Общество |
29 августа 2008 года |
Александр Заборский: "Мы не претендуем на соседние земли"
Недавно в сыктывкарской администрации обсуждалась концепция градостроительного развития столицы. Напомним, согласно Градостроительному кодексу РФ, принятому четыре года назад, к 1 января 2010 года городские округа в обязательном порядке должны быть обеспечены документами территориального планирования – генеральным планом и правилами землепользования и застройки. Разработкой этой документации для Сыктывкара занимается питерское ООО «Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО». Представляя недавно ее концепцию, главный архитектор проекта Ольга Красовская среди прочего поведала о строительном будущем Сыктывкара. Но порой оно кажется настолько фантастическим, что заставляет усомниться в реализации намеченных планов. По нашей просьбе новый документ прокомментировал главный архитектор столицы Александр Заборский. – Александр Савватьевич, корректировкой действующего генплана и разработкой правил землепользования и застройки занимается санкт-петербургский институт. Предыдущий документ тоже готовили питерцы. А у нас что, не нашлось своих специалистов? – Понимаете, в нашем регионе нет смысла держать крупную компанию, которая бы занималась генеральным планированием. Мы никогда самостоятельно не делали корректировку генеральных планов. Надо сказать, когда мы объявили в прошлом году конкурс на выполнение работ по разработке градостроительной документации, желающих заняться этим было немного, потому что не устраивала предложенная сумма. В конкурсе участвовала только одна компания – «ЭНКО». Но это специалисты высокого уровня, они занимаются разработкой генпланов для многих регионов. – Если в двух словах, то в чем особенность нового документа? – Нужно уточнить, что речь сейчас идет о корректировке действующего генерального плана. А правила землепользования и застройки, расписывающие строительство более детально, появятся немного позднее. Что касается особенностей, то принципиально изменился подход к территориям. Мы уже не претендуем на соседние земли. Новый документ предусматривает развитие города в существующих границах. – А что, раньше Сыктывкар претендовал на соседние земли? – Да, были мысли о том, чтобы местечко Соколовка, где строят новый аэропорт, вошло в состав Сыктывкара. То же самое касалось и деревни Граддор, расположенной в Сыктывдинском районе. Теперь основные расчеты будут сроиться исходя из предполагаемой численности населения к 2025 году. Ожидается, что к этому времени она увеличится в Сыктывкаре на 40 тысяч и составит 280 тысяч человек. – Александр Савватьевич, что в ближайшие годы произойдет с Эжвой? – Еще по прежнему плану Эжва должна соединиться с городом. Мы и сейчас не оставляем эту мысль. Эжвинский район должен приблизиться своей застройкой от улиц Славы, Весенней к микрорайону Орбита. В самой Эжве предусматривается освоение, в частности, южных территорий. Небольшой квартал должен появиться возле микрорайона Строитель. В Эжвинском районе также планируется создание благоустроенной парковой зоны. Предусматривается модернизация и Нижнего Чова. Но сроки реализации генплан не устанавливает, это решает местная власть. Многое зависит от того, будут ли помогать Сыктывкару республика и федеральный центр, поскольку реализация отдельных проектов, в частности снос ветхого жилья, осуществляется на условиях софинансирования. – А какова судьба нынешнего Сыктывкарского аэропорта, точнее, территории, где он располагается? Уже давно говорят о том, что здесь появятся кварталы элитного жилья, как только столичный аэропорт перенесут в Соколовку. Проектировщики связывают с этой площадкой большие надежды, потому что она расположена в центре, не требует больших затрат на подготовку строительства и так далее. – Еще старым генпланом предусматривалось, что здесь появятся жилые кварталы и сопутствующая инфраструктура – торговые, спортивные, развлекательные учреждения, детские сады, школа. От этой идеи мы тоже не отказываемся, но все упирается в сроки, а именно, когда аэропорт, расположенный в центре города, перенесут в Соколовку. Не стоит забывать, что здесь располагается и вся инфраструктура, находящаяся в федеральной собственности. Изначально главная мысль была такая: самолеты не должны взлетать и садиться над Сыктывкаром. А уже потом появились идеи по освоению этой площади. Для этого нам понадобятся новые котельные, очистные сооружения, водопровод. Рабочей документации на освоение этой территории пока нет, так как неизвестно, когда аэропорт перенесут в новое место (планируется, что в 2010 году, но, судя по всему, сроки отодвинутся. – Прим. автора). И глядя на то, какими темпами это продвигается, мы не стали тратить деньги на рабочую документацию, потому что она быстро устаревает. – Пожалуй, самая фантастическая, на мой взгляд, задумка проектировщиков – организовать в Заречье городской или даже республиканский деловой центр. Предполагается, что с центральной частью Сыктывкара он будет связан автомобильным мостом… – По современным нормам Заречья вообще не должно быть как жилого района. – То есть? – То есть люди там вообще не должны жить. Это подтопляемая территория, и жилья там не должно быть в принципе никакого. Если участок подтопляется хотя бы раз в сто лет – всё, он не пригоден для проживания людей. Но так традиционно сложилось, что у нас затопляет чуть ли не половину республики, потому что люди заселялись поближе к реке, чтобы заниматься рыболовством или в силу каких-то иных причин. В данном случае необходимы либо инженерные укрепления вроде подсыпки дамбы, чтобы исключить подтопление, либо переселение людей с этих территорий. Второе с точки зрения финансовых затрат более выгодно. Главное, чтобы никто не страдал, чтобы в спешном порядке не эвакуировали людей, коров не поднимали на крыши и т.д. – Тем не менее проект предусматривает там размещение делового центра… – Журналисты почему-то ухватились за идею построить там развлекательно-деловой центр, и преподали ее как ближайшую перспективу Заречья. В первую очередь проектом предусмотрена ликвидация жилья. А как предложение – построить что-то взамен, поскольку территория находится в городе. Вот проектировщики и предложили использовать ее под деловой и развлекательный центр, соединив с городом при помощи моста. Мы, кстати, уже запроектировали два моста: один подвесной пешеходный в районе гостинцы «Югор» и один автомобильный на улице Пушкина. Но наиболее реальный проект – первый. А если помечтать и представить, что у нас появились лишние деньги, то можно было бы укрепить дамбу, вычистить русло реки и сделать хороший проект в Заречье, что-то наподобие «город в городе» – современный развлекательный центр. – Александр Савватьевич, скажите, а вы сами довольны представленным проектом? На ваш взгляд, он реальный? – А здесь нельзя фантазировать. Есть три условных категории: первое – то, что есть, второе – то, что мы можем сделать, и третье – как должно быть. И вот новый генеральный план нам подсказывает, что именно должно быть в Сыктывкаре через пятнадцать лет. Ведь основные принципы развития города со времен старого генплана в целом не изменились. Надо Октябрьский проспект соединить с улицей Колхозной – мы это делаем. Улица Первомайская должна выйти на перекресток Печорской и Петрозаводской. Трудно, тяжело, но мы продвигаемся. Нужна объездная дорога для вывода грузового транспорта или улица параллельно Октябрьскому проспекту. Нужна – значит, будет. Еще мы планируем улицу Лесопарковую вывести в Эжву. Авторы проекта предлагают продолжить строительство объездного пути западнее Сыктывкара и подумать о южной обходной дороге с выходом на трассу Пермь – Сыктывкар – Архангельск. Территория Сыктывкарского механического завода должна быть максимум общественно-деловая, чего мы планомерно добиваемся. Для промышленности, например, у нас есть Човский и Северный промузлы. А в районе Красной горы планируется создание большого парка, музеев этнографии и деревянного зодчества. Мы хотим сделать из Сыктывкара настоящую столицу. – Есть серьезные опасения, что с появлением нового ген-плана в городе начнут застраивать свободные участки земли. И в первую очередь, понятно, на центральных улицах, занимая дворовые территории. Я с тревогой поглядываю на свой чудесный двор на улице Коммунистической, куда при желании можно втиснуть жилое строение или новый офис. Признаться, как-то не хочется, чтобы там разрушали зеленую зону, сносили площадку для детей… – Ничего не поделаешь, существуют определенные правила застройки. Уверяю, вы не одна, кто опасается за «свой» двор. Нам пришлось пережить не один конфликт по этому поводу. А сколько, скажите, вы заплатили за него – чтобы его содержали? Стефановская площадь – это наша с вами территория, потому что считается землей общественного пользования. Улицы, дороги, тротуары, парки, скверы – тоже общие. А вот двор необходимо документально закрепить за вашим домом, ТСЖ, самостоятельно содержать его. И тогда, поверьте, никто не будет на него претендовать. Мы никогда не конфликтуем с теми жильцами, за которыми закреплена их дворовая территория. Не имеем права. Некоторые жильцы, чтобы избежать дополнительных затрат, утверждают придомовую территорию буквально впритык к зданию, на расстоянии одного-двух метров. Говорят, мол, а нам и этого хватит. Даже предусмотренный законом минимум площади не хотят взять, чтобы разместить на ней детскую площадку, скамейки поставить для пенсионеров, организовать подъезд к дому. Когда жители бунтуют, они просто заявляют, дескать, мы не хотим, чтобы у нас было то-то и то-то. Но никаких прав на эту площадку они не имеют. Согласно новому Жилищному кодексу дворовые территории нужно закреплять за домами. А вашу площадку, скорее всего, тоже займут под строительство, если она не принадлежит ТСЖ… Я ни в коем случае не призываю, чтобы застраивали все свободные территории – я вообще говорю об отношении наших жильцов… Беседовала Ольга КЕРМАС. Фото автора. Для справки: Действующий генеральный план Сыктывкара, разработанный по заданию Минархстройэнерго РК петербургским институтом в 1991-1992 годах, был утвержден решением сессии сыктывкарского горсовета в 1993 году. Основные положения генплана были определены на первую очередь строительства – 2000 год и расчетный срок – 2015 год. В апреле 2007 года состоялся открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по корректуре генерального плана. Победителем конкурса была признана питерская фирма «ЭНКО». Общая стоимость работ по разработке градостроительной документации составляет около девяти миллионов рублей. Предполагается, что новый генплан будет утвержден в середине 2009 года. |