Дым Отечества |
29 марта 2008 года |
Документ без комментариев
Малоизвестные и неизвестные документы из фондов государственных архивов Республики Коми представляет ведущий специалист отдела публикаций Национального архива РК Леонид Кызъюров Докладная записка директора Пезмогской школы глухонемых в Министерство просвещения Коми АССР о состоянии учебно-воспитательной работы по состоянию на 20 марта 1951 г. В поселке Пезмог школа находится с 1941 г. Здания, как под школу, также и под интернат, не специально построенные. Оба здания требуют большого капитального ремонта, т.к. не было основательного капитального ремонта с 1941 г. В 1949 году было отпущено средств на капитальный ремонт 25 тыс. рублей. В 1950 году 28 тыс. рублей. На эти средства произведен частично ремонт интерната, построена столовая, овощехранилище. В 1951 году планируем построить столярную мастерскую, т.к. она не соответствует. Мастерская находится при школе в одной комнате, тесно – можно поставить только 5 верстаков, а второе неудобство то, что очень опасно в пожарном отношении. Имеется своя баня и прачечная. Рабочих лошадей – 2, одна корова, телка, свиней 3. Имеется земельный участок 0,5 га, сенокосный участок от госжилфонда 5 га, от школы за 12 км, сено очень плохое. В 1950 году оборудовали физкультурную площадку. Школа не имеет физкультурного зала, нет комнаты отдыха и игр. В свободное от занятий время детям приходится находиться в учебных классах, в пионерской комнате. Для прохождения трудового обучения имеется при школе швейная мастерская в небольшой комнате. Имеется библиотека и читальня, где художественных, учебных и других книг на 12 тысяч рублей. Одеждой и обувью учащиеся обеспечены. Имеется три смены постельного и нательного белья. Обмундирование за учащимися закреплено. Учебники устарелые, а по некоторым дисциплинам, таким как история, география, естествознание, совсем нет. Министерством просвещения РСФСР обещано было учебников и программ к началу 1950-1951 учебного года, но до сих пор не получили. Санитарное состояние школы, интерната находится не на должной высоте. Все валится, а стены большинства комнат в школе замазаны глиной, что также падает. Печи совсем негодные – дымят, плохо дают тепло. Коридоры темные. Нет электрического освещения – ввиду плохого наружного провода и отсутствия трансформатора вблизи школы. При школе 11 комнат занимают учительско-воспитательский состав и 6 комнат – технические работники, кроме того 3 сотрудника живут в помещении детского дома. Медицинское обслуживание осуществляется медсестрой и врачом. Дети ежемесячно проходят глубокий медицинский осмотр. Под изолятор отведена специальная комната на 3 койки. В последнее время врачом-специалистом обнаружено 5 случаев трахомы. Упитанность детей по справке врача хорошая. В школе организовано трехразовое питание. В основном с начала года питание было удовлетворительное. В последний месяц качество питания ухудшилось. Крупы имеется только один сорт – перловка, мука 85%, отсутствует белый хлеб, пряники, печенье, макаронные изделия, кондитерские изделия... Педагогическими кадрами школа обеспечена полностью, но многие не имеют соответствующего образования и требуют замены: Муравьева – образование 6 классов, работает в данной школе 11 лет, были все возможности, но образование не повышает. Танаева – учительница, в данной школе работает 7 лет, образование 2 курса педучилища, заочно не учится. Киселева – пионервожатая, образование 7 классов, заочно не учится, хотя молодая и имеет все возможности на это. Коданева – образование 8 классов, работала на дошкольной работе 10 лет и 3-й год в школе воспитателем, образование не повышает. Контингент учащихся 64 человека. Внешкольная и внеклассная работа в основном проводится воспитателями, пионервожатой. Лучше ведут внешкольную работу учительницы Танаева, Кутькина. Работает кружок рукоделия. Все дети (с 12 лет) охвачены трудовым обучением в столярной и швейной мастерских. Проводятся торжественные собрания по праздничным датам, беседы проводят воспитатели, медсестра, врач, учителя. Воспитатели кроме учебных работ проводят читки газет, художественных книг, организуют игры в шашки, шахматы, домино. Кроме того, дети сами в читальне читают книги и газеты. Посещение кино 3 раза в месяц. В период зимних каникул была организована лыжная вылазка, катание с гор на лыжах и санках, настольные игры, выпущена стенная газета, было выступление художественной самодеятельности, проведено 2 пионерских сбора. Сейчас дети готовят материал на выставку в честь 30-летия Коми АССР – мальчики столярные изделия, девочки рукодельные и швейные. Мальчики работают в столярной мастерской через день по 2 часа, изготовляют мебель для школы. Кроме того дети приучаются к домоводству, а именно старшие девочки (в возрасте 15-18 лет) стирают белье для себя, несут дежурство на кухне один раз в десятидневку. Мальчики (14-17 лет) несут дежурство по столовой – воду носят, пилят дрова для своих спален, для кухни. Младшие дети в зимнее время ни на какую работу не привлекаются. В летнее время, по просьбе сельского совета, РК ВКП(б), помогали колхозу – работали на прополке картофеля. На уборке картофеля школа заинтересована была работать, чтобы обеспечить себя картофелем на год. Всего было выкопано и переброшено в овощехранилище школы 12 тонн. В 1949 году сельпо в первую очередь отправил урожай в Сыктывкар и другие пункты, а нас оставил без картофеля, поэтому в 1950 году, боясь оставаться в таком же положении, решили своими силами убрать и перебросить картофель в школу осенью. Сельский совет и райисполком по ремонту зданий и заготовке дров школе нисколько не помогали, поэтому все работы пришлось производить силами технических работников и учащихся. Летом 1950 года по предложению представителя Совета Министров Коми АССР нами был получен дополнительный заем 1500 рублей, реализовали его с большим трудом. Учительница Клюева, получая Пятый Государственный заем восстановления и развития народного хозяйства с достоинством 100 руб., разорвала на куски и сказала: «Вот вам ваши займы». Мною этот поступок был поставлен на обсуждение в педколлективе, но однако критически и серьезно ни один учитель не выступил, кроме завуча Филлерова. Ввиду недостаточного политического кругозора работники не создают общественного мнения против таких аморальных поступков. В период выборов в Верховные Советы РСФСР и Коми АССР 6 учителей было утверждено агитаторами, но никакую работу не проводили, хотя мною было проведено несколько инструкторских совещаний, особенно перед выборами. Технические работники не все соответствуют. В интернате уборщица Коюшева раньше отбывала срок в исправительно-трудовой колонии, лишена прав голоса. Работают прачка и повар, раньше отбывавшие сроки в лагерях. При первой возможности я постараюсь вышеуказанных работников заменить, но трудность заключается в том, что колхоз никого не дает, т.к. в колхозе мало трудоспособных работников. Для улучшения учебно-воспитательной работы прошу помочь в следующем: 1. В ближайшее время помочь нам в получении новых учебников и программ. 2. Дать указание Корткеросскому райисполкому о том, чтобы содействовал в подборе технических работников, а также в других хозяйственных вопросах, как то в проведении капитального ремонта зданий, заготовке дров и т.д. 3. Прошу выделить на капитальный ремонт 76 тысяч рублей, т.к. здания построены были лагерем очень недоброкачественно, холодные и требуют большого капитального ремонта. 4. В 4-й четверти направить к нам с инспекторской проверкой комиссию, в дальнейшем почаще практиковать инспекторскую проверку. 5. Считаю очень целесообразным в поселке Пезмог организовать при школах парторганизации, для этого членов и кандидатов партии достаточно. Директор Пезмогской школы глухонемых А.Косарева. (Сохранены стиль и орфография того времени.) |