Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
21 декабря 2013 года

Возвращение в Березовую Гриву

/ Как старая фотокарточка помогла сыктывкарке Галине Балюй побывать в детстве

Вектор любого значимого современного исторического исследования – конкретный человек. Его мировоззрение, жизнь, быт, судьба дают самое наглядное и верное представление о целой эпохе. Это же неизмеримо повышает ценность любых документов личного происхождения, семейных архивов. Дневники, письма, связки пожелтевших документов, хранящиеся на антресолях, в старых чемоданах или чуланах, могут сказать об исторических событиях гораздо больше гималаев научных трудов. Многие из них ждут своего часа быть обнародованными, прочувствованными, изученными. Новая рубрика «Семейный архив» дает возможность читателям «Дыма Отечества» представить свидетельства минувших лет и веков, сохранившиеся у них, ввести документы из личных архивов в научный оборот.

 

Сыктывкарке Галине Алексеевне Балюй уходящий год подарил незабываемую встречу с детством. Приблизить и осуществить ее помогла старая, военных лет, не очень четкая фотография, хранящаяся в музее одной из школ города Уфы. Среди ребятишек, запечатленных на ней, была и сыктывкарка, маленькая еще в ту пору Галя Кочкина. Поисковики из уфимской школы задались целью найти героев снимка, чтобы 70 лет спустя устроить встречу, а также восстановить историю поселка Березовая Грива, упоминаний о котором они не нашли ни в одном архиве и справочнике Башкортостана.

«Воскресите березовые дни...»

– Незабываемая встреча, – рассказывает Галина Алексеевна. –  Не думала не гадала, что удастся еще раз встретить друзей детства, школь­ных подруг. Самое удивительное: снова побывала в Березовой Гриве. Хотя от этой точки на карте не осталось, как говорится, камня на камне, поселок разобрали еще в середине 50-х годов. Но для всех, кто жил там, рос, он остается родным местом, нашим общим домом.

Встреча с Березовой Гривой для Галины Алексеевны началась с письма, обнаруженного в ее почтовом ящике. «К вам обращается ваше детство, – прочитала она. – Детство, полное впечатлений, неожиданностей, интересных открытий. Детство с добрыми друзьями, первыми удачными и, казалось бы, неразрешимыми проблемами, детство, в которое никогда не вернуться. Минута за минутой, день за днем, год за годом... Торопится время... Даже не поверите, что этой черно-белой фотографии, с которой на нас смотрят добрые глаза ребят, – уже более 60 лет. «Дети Березовой Гривы. 1942 год» – простыми чернилами подписана она...

Вы хотите встретиться с детством, вы хотите прочувствовать еще раз события «березовых дней»? Как хочется услышать от вас: «А вот когда мы жили в Березовой Гриве...» Мы вас очень ждем на встречу «История одной фотографии» в актовом зале школы №53 г.Уфы».

Приглашение со столь необычным текстом сразу же разбередило и душу, и память. Галина Алексеевна ни минуты не колебалась, ехать или нет на «встречу с детством». И все дни перед поездкой, и в пути до Башкортостана воскрешала лица людей Березовой Гривы и сам поселочек, свивший гнездо недалеко от Уфы, между рекой Уфой и поселком Максимовка.

Круговая порука

Из Максимовки были родом родители, Алексей Яковлевич и Мария Михайловна Кочкины. В конце 30-х годов по зову партии и комсомола Алексей Кочкин поехал на ударную стройку по прокладке канала в Каракумской пустыне. Вскоре к нему приехала и жена. В Коканде родилась Галя, третья в семье. Знойный, сухой климат Средней Азии маленькой дочурке не подошел, она часто болела. Пришлось возвратиться на родину.

По приезде домой отец малышки устроился на работу рядом с родным поселком, где разворачивалось строительство Уфимского водопровода. Одна из строительных площадок находилась на пригорке, окруженном березовой рощей. Здесь для рабочих возвели несколько бараков, конюшню, столовую. Мужики привезли свои семьи. Поселочку дали красивое имя – Березовая Грива. Обжились, прижились.

А уже вскоре началась война. Почти всех мужчин со стройки, в том числе Алексея Кочкина, призвали на фронт. В Березовой Гриве остались старые, малые да эвакуированные – несколько семей украинцев и поляков. Трудности, не зря говорят, закаляют. С этого же времени про «березовогривских» жителей в округе молва пошла гулять, что все они – родственники. Мол, потому так и держатся крепко друг за друга, никого чужим в обиду не дают. И эта сплоченность, поддержка друг друга, по ее мнению, помогла им выжить.

– Все женщины работали в сов­хозе, – рассказывает Галина Алексеевна. – Как и везде, с утра до вечера. А у нас уже после ухода отца на фронт братик родился. Только став взрослой, я смогла по-настоящему прочувствовать и понять всю тревогу мамы, оставлявшей на целый день одних мал мала меньше детей. Поддерживали соседи, эвакуированная семья с Украины, жившая в одном доме с нами. Запало в память, как, собравшись утром у конторы, все женщины плачут, если кто-то из них получил похоронку. Поголосят, выплачутся. А потом кто-то затянет:

Скакал казак через долину,

Через маньчжурские края,

Скакал он садиком зеленым,

Блестит колечко на руке...

После этой старинной казацкой песни споют и другие.  В песне, наверное, и сил набирались, и душу успокаивали. Украинки, присоединившиеся к нам во время войны, тоже были песенницы знатные. Весь поселок выучил наизусть и их репертуар.

Запах новогоднего мандарина

Галина Алексеевна с улыбкой вспоминает, что она стала петь еще на маминых руках. Букву «р» не выговаривала, а любимую частушку уже исполняла на «бис».

Эх, в лодке вода,

И под лодкой вода.

Девки юбки замочили,

Перевозчику беда.

– Маминым подружкам мое исполнение нравилось, они от души смеялись. Наверное, еще и от того, что вместо «р» – «л» говорила, – вспоминает «частушечница».

На Новый год наряжали елку. Из соседнего лесничества пушистое дерево приносил дед Шецяк. О лесничестве надобно сказать особо. Поселяне по лесу до пастбища своих коров вели на веревках, чтобы животные не сломали веток, не затоптали кусты, мох. Все дети знали назубок: при сборе ягод – калины, черемухи – ветки ломать нельзя. К аккуратности приучал и сам лес, содержавшийся в образцовом порядке. Засохшие деревья, валежник лесник спиливал и складывал в штабеля, так же как и хворост.

В войну матери готовили детям подарки, которые так же, как и в мирные дни, клали ночью с 31 декабря на 1 января под елку. Чаще всего в склеенные из газетных страниц кульки была вложена вареная картофелина в мундире. Но и она вызывала счастье на полуголодных лицах детей. До войны «Водоканалтрест», где работали отцы ребятишек, организовывал подарки для детей своих работников. Семьи в Березовой Гриве были большие, но для каждой перед Новым годом предназначался один-единственный кулек. Кроме конфет в него была обязательно вложена мандаринка. Но только одна. Так вот, дети его бережно передавали друг другу, чтобы по очереди понюхать. Иногда оранжевый плод приятно «щекотал ноздри» ребятне целую неделю. И лишь после этого его делили между собой.

Будни детей войны

...Старый снимок воскрешает все новые и новые эпизоды и детали из жизни в Березовой Гриве. Школы в поселочке не было, учились в соседней Максимовке, с которой разделяло озеро. Чтобы его не обходить, часто пользовались случайно оставленными на берегу лодками. Днище лодок нещадно протекало, иногда неумелые гребцы переворачивали их. Школяры плыли к берегу, держа над головой учебники – главное богатство.

Березовую Гриву окружало продуваемое ветрами безлесье, за что оно получило название «тундра». От этой тундры особенно доставалось детям зимой, когда они возвращались из школы под завывание вьюги, еле различая санный след, ведущий к своему поселочку.

Жили в страшной бедности, даже не замечая этого. На всех одноклассников из Березовой Гривы в школе выдавался один учебник. На весь поселок был и один мяч. «Гармонист» созывал молодежь на танцы, брал в руки кирпич и изо всех сил изображал губами игру гармони: «Тува-тува-тува-то», а остальные под эту музыку веселились. Многие ходили в красных резиновых сапогах, которые из самолетных шасси мастерил местный умелец. Жители записывались к нему в очередь и терпеливо ждали выполнения важного заказа.

Для малышей лыжами служили дощечки из тулов самодельных бочек. А коньки представляли собой толстую проволоку, согнутую пополам, которую загибали посередине вверх, чтобы придерживать при катании руками.

Самая приятная и сытная пора из всех времен года – лето. Кислятка, дикий лук, свергибус, пестики, дягиль, медуница – вкус разнотравья, кажется, до сих пор остался во рту. Жевали траву-мураву, чтобы заглушить голод, но при этом получали уйму витаминов. Наверное, они и помогли выжить, выдюжить.

Здравствуй, но не прощай

...Галину Алексеевну в Уфе ждали. Ведь она оказалась самой далекой гостьей, приехавшей сюда на «встречу с детством».

– Собиралось много людей, в том числе и мои близкие, оставшиеся жить в родных местах, одноклассники, – говорит Галина Алексеевна. – Организатором этого незабываемого мероприятия стала Дина Гареева, заместитель директора уфимской средней школы №53. Оказалось, что встречи под общим знаменателем «История одной фотографии» здесь прописались уже давно. Например, в школе организовывали встречи участников похода из Уфы до Сочи, юннатов, представлявших Башкирию на ВДНХ, хоккеистов из команды 80-х годов... Большому сбору жителей Березовой Гривы предшествовала большая работа, были разысканы бывшие жители поселка, записаны их воспоминания. Все мы смогли снова побывать и в «родных пенатах», хотя эти места неузнаваемо изменились. Но осталось главное – березы, которые когда-то и дали название поселку. Два ряда берез по обочинам дороги, как выяснилось, посадили сотрудники лесничества в память фронтовиков, не вернувшихся с войны. А итогом прошедшей встречи стал памятный знак на месте поселка. Так что Березовая Грива вновь появилась на карте Башкортостана.

Остается добавить, что Галина Кочкина дождалась с фронта отца, у нее после войны стало шестеро сестер и братьев. Окончив школу, она пошла работать на производство, чтобы помочь семье возвести дом в соседнем поселке Максимовка. А после окончания медицинского техникума по распределению попала в Коми АССР. Сначала работала в Прилузье и более 30 лет – в республиканской стоматологической поликлинике в Сыктывкаре. С мужем, Тадеушем Антоновичем, вырастили двоих сы­новей.

– Две родины теперь у меня. Сыктывкар и Березовая Грива. Город и урочище под боком Уфы. В одном живу, а образ второй трепетно храню в сердце, – подводит итог незабываемой встрече Галина Балюй.

Анна СИВКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №194 (5071) - 21 декабря 2013 года

"Тройной" юбилей Николая Лошакова / На этой неделе легендарному летчику исполнилось бы 90 лет

О времени, о людях и о себе / Изданы воспоминания Николая Томова

Все о солдатах Первой мировой

Фотопрочтение Виктора Савина организовали библиотекари из Корткероса

Новый памятник землякам-фронтовикам хотят установить жители деревни Большие Чирки

Знаменательные даты

Порто-франко на Печоре / Вологодский купец А.Деньгин в начале XIX века по-своему предначертал будущее Коми края

Планета Вернадского / В дневниках великого русского ученого немало места отведено Коми краю и его людям

Не пропавшие без вести. Продолжение следует

О тех, кто возвращает имена...

Царский садовник / Федор Павлов в 30-е годы разбил в Кировском парке Сыктывкара чудо-огород

Где эта улица, где этот дом...

 №193 (5070) - 19 декабря 2013 года

В день памяти мученицы Агафьи Кипрушевой

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 194 (5071)
21 декабря 2013 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»