Человек и Закон |
28 мая 2008 года |
Против лома нет приема?/ Всплеск краж металла наши парламентарии думают остановить поправками в федеральный закон
В погоне за легкой наживой жители республики сдают в металлолом электропровода, железнодорожные рельсы, крышки от канализационных люков, мостовые конструкции… Самый вопиющий факт кражи металла за последнее время произошел в Корткеросском районе. Там воры-«металлисты» оставили поселок Нившера без дороги. На речке Сердъель они выпилили и сдали в металлолом более 15 фрагментов водопропускной трубы, которая была установлена в качестве мостовой конструкции. Пропажу обнаружили в середине мая, когда во время паводка и активного таяния снега дорожные откосы и полотно стали «расползаться» в буквальном смысле на глазах. Стойки барьерного ограждения практически висели в воздухе. Между тем сооружение это примечательно как в утилитарном, так и в историческом плане. – Водопропускная труба была изготовлена из демонтированной ракетной шахты, – рассказал ведущий специалист-эксперт отдела эксплуатации дорог и дорожных сооружений Дорожного агентства РК Владимир Красильников. – В конце 80-х годов в процессе разоружения такие конструкции поступили на нужды дорожной отрасли всей страны. Большой диаметр труб позволял использовать их в качестве мостовых конструкций. Металл, из которого сделана ракетная шахта, – алюминиевый сплав – по своим техническим характеристикам на порядок превосходит многие сплавы, использующиеся в «мирных целях». Исследовав трубу, специалисты Дорожного агентства РК пришли к выводу, что воры «трудились» зимой. Из трубы были вырезаны пласты высотой с человеческий рост. Весной земля стала вываливаться через образовавшиеся бреши, и дорога разрушилась. По словам В.Красильникова, дорожники временно укрепили конструкцию: землю разгребли, обшили бреши обрезной доской, проложили нетканкой и обратно засыпали землей. Специалисты пытаются найти техническое решение для исправления ситуации. Пока же движение по дороге, которая является единственной дорожной связующей для жителей поселка Нившера, ограничено. Более 20 лет эти трубы исправно служили людям, никто их не трогал. Теперь же, говорит В.Красильников, нет никакой гарантии, что оставшуюся трубу не вырежут до конца. По факту хищения металла возбуждено уголовное дело. Поиском воров-«металлистов» занимаются правоохранительные органы. От охотников за металлом страдают и объекты железнодорожного транспорта и подвижного состава. Сейчас, по сути, идет разграбление и повреждение инфраструктуры железной дороги, что не может не сказаться на безопасности движения поездов. Дроссельные трансформаторы, релейные шкафы, путевые будки, рельсы и другие строения не защищены и имеют свободный доступ для посторонних. И хотя значительная часть этих краж раскрывается, железная дорога по-прежнему весьма привлекательное место для охотников за металлами. 18 марта Сыктывкарский городской суд вынес обвинительный приговор Ивану Безденежных и Александру Дригалке. Как рассказали в Сыктывкарской транспортной прокуратуре, молодые люди совершили семь краж железнодорожных подкладок, железнодорожных костылей и демонтированного железнодорожного полотна. Ворованное сдавали в пункты приема черных и цветных металлов. В общей сложности они заработали более 50 тысяч рублей. Воры были задержаны сотрудниками транспортной милиции в момент сдачи очередной партии похищенного. И.Безденежных приговорен по совокупности к двум годам колонии-поселения. А.Дригалке суд назначил наказание в виде исправительных работ сроком на полтора года с удержанием 15 процентов заработка в доход государства. Мы уже сообщали («Республика», 29 апреля), что в суде рассматривается дело в отношении жителя республики, который украл у «Северной железной дороги» более 40 тонн железнодорожного лома. Следствию удалось доказать 87 эпизодов краж. «Работал» подсудимый на территории оборотного депо 10 околотка Микуньской дистанции пути. Сумма ущерба, причиненного ОАО «РЖД», составила 171 тысячу 462 рубля. Добычей воров становятся не только рельсы и мостовые конструкции. «Металлические» воры стали настоящей головной болью для городских коммунальных служб. В Сыктывкаре, например, участились кражи крышек от канализационных люков. Как сообщили в Министерстве внутренних дел по РК, в последнее время в ведомство поступило шесть заявлений о кражах крышек люков. Было возбуждено четыре уголовных дела, из которых три – раскрыты. Уголовное дело по факту хищения 12 крышек в Сыктывдинском районе находится в стадии расследования. Мэр Сыктывкара Роман Зенищев полагает, что массовые хищения напрямую связаны с акцией, которую объявила сыктывкарская фирма по приему черных металлов ООО «Драйвер». Реклама фирмы гласит, что тот, кто сдаст 150 килограммов лома, получит купон, который даст возможность участвовать в розыгрыше автомобиля и других ценных призов. – Это проблема всего города, – сказал мэр на общегородской планерке. – Я считаю, что объявленная акция – не что иное, как провокация. Запретить ее мы не можем, но проведем проверку этого предприятия. Впрочем, как сообщили «Комиинформу» в самой компании, проверка эта ничего не дала. Сотрудники ОБЭП на складах фирмы не обнаружили промышленного лома металлов, крышек дорожных люков, электрокабелей, проводов. Кроме того, в компании подчеркнули, что прием таких изделий, как цельные канализационные люки, железнодорожные рельсы, колесные вагонные пары, номерные изделия и двигатели транспортных средств, без предъявления документов, подтверждающих право собственности и снятие с соответствующих учетов, запрещен. Но куда-то же эти крышки сдали! Не переплавили же в подпольных доменных печах... Заместитель главы сыктывкарской администрации Сергей Гераймович считает, что преступный сбор металлолома может привести к непоправимым последствиям. – Впереди время ремонта теплотрасс. Мы опасаемся, что несознательные граждане могут посягнуть и на коммуникации, – сказал С.Гераймович. – Если воры не остановятся, это может привести к нарушениям тепло- и энергоснабжения всего города. Но настоящей золотой жилой для воров металла являются объекты энергетики. Этот ресурс по понятным причинам все время восстанавливается. Поэтому энергетические компании среди пострадавших занимают печальное первое место. Вот, например, одно из последних происшествий. С подстанции «Комиэнерго» в Интинском районе похищено оборудование 17 резервных выключателей. Материальный ущерб составил более 50 тысяч рублей. Кражу обнаружил персонал Интинского РЭС во время планового осмотра объекта. Подстанция 35/6 кВ «Капитальная» управляется дистанционно, и постоянное присутствие персонала на ней не предусмотрено. В ходе осмотра было обнаружено, что с подстанции похищены медесодержащие подвижные контакты и гибкие связи. Дверь подстанции оборудована охранной сигнализацией, но злоумышленники проникли внутрь через оконный проем, распилив металлическую решетку. По факту кражи компания «Комиэнерго» обратилась в правоохранительные органы. Восстановление разукомплектованных выключателей обойдется более чем в 50 тысяч рублей, сообщили в пресс-службе компании. Новое оборудование будет стоить почти 300 тысяч рублей. Не надо думать, что воровством металла занимаются бомжи и алкоголики. Среди злоумышленников есть и вполне обеспеченные граждане, и несовершеннолетние. Например, в начале мая, похищая оборудование с трансформаторной подстанции «Комиэнерго» в поселке Верхняя Максаковка под Сыктывкаром, серьезно пострадал 17-летний учащийся ПТУ. По предварительным данным, подросток пришел за металлом не один. Злоумышленников было трое. Проникнув на территорию подстанции, один из них, местный житель, попал под напряжение. Подстанция отключилась, а парень получил ожоги рук, лица и шеи 1-4 степени. Пострадавший до сих пор находится в отделении ожогового центра Коми республиканской больницы. Кроме того, своими преступными действиями подростки причинили компании ущерб в размере 615,5 тысячи рублей. Несколько лет назад, например, злоумышленники спилили две железные опоры. Увы, но «металлических» воров не останавливает ни возможность получения увечий и травм, ни риск обесточить целый населенный пункт. Кривая роста преступлений, связанных с хищениями цветных и редкоземельных металлов, неукоснительно ползет вверх, отметили в пресс-службе «Комиэнерго». В 2007 году было зафиксировано 26 фактов хищения металла с объектов энергетики. Сумма ущерба составила 284 тысячи 425 рублей. Наибольшее число хищений произошло в Воркуте – 7. На втором месте Усть-Куломский район, где выявлено шесть фактов. За пять месяцев нынешнего года энергетики уже зафиксировали пять фактов хищений, ущерб от которых составил 807 тысяч 50 рублей. Проблемой кражи металлов давно озабочены парламентарии республики, которые настаивают на поправках в федеральное законодательство, с тем чтобы привести в цивилизованные рамки бизнес на приеме металлолома. По мнению председателя Комитета Госсовета РК по бюджету, налогам и экономической политике Беллы Забровской, полномочия, нечетко прописанные в Федеральном законе № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не позволяют регионам самим регулировать перечень запрещенного для приема от физических лиц лома и отходов черных металлов. Б.Забровская участвовала в заседании Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, где обсуждалась поправка ст.13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», инициированная депутатами Госсовета РК. Предлагаемый ими перечень должен содержать запрет на прием в металлолом изделий производственно-промышленного назначения: оборудования и комплектующих деталей, изготовленных из черных металлов, в частности рельсов, деталей подвижного состава железнодорожного транспорта, материалов верхнего строения пути, воздухораспределителей вагонов, силового кабеля, предохранителей и перемычек систем автоблокировки, деталей контактной сети и так далее. – Нельзя и дальше спокойно смотреть, как вандалы «раздевают» линии электропередачи, крадут детали с ценнейшего оборудования, тащат чугунные плиты с кладбищ. Кражи металлоизделий на объектах энергоснабжения, транспорта, связи наносят существенный ущерб не только предприятиям, но и в целом экономике республики, создают предпосылки для чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Пункты приема металлолома превратились, по сути, в места скупки краденого. Ворованный металл приносит прибыль перекупщикам и экспортерам, а из-за него гибнут и становятся инвалидами десятки людей, – считает Б.Забровская. Пока власти всех уровней думают, как обуздать воров и навести порядок в «металлическом» бизнесе, в правоохранительные органы республики поступают все новые и новые сообщения о срезанных проводах и исчезнувших люках... Елена МАКИНА, Владимир РАЗУВАЕВ. Хищения черного и цветного металла давно стали общенациональной бедой. Нет региона в стране, которого не коснулась бы эта проблема. Кражи металлов превратились в огромную сверхприбыльную отрасль теневой экономики, оборот которой, по мнению экспертов, составляет не менее миллиарда долларов в год. Ко всему прочему, этот воровской «бизнес» носит паразитирующий характер: он ничего не создает, а только разрушает металлоемкие отрасли промышленности, нанося экономике колоссальный технологический вред и не менее колоссальный экономический ущерб. Только по данным правоохранительных органов республики, в 2006 году произошло 427, а в 2007 году зафиксировано уже 454 преступления, связанных с незаконным оборотом лома и отходов черных металлов. |