Культура |
2 апреля 2008 года |
Двенадцатый цикл Юрия Филипповского / Посетителей персональной выставки художника вдохновляет энергетика его картин
В Национальном музее РК открылась выставка одного из самых любопытных и оригинальных художников республики – Юрия Филипповского. «Холод сухости» – так называется восьмая персональная выставка художника в Сыктывкаре. Она приурочена к юбилею: в марте Юрий Николаевич отметил шестидесятилетие. Каждый раз он озадачивает своих поклонников, отрабатывает все академические и авангардные направления живописи: реализм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм... Посетители, пришедшие на выставку заранее, напрасно пытались увидеть метафизическую формулу названия выставки в работах художника. Как объяснил, открывая экспозицию, сам Юрий Филипповский, название связано непосредственно с периодом его «личного существования». Много лет супруги Филипповские являются почитателями философии корейского профессора Пака Дже Ву, известного создателя системы акупунктуры Су Джок (лечение методом иглоукалывания кисти и стопы). Согласно философии этого ученого жизнь человека делится на 12-летние циклы, у каждого из которых свое предназначение: ветер, тепло, жар, влажность, сухость, холод. Достигнув 60 лет, художник вошел в цикл «холод». Отсюда и название выставки. Главным же целителем и врачевателем, по признанию художника, для него всегда остается искусство. Все представленные работы, по его утверждению, содержат законсервированную энергию, которую можно черпать и черпать... Любопытно, что обычно не слишком красноречивый художник на сей раз очаровал поклонников увлекательными экскурсами в историю, цитатами и афоризмами великих людей. Один из них, Сальвадора Дали, многие тут же поспешили записать: «Художник, не бойся совершенства, тебе его все равно не достичь...» Любопытно, но многое из того, что происходило в судьбе художника, он предугадывал в своих полотнах. Как утверждает сам, в картинах «моделировал жизнь». Например, работу «Карнавальное шествие» он написал в 1987 году, опираясь только на фантазию, а через несколько месяцев, находясь в Ленинграде, действительно оказался свидетелем карнавального действа. Мечтая о своем доме, несколько полотен посвятил деревне, а сегодня его любимое место обитания – дом в деревне Разгорт Сыктывдинского района. Отражено в его холстах и отношение к событиям очень давнего прошлого («Прокудливая береза») и к тому, что только недавно стало историей. Например, «Натюрморт с виноградом» написан в 1985 году, когда в Советском Союзе был введен сухой закон, в связи с чем янтарная ягода стала стоить копейки. Примечательно, что порой идеи о темах полотен художнику подсказывали предметы, не связанные непосредственно с живописью. Так, например, фрагменты разрушенного фортепиано «Красный октябрь» в конечном итоге стали рамой для большого полотна с одноименным названием. Причем надпись на крышке инструмента и стала надписью картины. А остовы списанных где-то письменных столов (похоже, дубовых) послужили рамами для диптиха: «Евангелисты. Лука» и «Поклонение волхвов». Кстати, и в этих работах, и во многих других художник наряду с живописью использовал технику коллажа. Представлен на экспозиции и другой вид творчества художника: работа с деревом. Несколько лет Юрий Николаевич преподавал резьбу в школе-интернате в небольшом городке Архангельской области – Коряжме. Затем, по предложению Николая Маегова, руководившего тогда Коми республиканским училищем искусств, переехал с семьей в Сыктывкар. Пришедшие на выставку художники-этнофутуристы Павел Микушев и Юрий Лисовский дополнили эти лирические воспоминания рассказом о том, как Юрий Филипповский учил их, студентов училища, натягивать на подрамник первые холсты. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |