Из первых уст |
12 ноября 2013 года |
Любовь Морозова: "Исключение посредников дает массу преимуществ"
Как мы уже сообщали, этой осенью жители некоторых сыктывкарских домов перешли на прямые расчеты за тепло и горячую воду, минуя управляющие компании (УК) и ТСЖ. Первые квитанции, выставленные филиалом ОАО «ТГК-9» Коми, горожане получили в конце октября. Получили и очень удивились, глядя на новые квитки и цифры, которые на них значатся. Многие сыктывкарцы до сих пор не понимают, для чего потребовались эти изменения. На самые актуальные вопросы, связанные с переходом на прямые расчеты, мы попросили ответить заместителя директора филиала ОАО «ТГК-9» Коми по продаже тепловой энергии Любовь Морозову. – Любовь Анатольевна, поясните, какие выгоды получат простые потребители от перехода на прямые расчеты с ТГК-9? Люди до сих пор не понимают, зачем это надо. – Чтобы понять, зачем это надо, достаточно вспомнить, как начинался отопительный сезон в Сыктывкаре в предыдущие годы. Управляющие компании под угрозой неподачи тепла вспоминали о многомиллионных долгах перед ТГК-9, начинали заключать соглашения об урегулировании задолженности, которые в итоге не исполнялись в срок. Дома тем временем стояли без отопления. В этом году ситуация могла не просто повториться, а усугубиться. Во-первых, долги за тепло по Сыктывкару за последний год выросли на 198 млн. рублей, и в сентябре их сумма приблизилась к миллиарду! При этом в отличие от прошлых лет со многими УК соглашения заключены быть не могли, поскольку в их отношении уже имеются решения суда о взыскании задолженности в принудительном порядке. Во-вторых, Минэнерго России в этом году ужесточило требования к УК и ТСЖ в части готовности к осенне-зимнему периоду. Теперь для них обязательно отсутствие долгов по оплате тепловой энергии. Есть дебиторка – нет ни паспорта готовности к зиме, ни ресурса. Учитывая все это, ТГК-9 в начале отопительного сезона могла – и должна была! – пойти на самые жесткие меры по отношению к неплательщикам. Компания воспользовалась законодательным правом и расторгла с должниками договоры на поставку ресурса. При этом в целях соблюдения прав и законных интересов жителей города ОАО «ТГК-9» обеспечило поставку ресурсов для отопления и горячего водоснабжения напрямую потребителям. Тепло было подано в установленные сроки. Тема неподключения домов-должников в начале отопительного сезона для потребителей, перешедших на прямые расчеты, больше не актуальна – ни в этом, ни в последующие годы. Второй момент. Ранее многие граждане несли затраты по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. С переходом на прямые расчеты ТГК-9 начала проводить приемку ИПУ в эксплуатацию бесплатно. И, наконец, прямые расчеты означают работу с потребителем по принципу «одного окна». По всем вопросам, связанным с качеством поставки ресурса, граждане теперь могут обращаться непосредственно в ТГК-9. – И все же сыктывкарцы возмущаются, что им приходится столько времени тратить на сборы документов, причем за некоторые нужно платить. У одной семьи, позвонившей в редакцию, утерян ордер на квартиру, а без него невозможно получить договор социального найма. Другие супруги в разводе, и нет возможности даже определить ответственного квартиросъемщика. – Объявляя о переходе на прямые расчеты и обращаясь к сыктывкарцам с просьбой представить необходимый пакет документов, мы неоднократно заявляли о том, что, если у гражданина по объективным причинам возникли проблемы с получением тех или иных документов, он может сообщить об этом в ТГК-9, и мы окажем ему всевозможное содействие. Что касается договора социального найма, ордера на квартиру, домовой книги, то по законодательству наличие этих документов является обязательным, и подобные проблемы все равно рано или поздно придется решать. – Мэр Сыктывкара Иван Поздеев на одной из планерок заявил о том, что жильцам не придется сдавать документы, – мэрия предоставит их сама. Как обстоят дела на самом деле? Есть ли какие-то договоренности с администрацией? – Во-первых, подавляющее большинство горожан уже представили документы. Необходимая база данных сформирована практически в полном объеме. Во-вторых, ТГК-9 заключила агентский договор с ОАО «Расчетный центр» – крупным держателем базы данных о собственниках и нанимателях жилых помещений в многоквартирных домах Сыктывкара. Этот центр будет осуществлять начисление платежей и выставление квитанций за ресурсы, поставляемые ТГК-9 (отопление, горячее водоснабжение). Проведена сверка данных, представленных потребителями в ТГК-9, с базами Расчетного центра. Так что мы делаем все возможное, чтобы начисления были максимально корректными. Однако, если у кого-то из граждан все-таки возникают сомнения в правильности выставленной квитанции, можно обращаться на горячую линию ТГК-9 по телефонам: 28-44-75, 28-44-94, 28-44-95, телефонам ОАО «Расчетный центр», а также подойти к нам в офис по адресу: ул. Юхнина, 19 или в ОАО «Расчетный центр» за очной консультацией. – Показания счетчика теперь передают в две организации: в ТГК-9 и управляющую компанию. Но счета все равно выставляют некорректные. – Жильцам большинства домов, перешедших на прямые расчеты, достаточно передавать данные только в Расчетный центр. Он, как было сказано, выставляет квитанции и по оплате ресурсов, поставляемых ТГК-9, и по иным платежам, взимаемым управляющими компаниями и ТСЖ. Исключение составляют управляющие компании, которые самостоятельно выставляют квитанции по отдельным услугам, например Служба заказчика. Что касается показаний ИПУ по горячему водоснабжению (ГВС) и отоплению, то кроме Расчетного центра сыктывкарцы могут передавать их и в ТГК-9 – через специальные ящики, телефонного оператора или по электронной почте. Начисление оплаты за ресурсы, поставляемые ТГК-9, производится в строгом соответствии с действующим законодательством. Но, чтобы не возникало вопросов о корректности квитанций, гражданам нужно определиться с единой датой снятия показаний приборов учета. Например, мы предлагаем снимать показания 25-го числа каждого месяца, а передавать их в любой день до конца месяца. Не надо несколько раз за месяц уточнять показания, тем более передавать в разные инстанции разные данные. К сожалению, пока мы часто сталкиваемся с подобными случаями. – Потребители жалуются и на то, что квитанции приходится оплачивать в разных банках... – ТГК-9 не является платежным агентом. ГВС и отопление можно оплатить в любом банке, в почтовых отделениях и т.д. – где вам удобнее, одновременно с оплатой других коммунальных услуг. К сожалению, пока не урегулирован вопрос с взиманием банковской комиссии. Но мы ведем с рядом платежных агентов переговоры по уменьшению размера комиссии. В том числе пытаемся договориться с платежной системой «Город» об открытии в офисе ТГК-9 касс и терминалов по приему коммунальных платежей. Планируем, что при оплате ГВС и отопления через эти терминалы и кассы комиссия взиматься не будет. – Сыктывкарцы получили первые квитанции прямых расчетов, и им не понятны некоторые цифры, за что они платят. Не говоря уже о том, что суммы стали намного больше. Есть ли реакция со стороны потребителей? – Люди платят за отопление и горячее водоснабжение – в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома. Других коммунальных ресурсов ТГК-9 не поставляет и плату за них не взимает. Повторю, все расчеты производятся в строгом соответствии с действующим законодательством. Так, в соответствии с 354 постановлением Правительства РФ с этого года применяется двухкомпонентный тариф на горячую воду. Да, у нас есть предположения, что ряд управляющих компаний производил начисления иначе – исходя из недействующего норматива. В результате такого недопредъявления и возникала задолженность УК перед ресурсоснабжающей организацией. За счет чего УК собирались компенсировать этот финансовый разрыв? Один из вариантов – за счет средств, собранных с жильцов в качестве оплаты жилищной услуги. Но в этом случае жилищную услугу, за которую добросовестно заплатили, люди, очевидно, недополучат. Другой вариант – банкротство самой управляющей компании в виду невозможности возмещения этой разницы и, как следствие, перерасчет, допредъявление ранее выставленных жильцам платежных квитанций. Но это уже право управляющих компаний – решать, как образом они собираются выходить из сложившейся ситуации и как компенсировать выпадающую разницу. Еще один важный момент связан с расчетом объемов тепловой энергии, используемой на отопление при наличии общедомовых приборов учета. Сейчас ТГК-9 осуществляет расчет по нормативу – ввиду того, что общие собрания жильцов не приняли решение об избрании иного способа распределения, т.е. по фактическому потреблению. Но граждане могут представить в ТГК-9 соответствующие протоколы общих собраний, и мы изменим способ начисления. Впрочем, нужно иметь в виду, что в зимний период объемы потребления тепловой энергии значительно возрастают, а значит, изменение способа распределения приведет к заметному росту платежа. В заключение повторю, что по всем вопросам, связанным с оплатой горячей воды и тепла, граждане, перешедшие на прямые расчеты, могут обращаться на нашу горячую линию, в ОАО «Расчетный центр» и на личный прием. Мы прекрасно понимаем, что любое нововведение в коммунальной сфере вызывает массу опасений и тревог. Однако, как показывает пример Ухты и Сосногорска, где система прямых расчетов действует более 10 лет, в конечном счете исключение посредников из цепочки «ресурсоснабжающая организация – потребитель» имеет массу преимуществ, успешно решает проблему задолженности, обеспечивает необходимую прозрачность финансовых расчетов и положительно сказывается на качестве коммунальных услуг. Подготовила Ольга КЕРМАС. Этой осенью на прямые расчеты перешли многоквартирные дома, которые обслуживают ООО «РЭКОН», УК «Октябрьская управляющая компания», УК «РЭУ № 1», УК «ЖилвестСити», «УК КРиУ», ТСЖ «Свой дом-3», УК «ЖилКомВест», УК «УРЭК», УК «Служба заказчика». Планируется, что со временем на прямые расчеты с ТГК-9 перейдет весь жилфонд Сыктывкара. |