенность: за ними спрятан богатый пласт верований, представлений о мире и человеке, присущий всем финно-угорским народам. Куклы исстари наделялись магическим смыслом, отождествлялись с потусторонними силами, несли определенную энергетику. Несмотря на общие качества, ребячьи забавы у каждого народа имели и свою изюминку. Например, коми куклы почти никогда не имели глаз, носа, ушей... Их лицо оставалось без росписи, так как считалось, что, обретя черты, они могли ожить и напугать ребенка. Из каких только материалов народы-сородичи не мастерили игрушки! Традиционная ненецкая кукла, к примеру, изготавливалась из утиного клюва. По древним верованиям самодийских народов, именно птица являлась матерью-прародительницей. Сделав куклу из клюва птицы, мать-ненка пыталась оградить свое чадо от зол и напастей. У коми-пермяков при изготовлении игрушек в ход шли и трава, и солома, и щепка. В Удмуртии кукол очень часто делали из глины. А также из лоскутков, при этом не используя ни ниток, ни иголок. Скрепленные таким образом обрезки тоже служили оберегом. Кстати, удмурты кукол делали и из полешков, оборачивая их куском ткани. А марийцы свои игрушки тщательно пеленали в холсты. Здесь, как нигде, куклы были в ходу и в чести. Марийских девочек, впрочем, как и их сверстниц из других финно-угорских регионов, замуж выдавали рано. В дом мужа девочка-жена приносила целый ворох холщовых кукол, иногда до ста штук. Это считалось добрым предзнаменованием: где много куколок, там много детей. Тулово кукол из соседней с Коми Кировской области сделано из мешочков с зерном. Зерновым нутром игрушки начинялись осенью, после обмолота урожая. Всю зиму дети играли такими кукляками. А весной мешочки вскрывали и сохранившееся таким образом зерно бросали в борозды. Считалось, что эти зернышки наполнились положительной детской энергетикой и дадут хорошие всходы. А кукол из чесаного льна давали играть больным детям. По поверьям, недуг уходил в лен, куклу после этого сжигали. На выставке в Национальном музее представлены коллекции кукол из Финляндии, Эстонии, Карелии. Есть и куклы, которые родом из небольших финно-угорских поселений с немногочисленными народностями ижора, ливы, водь. Водьские игрушки тоже изготовлялись с большими предосторожностями, например, мастерица не должна была брать в руки ни ножницы, ни иголку. Набивали такие куклы нитками, выдерганными из кусочков ткани. А вот традиционные венгерские куклы нельзя представить без кукурузы. Когда мастерили куклу, в ход шли и стержни, и початки, и кожура царицы полей. Все это преследовало одну цель – изобилие, продолжение рода. Открытие выставки, собравшее множество посетителей, получилось по-настоящему праздничным. Для гостей пела Лидия Логинова. А мастерицы из села Ыб Сыктывдинского района Нина Дмитриевна Гилева и Энгелия Ивановна Муравьева тут же могли дать советы начинающим рукодельницам и поведать легенды, которыми было окутано рождение каждой игрушки в семьях здешних крестьян. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |