Дым Отечества |
29 марта 2008 года |
Тундровый "сфинкс"/ Каждый из девяти предметов языческого культа, хранящихся в Национальном музее РК, таит в себе загадку
Фонды Национального музея Республики Коми насчитывают более 250 тысяч музейных предметов. Самую мизерную часть этого богатейшего собрания составляет коллекция идолов – девять единиц. Однако каждый из этих предметов уникален, представляет большую научную ценность, раскрывая огромный пласт культуры – дохристианские верования местного населения. Все изображения тундровых «сфинксов» до сих пор таят в себе загадки, а это подразумевает и новые открытия. Идолы из собрания Национального музея Республики Коми имели распространение на крайнем северо-востоке, в местах проживания преимущественно ненецкого населения, располагались на ритуальных жертвенниках. Языческое поклонение различным идолам на Севере сохранялось довольно долго, несмотря на то что во второй половине XIV века неистовый в распространении христианства епископ и просветитель Стефан Пермский, не полагаясь только на слово, огнем и топором сокрушал идолов. Но на арктическом побережье и островах Северного Ледовитого океана жертвенные места с идолами не знали поругания. На Ямале они известны и поныне. Ненцы даже после крещения упорно держались языческих обычаев. С христианскими иконами обращались так же, как с сядеями (идолами). Особенно почитаемого на Севере Николая Чудотворца, задабривая, «кормили» кровью убитых зверей, а в неудачные дни могли высечь в наказание за плохое покровительство. Время поступления в Национальный музей предметов из коллекции идолов ограничено временными рамками – с 1926 по 1971 год. Возраст предметов – от тысячелетия до 50 лет. В процессе изучения коллекции удалось выяснить немало интересного из истории их поступления в музей, о людях, которые имели отношение к их поискам. Первые предметы этой коллекции появились в музее благодаря деятельности Общества изучения Коми края. Так житель деревни Кожимвом Верхнеусинской волости Гавриил Михайлович Мартюшов в мае 1926 года сообщал: «Знаю, на каменной реке есть деревянные человеки, четыре штуки – два мужчины и две женщины. На голове одной – пара орлов, у другой – пара львов. Могу доставить за 30 рублей». Некто Елькин в адрес общества прислал записку, датированную октябрем 1926 года: «Присылаю одного из семи идолов с мыса Хаст (по-самоедски – священная земля), самоедского бога Хасей, покровителя охоты и оленеводства, почитаемого наравне с христианством самоедами Вайгача и Юшара в настоящее время. На губах идола сохранились следы недавней жертвенной крови». Обычно ненецкие идолы, или сядеи («съя» – лицо), представляют собой обрубки дерева с очень грубо обозначенными чертами лица, а то и просто со стесанной головой и насечками, которые должны обозначать глаза, нос, рот. Идол, отправленный Елькиным, изготовлен из тонкого ствола дерева в основном с помощью топора, с небольшой доработкой ножом. Голова имеет удлиненную вытянутую форму. Лобная часть плоская, надбровные дуги отсутствуют, брови не обозначены. Нос прямой, выступающий над плоскостью лица. Глаза вырезаны неглубокой выемчатой резьбой. Рот – прямой, выпуклый. Подбородок округлый... В том же 1926 году в Коми областной музей поступил еще один идол. Его доставил в Усть-Сысольск организатор экспедиции в Ижмо-Печорский уезд Коми области московский этнограф, ученый секретарь Комитета содействия народностям Севера при президиуме ЦИК Д.Т.Янович. Всего в областной музей из экспедиции им было доставлено около тысячи предметов, характеризующих быт и жизненный уклад коми-ижемцев и ненцев. В числе собранных им материалов оказался и необычный предмет – фигура человека из дерева в полный рост, приобретенный Даниилом Тимофеевичем в д.Поромес на Ижме у охотника Павла Андреевича Вокуева. Родовые охотничьи угодья семьи Вокуевых находились в лесах восточного склона древнего Тимана. Доставленный Яновичем идол был найден в пещере на реке Эшмес, притоке Белой Кедвы. К сожалению, скорый отъезд Яновича из Усть-Сысольска оставил привезенную им коллекцию без подробной описи и атрибутации предметов. Очевидно, он возложил эту миссию на местных музейных специалистов. В ответ на статью научного сотрудника краеведческого музея В.В.Вульферта «Фигура лесного бога «Вöрса-ена», опубликованную в газете «Югыд туй» 7 апреля 1926 года, развернулась дискуссия. Владимир Вульферт в своей статье дал подробное описание нового экспоната: «…идол сделан из лиственничного дерева и представляет собою человеческую фигуру высотою в 160 сантиметров, с круглой головой, без рук, но с ногами и признаками рода – бородой и фаллусом». О находке и его значении на страницах газеты поделились известные в Коми краеведы А.Сидоров, А.Чеусов, А.Мартюшев. А Виктор Савин свои впечатления о новом экспонате облек под рубрику «Фельетон». «А еще больше хотелось мне, братцы, посмотреть и узнать, что за штука есть этот самый... фаллус... Вот, думаю, чужие люди знают, какие были у коми народа «боги» с разными там «фаллусами-маллусами», а мы-то, коми люди, ничего и не знали о них». Знакомство с идолом поэта разочаровало: «Я усомнился, вернее, разочаровался, так как ожидал встретить что-нибудь более «существенное», чем эту «фигуру». У меня даже мелькнула такая мысль: может быть, это какая-нибудь старинная «бала», когда-то употреблявшаяся для сушки звериных шкурок? Жаль, конечно, что «фигурка» не умеет говорить, а то бы, наверное, рассказала, откуда она происходит». Радиоуглеродный метод, применяемый современными исследователями, позволил выяснить, когда был изготовлен этот идол, – в 1060/40 – 940 годах. Тысячу лет, десять веков существует рукотворный предмет, продолжая хранить в себе множество тайн. В начале 1980 годов в Эшмесской пещере, оказавшейся жертвенным местом эпохи позднего железного века, археологами был обнаружен еще один идол, возраст которого датирован 1060/40 – 890 годами. Он был доставлен в краеведческий музей города Ухты, а сама пещера указом Президента Российской Федерации была отнесена к объектам исторического и культурного наследия федерального значения. Через 40 лет после поступления в музей первых идолов, в 1966 году, туристами-школьниками Троицко-Печорского района в Сыктывкар было доставлено целое семейство идолов, изготовленных аборигенами Северного Урала. Четыре хорошо сохранившиеся фигуры из тонких стволов дерева диаметром от 13 до 15 см и высотой от 107 до 118 см. Руководитель туристической группы учитель физкультуры А.А.Попов поведал, что идолы были обнаружены на жертвенном месте хантов и манси в верховьях Илыча в десяти километрах ниже реки Ук-Юдин. Предположительная датировка изготовления идолов – 1950-е годы. В сентябре 1971 года археолог Института языка, литературы и истории В.Е.Лузгин доставил в музей замечательную пару идолов с побережья Карского моря. Найдены они были в предгорьях Северного Урала геологами из Сыктывкара. Руководитель геологического отряда Института геологии Коми филиала Академии наук СССР Н.П.Юшкин и его коллеги исследовали в Торасовейском заливе залегания сиенитов, когда на их пути следования оказались древнее кладбище ненцев и ритуальный жертвенник. Жертвенник, который ненцы называют гибидеем, имел куполообразную форму, возвышался метров на пять над окружающей тундровой равниной. На его вершине гордо возвышались два деревянных идола высотой в человеческий рост. Они были воткнуты в расщелины и привалены у основания каменными глыбами. Вокруг идолов было сложено множество жертвенных оленьих черепов, все – с большими ветвистыми рогами. Черепа разной сохранности: жертвы приносились в разное время. Здесь же свалены обломки нарт. А еще много бутылок, некоторые со спиртом на донышке. Встречались старые, еще дореволюционные бутылки зеленого стекла с рельефным двуглавым орлом, а также американские с фарфоровыми пробками, которые были широко распространены во время войны. Недавних подношений идолам не просматривалось. Каждый идол вырезан из ствола дерева, предположительно из сосны. Но не из плавника, а из «живого» дерева, привезенного из леса. Идолы разнополые – мужчина и женщина. Геологи нашли их стоящими рядом и устремившими взгляд на север. Мужской идол впереди, женский сзади, чуть справа. Идол-женщина более чем на голову выше мужчины. Голова овальная, удлиненная, лоб узкий, нос длинный, острый, но не безобразит лицо. Выражение глаз-ямок доброе, даже со скрытой мудростью, тогда как у мужчины – суровое, с ледком. «Чувствуется, что самобытный скульптор вырезал женщину с большей тщательностью, нежели мужчину, вложил в нее больше души и таланта. Надо полагать, что скульптором был мужчина» – такое описание идолов и их местонахождению дал Н.П. Юшкин. Одним из самых интересных и загадочных культовых предметов из музейной коллекции идолов является предмет искусства мелкой пластики, изображающий человеческую фигурку. Четко выражены голова, нос, глазные впадины и рот. Древний мастер, умело используя годичные кольца ели, изваял фигурку человека на постаменте. Высота фигурки – 6,3 см. Автором этой редкой находки стал археолог Института языка, литературы и истории Коми филиала Академии наук СССР Г.Буров. Занимаясь изучением материальной и духовной культуры, происхождения древнего населения бассейна Вычегды в эпоху камня, бронзы, раннего железного века и Средневековья, с 1957 года он проводил полевые исследования по берегам Эжвы. В 1962 году во время раскопок на II Висском торфянике в районе Синдорского озера он и нашел этот загадочный артефакт. Аналогичных предметов археологам республики увидеть пока не довелось. По мнению специалистов, по форме и способу обработки дерева предмет характерен для манси Нижнего Приобья. По мнению исследователей, деревянные кумиры-идолы финно-угорских народов не дают полного представления об их верованиях и культуре. Так геолог В.А.Варсанофьева, делясь впечатлениями об одной из своих экспедиций, констатировала: «Один самоед рассказывал мне, что у многих остяков, кроме икон и деревянных идолов, существуют еще изображения христианского бога и его святых, сделанных, по его словам, «из мануфактуры», т.е. в виде тряпичных кукол. Очевидно, такие изображения понятнее для остяка и ближе его душе». В монографии этнографа Л.С.Грибовой также говорится, что в начале ХХ в. А.В.Журавский доставил в музей Академии наук в Петербурге несколько сотен ненецких кукол. Очевидно, неслучайно этнограф Д.Янович из Ижемской экспедиции 1926 года привез в Усть-Сысольск коллекцию самоедских кукол в количестве 31 единицы. Очень жаль, что из-за ветхости большинство кукол этой коллекции в 1950-е годы были списаны. Но оставшиеся экземпляры, несомненно, представляют научный интерес и требуют тщательного изучения. Кроме того, в фондах Национального музея РК имеются и другие археологические предметы, которые, возможно, тоже были в свое время фетишами. Валентина СОВА, ученый секретарь Национального музея РК. |