Приоритет |
19 марта 2008 года |
Физики и лирики, скептики и оптимисты/ Лучшие учителя республики в ходе профессионального конкурса дискутировали об "инновационном прорыве"
Елена Прус (в центре) во время дискуссии.
Елена Масальцева рассказывает о своем опыте.
Сергей Алешин.
Открытый урок ведет Ольга Холодырева.
Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу в концертном зале Гимназии искусств при Главе РК чествовали победителей республиканского конкурса «Учитель года-2008». То, что первое место досталось представителю весьма малочисленной мужской части педагогического сообщества, не может не радовать. Хотя это обстоятельство отнюдь не единственный положительный момент нынешнего конкурса, за ходом которого внимательно следила наш корреспондент. Из тринадцати участников в конкурсе приняли участие двое мужчин: занявший первое место учитель физики Сыктывкарского технологического лицея Сергей Алешин и учитель технологии средней школы № 8 города Инты Александр Беляков. Что заставило их остаться в школе, в то время когда мужчины массово уходили из нее в поисках лучших заработков? Этот вопрос я задала Сергею Алешину. «Просто это единственное, что я умею делать хорошо», – ответил он. А «делать хорошо» в данном случае означает уметь делать почти все. Потому что в конкурсе педагоги демонстрировали умение творчески подойти к уроку и к воспитанию своих подопечных, не теряться ни в какой ситуации, четко и смело отстаивать свою позицию и нестандартно аргументировать. «Физик» Сергей Алешин вообще оказался «лириком»: во время своей презентации спел под гитару песню, написанную им самим. Есть в ней такие слова: «Нам бы просто любить тех, кого мы оставим после себя…» Слова – замечательные, чем не девиз конкурса! Впрочем, тема открытого урока Сергея Алешина звучала вовсе не поэтично: «Насыщенный пар. Влажность». На урок Сергей Иванович принес две банки маринованных огурцов: одну – открытую, вторую – закрытую. Уже один только вид стоящих на учительском столе банок с огурцами вызывал у детей любопытство. «Как вы думаете, что будет с этими огурцами, если они полежат в открытой банке несколько дней?» – с такого вопроса начал урок Алешин. А на мастер-класс по теме, связанной с видами топлива и выделяемыми в процессе горения калориями, Сергей Иванович принес… вазу с шоколадными конфетами. В конце занятия учащиеся подсчитали, на выполнение какой работы им хватило бы калорий от одной конфеты. Учительский талант Алешина проявляется не только на уроке. Вот уже пять лет среди сыктывкарских школ проводится разработанная им интеллектуально-познавательная игра «Физический марафон». Под его руководством в технологическом лицее создана команда КВН «Чудо в перьях», о которой «Республика» уже писала в одном из декабрьских номеров. За семь лет существования команда добилась больших успехов не только в республике, но и на российском уровне. Сергей Алешин – лауреат городских конкурсов авторской песни, сейчас готовится к выпуску диск с его песнями. Горение на работе не мешает ему оставаться при этом хорошим мужем и отцом: в 2002 году семья Алешиных стала лауреатом республиканского фестиваля «Родники семейного счастья». Можно с уверенностью сказать, что так же, как Сергей Алешин, на вопрос о том, почему они не оставили школу в трудные для нее времена, с полным правом могли бы ответить и все остальные участники конкурса. Это показали и открытые уроки, и мастер-классы. Не было ни одного урока, который можно было бы назвать стандартным, все были непохожи друг на друга. А объединяло их одно: умение вовлечь в активную работу детей. Потому что главный принцип, который лежит в основе работы всех учителей-конкурсантов, – «не давать ученикам в готовом виде того, к чему они могут прийти самостоятельно». Исследовательский подход позволяет школьнику почувствовать радость открытия, делает новое знание своим, рожденным собственными усилиями. Надо отметить, что конкурс к тому же разрушил расхожее представление о том, что учителя с большим педстажем консервативны и боятся новизны в работе. Все конкурсанты в большинстве своем в возрасте «за сорок», однако прекрасно владеют компьютерной техникой, внедряют новые образовательные технологии и вполне могут повести за собой молодых коллег. Об инновациях в образовании сегодня говорят очень много. И национальный проект «Образование» преследует в первую очередь цель создать условия для инновационной работы педагогов. Что же думают сами учителя о том, к чему их сегодня призывают? Этот вопрос был внесен в программу конкурса. Организаторы решили посмотреть, что конкурсанты думают по поводу инновационного курса, как умеют отстаивать свое мнение, и внесли в программу новое испытание – философская лекция и дебаты на тему «Готов ли современный педагог обеспечить инновационный прорыв в отечественном образовании?» Расчет на столкновение мнений себя оправдал. В дебатах участники разделились на две группы. Одна доказывала, что инновационный прорыв сегодня возможен, другая – совершенно противоположное. Надо сказать, что оптимисты, верящие в возможность информационного прорыва, несмотря на бодрые заявления, выглядели намного неувереннее своих оппонентов. Да и аргументов у них было явно недостаточно. По их мнению, сегодняшняя школа вполне может совершить инновационный прорыв. «Вот ввели отраслевую систему оплаты труда учителей, стимулирующие надбавки, – перечисляли они аргументы в защиту своего мнения. – Опять же компьютеры и интернет сегодня есть уже во всех школах, новое классное оборудование поступает…» Собственно, только этим они и ограничились в своих доводах. «Никакой инновационный прорыв сегодня в школе невозможен», – парировали оппоненты и приводили свои доказательства. «Во-первых, для того чтобы работать в инновационном режиме, учитель должен буквально сгорать на работе за те же деньги, которые получают и все остальные учителя. А зарплата учителя, несмотря ни на какие повышения, продолжает оставаться мизерной. Сумма в сто тысяч рублей, которую получают победители нац-проекта «Образование», во многих европейских странах равна месячной зарплате учителя. Молодежь в школу не идет, наше поколение стареет, а без молодежи какие могут быть инновации? Во-вторых, само слово «прорыв» уже настораживает. История показывает, что любые революции и великие почины добром не заканчивались. Школа – это живой организм и требует деликатного подхода. И если уж все-таки говорить о таком прорыве, то готовиться он должен долгие годы. «Жаль только, что жить в это время прекрасное уж не придется ни мне, ни тебе» – примерно так отстаивали свои позиции противники «прорыва». Ольга Холодырева, занявшая второе место в конкурсе, высказала мнение о том, что к инновационным прорывам не готов в первую очередь сам учитель, а компьютеризация учебного процесса – отнюдь не главное условие для новаторской деятельности. Ее спросили, как же она не верит в возможность такого переворота в образовании, если сама внедряет авторские технологии? «Тут надо разобраться, что есть прорыв, – ответила Ольга Николаевна. – Инновациии – это штучный товар. А для того, чтобы такой прорыв состоялся, нужна критическая масса». Большинство все же высказывалось за то, что в образовании важна не форма, а содержание. И если учитель дает хорошие результаты в обучении, при этом придерживаясь классических подходов, то не стоит от него требовать большего. Сам факт высокой успеваемости уже говорит о том, что он выработал свой правильный подход к ученику. Самоотверженность учителей-новаторов на фоне проблем, существующих пока в сфере образования, заслуживает особого уважения. После всех испытаний, выпавших на долю России в последние два десятка лет, в образовании действительно остались самые преданные делу люди. Те, кто осознал свою профессию как жизненное призвание. Их труд сложно переоценить. «Вы все настоящие лидеры. Будь моя воля, я бы вас всех отправил представлять республику в Москве», – признался Глава республики Владимир Торлопов на церемонии закрытия конкурса. Все участники конкурса получили благодарственные письма, призы и ценные подарки. Глава РК пообещал, что в бюджете следующего года обязательно будет предусмотрена сумма для награждения первой тройки победителей этого конкурса. Занявшему первое место будет назначаться денежная премия в размере 50 тысяч рублей. Размеры второй и третьей премий будут еще обсуждаться. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |