Из первых уст |
11 июня 2008 года |
Алексей Николаев: "Аппарат, которому не до игр"
Юбилей законодательного органа Республики Коми еще и повод оглянуться и «сверить часы». На вопросы нашего корреспондента ответил руководитель аппарата Госсовета РК Алексей НИКОЛАЕВ. – Алексей Михайлович, свой первый депутатский опыт вы получили еще в советские времена в поселке Жешарт. И как это было? – Когда я в молодости работал на Жешартском фанерном комбинате, то входил, как тогда говорили, в актив. Молодой, все внове, конечно, было интересно. А почему бы и нет? Предложили выдвинуться по одному из округов, меня избрали, вот так и пошло. Довелось быть депутатом поселкового и районного советов. Получил возможность непосредственного общения с очень интересными людьми. Среди депутатов было много заслуженных и уважаемых земляков, включая и рядовых рабочих, и руководителей предприятий. – Получали наказы от избирателей… – Естественно. Тогда ведь депутатские наказы утверждались на собрании избирателей. Это сейчас все изменилось: как относиться к обращениям и просьбам своих избирателей – личное дело каждого депутата, и он сам решает, что с ними делать. Со времен моей депутатской деятельности прошло уже много лет, многих деталей сразу и не вспомнишь. В общем, старался обеспечить выполнение наказов, данных избирателями, самыми разными путями: сам или через разные инстанции. Ну что решалось на уровне депутатов поселкового совета? Построить мостки, тротуар… – Строили-строили мостки и тротуары и с производства ушли, как тогда это называлось, на «партийно-советскую работу»… – В мае 1988 года меня избрали председателем райисполкома, позднее был главой Усть-Вымского района и председателем райсовета. – А в 1990 году вы стали депутатом Верховного Совета Коми АССР 12-го созыва… – Да, от Усть-Вымского административно-территориального округа №14. – И позже были еще и два почти полных срока уже в Госсовете РК. Помогало депутатство главе района? – Депутатский корпус Верховного Совета 12-го созыва насчитывал 180 человек, на волне перестроечных настроений сформировался очень демократичный и активный состав. Я входил в состав Комитета по социальной политике, который в то время возглавляла Галина Кравченко. Надо ли быть главе района депутатом – вопрос спорный. Я так смотрел на это, что, во-первых, глава есть глава, но когда идешь в депутаты, то опираешься на доверие людей, чувствуешь их поддержку. Напомню, что административно-территориальный округ, по которому мне доводилось баллотироваться, включал территорию всего района. Для решения вопросов района депутатство очень сильно помогало. Одно дело, когда идешь к руководителю республиканского министерства как глава, и другое – как депутат. Не нужно забывать, что Усть-Вымский район – многоотраслевой, и его главе необходимо плотно работать с газовиками, нефтяниками, железнодорожниками, лесопереработчиками. Депутатский мандат в этом тоже очень помогал. Во втором созыве Госсовета РК я работал уже не весь срок, поскольку в феврале 2002 года был назначен министром по делам национальностей РК. – Считается, что главы районов в депутатском корпусе регионального парламента составляли нечто вроде «партии власти», такую негласную фракцию, говоря современным языком, поддерживавшую Администрацию Главы и Правительства РК. А взамен мандат позволял им вести активную политику отстаивания интересов своих территорий. На ваш взгляд, это так? – Интересную параллель с нынешними фракциями вы провели. Да, не секрет, что Глава республики опирался на руководителей районов во всех вопросах. Точно так же и главе района в свою очередь на кого опираться? На глав городов, сел и поселков. Конечно, это тот костяк, на который можно было положиться в решении проблем района. Четкое разграничение полномочий, проведенное в Конституции РК 1994 года, послужило основанием для определения места и роли законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в республике. К компетенции Государственного Совета в отличие от Верховного Совета, который исполнял еще и широкий круг исполнительно-распорядительных полномочий, в качестве основной отнесена функция нормотворчества. Вспомним, что к 1990 году в республике насчитывалось не более 15-20 собственных законов, в 1990-1994 годах Верховным Советом было принято 109, а уже только за последующие десять лет Госсоветом РК принято более 720, включая законы о местном самоуправлении в республике, о социальном обслуживании и социальном партнерстве, об управлении собственностью Республики Коми. Депутатами был одобрен ряд целевых республиканских программ по развитию образования, физической культуры и спорта, агропромышленного комплекса, охране детства, молодежной политике и других. – Функции аппарата, вероятно, тоже со временем уточнялись, совершенствовались и менялись? – Аппарату законодательного органа в его современной форме всего 13 лет. Напомню, в Верховном Совете подобные функции выполнял секретариат президиума, который возглавлял Василий Николаевич Беляев. На протяжении первых семи лет аппарат Госсовета РК возглавлял Владимир Осипов, его сменил Евгений Шишкин, ставший впоследствии председателем Избиркома РК. Сегодня аппарат Госсовета РК – это живой, постоянно развивающийся организм. Появляются все новые и новые формы депутатской работы, такие как «правительственные часы» и «дни депутата», парламентские слушания, круглые столы и другие. Их правовое, организационное и информационное обеспечение, как и обеспечение депутатских сессий, заседаний президиума, лежит на аппарате. Нет нужды упоминать, как многократно умножилось и усложнилось оборудование. Достаточно вспомнить ту же систему электронного голосования в зале заседаний и так далее. То есть и обеспечение технической стороны деятельности тоже на аппарате. Хотя структура в основном сложилась, жизнь вносит коррективы. Когда появилась в республике Общественная палата, активизировались другие общественные формирования, перед депутатами возникла необходимость укреплять и активизировать контакты с общественностью, появились новые функции у аппарата. Где-то укрепляем его структуру, от чего-то уходим и отказываемся. Я руковожу аппаратом с 2003 года и не могу не вспомнить, сколько внимания совершенствованию структуры аппарата уделял Иван Егорович Кулаков. Я очень благодарен ему за ту школу, которую у него прошел. Новый импульс, не подумайте, что это комплимент начальству или что-то в этом роде, на самом деле импульс аппарат получил и получает от Марины Истиховской. У нее очень много идей и предложений, которые заставляют сотрудников аппарата, так сказать, все время держаться в форме. М.Истиховская, участвуя в работе ПАСЗР, общаясь с коллегами из других регионов, как губка впитывает интересный опыт и подбрасывает идеи нам: «Подумайте, как то-то и то-то можно сделать...» – Основной костяк сотрудников аппарата, кажется, сформировался еще с самого дня его создания? – У нас в аппарате, я бы сказал, удачно сочетаются и опыт, и молодость. Отмечу, что 23 человека имеют стаж государственной службы 15 лет, 65 процентов наших сотрудников сегодня составляют женщины. Много лет отдали работе такие опытные специалисты, как начальник организационного отдела Валерий Потолицын, начальник отдела Комитета по законодательству и МСУ Майя Юрова, начальник отдела Комитета по бюджету Леонид Петров и другие. В аппарате сложилась хорошая преемственность. Нельзя не вспомнить недавно ушедшего на заслуженный отдых руководителя общего отдела Надежду Габову, которая много сил отдала подготовке молодой смены. Приятно, что вливается молодая кровь, инициативные специалисты со множеством новых предложений и идей, такие как Эльвира Илатовская, Дмитрий Шатохин, Александр Хохлов и другие. С большой благодарностью я вспоминаю помощь бывшего заворга, ныне покойного Сергея Корзова, благодаря которому я, придя в аппарат, смог быстро войти в курс дела. Как говорили мои старшие коллеги, если аппарат не виден и не слышен, значит, он работает слаженно и четко, как единый механизм. Беседовал Владимир РАЗУВАЕВ. Наша справка: Николаев Алексей Михайлович, руководитель аппарата Государственного Совета РК. Родился 1 января 1946 года в поселке Жешарт Усть-Вымского района. Образование высшее. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию и Ленинградскую высшую партшколу. Работал заместителем начальника отдела, секретарем парткома Жешартского фанерного комбината, заведующим орготделом, вторым секретарем Усть-Вымского райкома КПСС, председателем райисполкома, главой администрации и председателем районного совета. Избирался депутатом Верховного Совета Коми АССР 12-го созыва (1990-1995 гг.), депутатом Госсовета РК I (1995-1999 гг.) и II созывов (1999-2002 гг.). В 2002 году был назначен министром по делам национальностей РК. С 2003 года работает руководителем Аппарата Госсовета РК. Отмечен государственными наградами. Женат, имеет дочь. |