Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
23 августа 2014 года

Энциклопедист-самоучка

/ Николай Иваницкий, возможно, является автором трех акварелей, хранящихся в фондах Национальной галереи РК

В фондах Национальной галереи РК хранятся три акварели, объединенные общим названием «Зырянский край».
Уже из обозначения Коми земли старинным, принятым
до революции именем становится ясно, что работы создавались
на рубеже XIX-XX веков. К сожалению, их автор до последнего времени оставался неизвестен. И лишь сегодня появилась возможность высказать предположение, кто же больше века назад мог запечатлеть на холсте малодоступные живописные уголки Зырянского края.

НА акварелях неведомый художник передал суровую величавость берегов северных рек Мылвы и Щугора. Эти названия на протяжении многих лет и служили для сотрудников Национальной галереи ключом к разгадке авторства работ. Искусствоведы знали, что реки Северная и Южная Мылва в  свое время являлись волоками, через которые путешественники попадали на Печору и спускались к ее низовьям. Этим путем проходило множество экспедиций. В составе какой из них и когда находился художник, запечатлевший проплывающие перед глазами северные пейзажи? И главное – кто он? Увы, ответить на эти вопросы долгое время не удавалось.

И вот недавно улыбнулась удача. В руки автора этой публикации попал один из выпусков популярного дореволюционного издания «Живописная Россия» за 1901 год, где внимание привлек очерк М.Малахова «Уральский хребет». Публикация была богато иллюстрирована. Как явствовало из пояснения, наброски рисунков были сделаны Н.Иваницким, доведены «до ума» художником Н.Каразиным и гравированы М.Рашевским. Рассматривая серию рисунков, помещенных под обложкой «Живописной России», сразу же в один ряд с ними напросились и три акварели, хранящиеся в Национальной галерее РК. И хотя на все сто процентов утверждать, что Н.Иваницкий является их автором, возможно, пока рано, но и сбрасывать эту версию со счетов тоже не стоит. Во всяком случае, на сегодня он является единственным человеком, чья экспедиция по Зырянскому краю и проделанные в ходе нее художественные опыты имеют документальное подтверждение.

СНАЧАЛА несколько слов об издании, где отыскались гравюры под названием «В Печорском краю». «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом отношении» – 19-томное издание, подготовленное товариществом М.Вольфа во второй половине XIX века, издавалось с 1881 по 1901 год. Общий объем многотомника составил 6984 страницы, на которых разместились 220 отдельных очерков, написанных 93 авторами. Идея создания такого издания была перенята из европейской практики, где подобные серии уже имели широкое распространение. Но когда русское товарищество, во главе которого стоял известный исследователь П.П.Семенов-Тян-Шанский, принялось за работу, возникло немало трудностей. К примеру, оказалось, что на просторах громадной страны нет художников и фотографов, которые бы горели желанием «заняться художественным воспроизведением обитаемой ими местности» и «рисковать временем и трудом для снятия видов и типов». Ситуацию усугубляло ужасное состояние дорог или их полное отсутствие, а также громадность территорий и расстояний. Пришлось привлечь десятки знатоков отдельных местностей, собрать фотографические коллекции, акварельные альбомы, собрания правительственных учреждений и частных лиц, разослать по губерниям циркуляры о предоставлении материалов с картинами, рисунками, снимками. Результат этой деятельности – 3815 иллюстраций на страницах «Живописной России». С их помощью современники, можно сказать, заново открывали свою родину, как, впрочем, и мы, их потомки, тоже.

Вполне вероятно, что к созданию иллюстративного ряда «Живописной России» был привлечен и известный вологодский писатель, поэт, ботаник, этнограф и фольклорист Николай Александрович Иваницкий. Человек разносторонних познаний и интересов, в 1881 году он предпринял экспедицию на далекую Печору с целью сбора материалов о флоре этого сурового края. Кроме ботанических коллекций Иваницкий во время путешествия получил потрясающие впечатления, описанные им в ряде очерков, а также путевых заметок «Из Вологды на Печору», хранящихся сейчас в научном архиве Российского географического общества. В 1882 году очерк «В Печорском крае», составленный по рукописи Н.Иваницкого и снабженный рисунками Н.Каразина, опять же сделанными по наброскам исследователя-вологжанина, увидел свет на страницах популярного российского журнала «Нива». Скорее всего, это были те же самые рисунки, отобранные для «Живописной России».

СЛЕДУЕТ подчеркнуть, что Н.Иваницкий был не первым представителем вологодского дворянского рода, связанным с Коми краем. Еще в 1817-1823 годах управляющим на Сереговском солеваренном заводе, принадлежавшем тогда купцу Рыбникову, служил его дед Иван. Отец же Николая всю жизнь проработал учителем в Вологде. После его ранней смерти мать, немка по происхождению, переехала с детьми в Петербург. Воспитанник первого курса военно-юридического училища Николай Иваницкий вновь очутился в Вологодской губернии после студенческих беспорядков с клеймом «неблагонадежный». Но ссылка в Тотьму обернулась для него блестящим университетом. Здесь он сошелся с политссыльными А.Чаплицкой (впоследствии стала женой П.Л.Лаврова), А.Линевым, Н.Гернетом, Д.Гирсом. Повседневное общение с этими образованными людьми, а также самообразование помогли существенно расширить горизонты.

«Занимаясь ревностно английским языком, – вспоминал впоследствии Н.Иваницкий, – я прошел вместе с тем основательно арифметику, геометрию и даже алгебру, переделал по этим предметам сотни задач, повторил географию, историю, зоологию, минералогию, ботанику, затем взялся за чтение русских писателей и благодаря училищной библиотеке прочел их всех, начиная с Кантемира, прошел теорию словесности, занимался и французским языком...»

В 1870-1880-х годах Иваницкий успел поработать в учреждениях разных населенных пунктов: в Ярославле, Вытегре, Никольске, Грязовце, Устюге, Кадникове. Судьба в это время забрасывала его и в Усть-Сысольск. В описываемые годы он пишет стихи, занимается энтомологией и берет уроки у местного художника Ерехинского. В своих записках Иваницкий упоминает о том, что пишет акварельные виды на реке Сухоне. Несколько работ художник-любитель отправил своему приятелю в Будапешт, от которого получил такой отзыв: «Чрезвычайно заинтересовало меня ваше прекрасное собрание сельских картинок из вашей губернии. Прелестные, уединенные местечки!»

О художнике Ерехинском, ставшем в Тотьме наставником Иваницкого, к сожалению, почти ничего не известно. Из записок Николая Александровича только то и можно почерпнуть, что живописец жил в Тотьме недалеко от солеваренного завода, «без нужды, хотя и не богато». Начинающего художника Ерехинский посвящал в тайны живописного искусства с большой охотой, он же обеспечивал кистями и красками. А при расставании подарил образок своей работы. Возможно, этот образок находился с Иваницким и во время его небезопасного путешествия по Печоре летом 1881 года.

К Зырянскому краю этот любознательный, деятельный человек прикоснулся еще раз в 1889 году. Проживая в вологодском городе Кадникове, он тогда познакомился с московским студентом В.Кандинским, направлявшимся на Вычегду в этнографическую экспедицию. Именно Иваницкий дал будущему отцу-основателю авангардизма ценные наставления – посоветовал самый удобный маршрут, обеспечил теплой одеждой, картой. «Семинарист в лучшем типе, – написал в своем дневнике о Иваницком Кандинский. – Занимается естественной наукой и отчасти этнографией». Собеседники в Кадникове имели возможность пообщаться на разные темы, Николай Александрович читал будущему художнику свой печорский дневник, который он вел во время экспедиции 1881 года. Даже много лет спустя, став знаменитым художником, Кандинский с теплотой вспоминал кадниковского доброжелателя.

Иваницкий продолжал занятия наукой. Он издал монументальный труд «Материалы по этнографии Вологодской губернии», книгу «Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность». В городе Кадникове по его инициативе была создана первая городская библиотека. В 1890-е
годы Николай Александрович работал в канцелярии архангельского губернатора, секретарем губернского правления в Петрозаводске. В 1899 году он был откомандирован как чиновник особых поручений Главного переселенческого управления в Уссурийский край. Однако по прибытии туда заболел тифом и скончался, оставив после себя большое наследие – поэтическое и научное.

Можно предположить, что у Н.Иваницкого осталось и художественное наследие. Его поиск в музеях страны продолжается. Новые находки наверняка помогут поставить все точки над «i» и в определении подлинного авторства акварелей из коллекции Национальной галереи РК. Хотя, повторюсь, уже сегодня принадлежность их кисти Н.Иваницкого представляется если и не бесспорной, то вполне обоснованной.

Надежда БЕЛЯЕВА,

научный сотрудник Национальной галереи РК.

 

Одна из акварелей с видом Щугора, хранящаяся в Национальной галерее РК.

 

Страница «Живописной России», посвященная Северу.

 

Николай Иваницкий.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №102 (5177) - 23 августа 2014 года

Соберем средства на памятник фронтовикам / С такой инициативой обращаются к землякам жители удорской деревни Вендинга

Как поднять урожайность морошки? / Этим вопросом озаботились ученые из Финляндии и России

Очередной том "Дыма Отечества" вобрал в себя и материалы из другого издания

На Вычегде красной / Роман о событиях Гражданской войны в Коми крае вышел отдельной книгой

Даты

Высокая широта

Из племени созидателей / Николай Жеребцов стал летописцем строительной отрасли республики

Где эта улица, где этот дом...

Благодарность от губернатора и государя-императора получили в годы Первой мировой войны многие сельские общины и учреждения Коми края

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 102 (5177)
23 августа 2014 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»