Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
27 июня 2008 года

Ночные пациенты

/ Накануне Международного дня борьбы с наркоманией корреспондент "Республики" дежурила в столичном наркодиспансере

В старенькое кирпичное пятиэтажное здание за Сыктывкарским государственным университетом, где на первом этаже располагается ГУ «Коми республиканский наркологический диспансер», в иные дни доставляют до десяти наркоманов.

Как правило, ночью. В ночь с 21 на 22 июня, накануне Международного дня борьбы с наркоманией, наш корреспондент дежурила в кабинете наркологических экспертиз вместе с заведующей кабинетом профилактики ГУ «Коми республиканский наркологический диспансер» Людмилой Абрамянц.

Людмила Сергеевна заступила на дежурство в восемь часов вечера. К этому времени подъехала и я. «Наверное, зря я вас так рано пригласила, – запереживала она. – Обычно ближе к одиннадцати часам вечера начинают поступать пациенты. А может, вообще никого не привезут. Неужели до утра будете дежурить?»

– Буду, – уверенно ответила я.

– Пойдемте посмотрим журнал посещений, сколько вчера было доставлено пациентов, – Людмила Сергеевна повела меня в кабинет, где непосредственно проходит освидетельствование. – Смотрите, вчера был доставлен лишь один человек в состоянии алкогольного опьянения. Вот записи за пятницу, 20 июня. У трех человек обнаружен морфин. Значит, они вводили себе кустарный наркотик, который в их среде называется дезоморфин. Делается он из лекарственных кодеинсодержащих препаратов.

Согласно записям в журнале нередко в кабинет медосвидетельствования попадают водители в наркотическом опьянении (в алкогольном опьянении гораздо больше), которых доставляют сотрудники Госавтоинспекции. Также сюда привозят студентов, безработных. В общем, контингент самый разнообразный.

– В вашей практике бывало, что доставляли подростков? – спрашиваю я.

– В кабинет наркологических экспертиз в мое дежурство – нет. А вот в кабинете профилактики – основное место моей работы – подростки бывают, – говорит Людмила Сергеевна. – Несколько лет назад моей пациенткой стала одиннадцатилетняя девочка. Сейчас уже не помню, из какого она была города. Юная прелестная девочка, но наркоманка, причем кололась героином. Лежала у нас почти месяц. Потом ее родители увезли. Увы, о ее дальнейшей судьбе мне ничего не известно.

– Она не рассказывала, как начала принимать наркотики, может быть, ее «посадили» на героин? – допытываюсь у собеседницы.

– Вы знаете, большинство наркоманов сели на иглу по собственной воле, из любопытства, – говорит Людмила Сергеевна. – Ни один наркоман, погибающий в притоне или общественном туалете от передозировки, не планировал для себя такого, когда вводил себе первую дозу или затягивался первым «косяком». Они считают, что в жизни надо все попробовать, что один раз уколоться не страшно, что они смогут себя контролировать и, если появится зависимость, смогут бросить... Практически все девочки, которые лечились у меня, начали употреблять наркотики, насмотревшись на своих парней. Был такой случай: девочка дружила с дворовыми парнями, которые кололись. Она за ними наблюдала, узнавала, что они испытывают, что происходит после укола. Однажды решилась сама попробовать. Через шесть месяцев опомнилась, пришла к нам в наркодиспансер. Очень тяжело проходило лечение. Ведь психическая зависимость – состояние страшное.

– Говорят, что наркоманию до сих пор не научились лечить ни в одной стране мира. В том смысле, что стопроцентную гарантию не дает ни один метод. Большинство наркоманов, проходивших лечение и желающих избавиться от наркозависимости, вновь возвращаются к наркотикам, – продолжаю беседу.

– Это не так. У нас есть достаточно примеров, когда человек выздоравливал, – возражает Людмила Сергеевна. – Если пациент принимал наркотики недолго – до шести месяцев и кололся нерегулярно, то есть не каждый день, то таких мы вылечиваем. Вообще, каждый наркоман мечтает легко выздороветь. Они боятся ломки, неуправляемого лечения. Многие наркоманы прикладывают максимум усилий, чтобы вылечиться, но часто срываются, когда встречаются с друзьями-наркоманами. Я считаю, чтобы вылечить наркозависимого человека, его надо изолировать от тех, с кем он общался. Да что мы все о грустном, давайте я вас чаем угощу.

С начала дежурства прошло два с половиной часа. Людмила Сергеевна быстро организовала стол с шоколадом и печеньем и как бы в шутку сказала: «Сейчас сядем пить чай, и обязательно кого-нибудь привезут». Так оно и вышло. Только мы уселись у стола, налили чай, прозвучал звонок. Сотрудники милиции доставили на освидетельствование молодого человека. На часах было 22.35.

На вид ему лет 25-30, одежда грязная, взгляд мутный. Его подобрала бригада скорой помощи на одной из улиц в селе Выльгорт. Доставили в больницу, где был поставлен предварительный диагноз – передозировка. После этого его направили в дежурную часть, а уже оттуда – в наркодиспансер.

Медсестра Галина Антонова указывает ему на стул. Молодой человек не спеша опускается на сиденье, время от времени теребит свой нос и почесывает спину.

– Еще и выпивал? – спрашивает Людмила Сергеевна, взглянув на парня.

– Со вчерашнего дня, ведь наши победили, – признается молодой человек.

– Как тебя зовут?

– Алексей.

– Работаешь?

– Пишите безработный. Но образование у меня высшее, недавно я окончил Нижегородский институт.

Алексея просят дунуть в трубку. Алкометр показывает – 1.15 промилле.

– Руки вытяни перед собой, глаза закрой, теперь дотронься до кончика носа сначала правой рукой, а потом левой, – командует врач.

Людмила Абрамянц осматривает руки Алексея: «Ага. Вот очень отчетливо видна свежая дорожка. Что колол? А вот еще одна. Язык покажи. Хорошо. Что такой израненный?»

– Посмотрите, – обращается Людмила Сергеевна ко мне, – у него зрачки сильно сужены: их практически не видно. Это классическая клиника при употреблении героина.

– Я ничего не колол, – говорит Алексей, пытаясь выглядеть убедительным.

– Героин колол? – продолжает Людмила Сергеевна.

– Я не колюсь, – пациент стоит на своем.

– Ладно-ладно. Мы сейчас в два счета все узнаем, – не уступает врач-нарколог.

– Сдаюсь. Я состою у вас на учете, каждый месяц прихожу сюда, отмечаюсь, – признается Алексей.

– А давно на учете?

– Год.

Алексею выдают стерильную баночку для анализа мочи. Именно по ней врачи определяют, что употреблял доставленный. Существуют специальные тест-полоски, с помощью которых можно выявить аж шесть наркотиков – морфин, марихуану, кокаин, амфетамин, метамфетамин и бензодиазелин. Причем для проведения теста достаточно всего 10 миллиграммов жидкости.

– Дайте сначала воды попить, а то мне пока не хочется, – умоляет Алексей.

Ему дают воды и отправляют в специальную комнату, но не одного. Со слов медсестры Галины Антоновой, наркоманы очень хитрые. Они прекрасно осознают, что тест-полоска даст положительный результат, поэтому всячески пытаются сдать под видом, извините за подробности, мочи, например, воду.

– Они черпают ее из унитаза, – рассказывает Г.Антонова. – Поэтому мы всегда отправляем с пациентами в специальную комнату сотрудника милиции. Был случай, когда наркоман принес анализы с собой в пакетике. Дает мне банку, а она холодная. Я сразу заподозрила неладное. Нас ведь не так-то просто провести.

Алексей залпом выпивает два стакана воды и уходит.

– Здесь клиника употребления героина прослеживается наглядно, – воспользовавшись свободной минуткой, объясняет Людмила Сергеевна. – Об этом, во-первых, свидетельствуют дорожки на руках. Их у него немного, потому что он колется в одни и те же места. У тех, кто колет дезоморфин, как правило, много дорожек. Многие наркоманы колются в такие места, о которых вслух и не скажешь. Во-вторых, вы видели его зрачки – суженные, мутные. Кроме того, вы, наверное, заметили, что он постоянно чесал свой нос и спину. Это зуд. Значит, он укололся совсем недавно. Потом посмотрите, какой он бледный. Единственное, что не характерно для героиновых наркоманов, так это употребление алкоголя. А наш пациент, помимо того что укололся, еще и выпивал.

С момента, как Алексей ушел в специальную комнату, проходит 30 минут. Галина Антонова решает проверить, как у него дела.

– Не пускайте его в туалет, он же специально все в унитаз спустит, – слышится голос Галины Васильевны. Она разговаривает с сотрудниками милиции. – Сколько таких случаев было.

Через несколько минут после этого Алексей возвращается в кабинет и просит еще воды.

– Что колол? – еще раз спрашивает Людмила Сергеевна.

– Вы что, я не колюсь, – улыбается Алексей. Выпивает воды и опять отправляется в специальную комнату.

– Все наркоманы – вруны, – отмечает Людмила Сергеевна. – Они говорят правды лишь двадцать процентов. Причем врут так правдиво, что многие им верят. Особенно родители.

И опять ожидание. Проходит еще пятнадцать минут, результат прежний – ни капли анализа. Врачи по очереди ходят и проверяют, что делается в специальной комнате.

Кто-то предлагает поставить Алексею катетер. Причем сказано это было специально громко.

– Не надо катетер, я очень стараюсь! – кричит Алексей.

Эпопея с Алексеем продолжалась до 12 часов ночи. Врачи и сотрудники милиции были измучены ожиданием, а Алексею, похоже, было совершенно безразлично все, что с ним происходит. Он шутил, веселился.

– Это временное состояние, – пояснила Людмила Абрамянц. – Так называемая вторая фаза – состояние иллюзий. Вы видите, что он добрый, шутит, потому что недавно укололся. Сейчас он не думает, где достать дозу. Все это будет позже. Через несколько часов после дозы героина их начинает «ломать», знобить, появляется депрессия, боли в животе, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах и пояснице.

Со слов наркоманов, «ломка» сравнима разве что с состоянием при тяжелейшем гриппе, помноженным на сильное пищевое отравление, с ощущением, что ваш спинной мозг выдирают из позвоночника. И это лишь малая толика того, что испытывает наркоман во время ломки.

В начале первого Алексея увезли в дежурную часть вместе со стерильной баночкой. И лишь через полтора часа милиционеры привезли анализ в наркодиспансер. Людмила Сергеевна сделала в журнале соответствующую запись. А Алексею теперь грозит административная ответственность – штраф либо арест.

– Жалко парня, – призналась Людмила Сергеевна, когда милиционеры ушли. – Молодой, красивый. Что он с собой делает? Таких, как он, у нас на учете 1123 человека, из них 224 – женщины, 2 подростка. Алексею повезло, его нашли медики, откачали, а скольких не удается спасти! За пять месяцев этого года в республике зафиксировано 145 случаев отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами, из них 13 случаев со смертельным исходом. Мы готовы помогать каждому, кто к нам обращается. Конечно, коек для больных наркоманией у нас не так уж и много – по всей республике всего 183. Но главное не это, главное, чтобы наркоман очень-очень хотел вылечиться. Увы, бывает, что к нам приходят лишь для того, чтобы снизить дозу.

В эту ночь в наркологический диспансер больше никого не доставляли.

Елена МАКИНА.

Фото автора.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №120 (3794) - 27 июня 2008 года

Делегация Коми отправляется в столицу Югры

Купол закрепят надежно

Чтобы не замерзнуть

Шахтеры получат новую награду

Утром деньги, вечером - паспорт / Сыктывкарские коммунальщики придумали новый способ борьбы с должниками

Сердце Даниила / Еще немного промедления, и спасти воркутинского мальчика было бы невозможно...

Дачники в городе / Под окнами многоэтажек сыктывкарцы обустраивают сады, огороды и цветники

 №119 (3793) - 26 июня 2008 года

Если ждет тебя жизнь Робинзона / В детском оздоровительном лагере "Мечта" открылась первая профильная смена

Форум и фестиваль в честь Дня молодежи

Болельщиков просят не выходить за рамки дозволенного

Заседание антитеррористической комиссии

Чисто там, где не сорят? / Сыктывкар отметили по первой категории

Выпускники опротестовывают результаты ЕГЭ / Четверть апелляций удовлетворены

Субботник в лесу

Открылся новый ФАП

От концепции - к программе / Правительство РК рассмотрело перспективы развития туризма, молодежную политику и отраслевую систему оплаты труда

"Вэртас" готово отправлять туристов к знаменитым столбам выветривания

 №118 (3792) - 24 июня 2008 года

Бакалавры, магистры и просто специалисты / Глава республики вручил дипломы выпускникам УГТУ

Лучшие выпускники приглашены на бал в Кремле

Мечта ухтинцев становится реальностью

На случаи пожара и теракта в Сыктывкаре проверили готовность к чрезвычайным ситуациям

Память на века / Имена фронтовиков увековечены на плитах мемориала в Визябоже и в электронной фотогалерее

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 120 (3794)
27 июня 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»