Приоритет |
5 октября 2013 года |
Первые плоды модернизации обсудили на форуме работников образования республики
В канун Дня учителя в Сыктывкаре прошел традиционный республиканский форум работников образования. Главной темой педагогического форума, как и в прошлом году, стала модернизация отрасли образования. Верны профессии Первым с профессиональным праздником педагогов поздравил Глава республики Вячеслав Гайзер. Лично присутствовать он не смог, поэтому поздравление прозвучало в видеозаписи с большого экрана. На форуме в числе первых выступили заместитель Главы РК Тамара Николаева и замминистра образования и науки РФ Александр Климов. – При реализации комплексной программы модернизации образования мы получили определенный опыт, но необходимо двигаться дальше, укреплять и совершенствовать образовательное пространство, чтобы качественное современное образование было доступно каждому ребенку, независимо от благосостояния и статуса семьи, места его рождения и проживания, – заявила Т.Николаева. – Мы должны обеспечить всем детям равные стартовые возможности. Очень важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен учитывать склонности и способности конкретного школьника. Замглавы упомянула и о детях с ограниченными возможностями здоровья. Им надо создавать «безбарьерные условия обучения в школах, чтобы дети с инвалидностью могли учиться вместе со своими сверстниками, общались с ними и не чувствовали себя оторванными от общества». В некоторых муниципалитетах, добавила она, такой опыт уже наработан, надо внимательно его изучить и транслировать в другие образовательные учреждения. Будет развиваться и дистанционная форма обучения там, где она востребована. В докладе шла речь и о проблемах дошкольного образования. – За последние годы в республике построено достаточно большое количество новых детских садов, возвращаются ранее использовавшиеся не по назначению садики, развиваются альтернативные формы дошкольного образования. Все принятые меры позволят нам уже к концу года решить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации, по ликвидации очередности в детсады для детей с трех до семи лет, – отметила Т.Николаева. Опыт Коми отметили в Москве Говорила выступавшая и о задачах системы профессионального образования. В правительстве Коми прекрасно понимают, что пора искоренить дисбаланс между потребностью и спросом в системе подготовки кадров, а для этого нужны новые подходы к целевой подготовке учащихся, которых следует ориентировать на потребности региональной экономики. Гость из Москвы Александр Климов рассказал о том, что Министерство образования РФ работает над созданием более чем 140 подзаконных актов. Они нужны, чтобы новый закон об образовании заработал в полную силу. Работу завершат до конца года. Параллельно разрабатывается профессиональный стандарт учителя, который, по мнению экспертов, должен стать ориентиром для долгосрочного развития и совершенствования качества труда педагогов. А.Климов отметил достижения республики в сфере профессионального образования. Не так давно Коми победила в соответствующем конкурсе и получила дополнительные средства на развитие проф- образования. Министерство образования и науки планирует в течение ближайших двух лет продолжить федеральную поддержку программ модернизации профессионального образования в российских регионах, поэтому республика может претендовать на получение дополнительных средств на эти цели. О достижениях и проблемах Министр образования РК Владимир Шарков рассказал, что модернизация отрасли образования начала приносить первые плоды. К примеру, выведение дошкольного образования в отдельную услугу и усилия власти привели к существенному сокращению дефицита мест в детских садах и росту получателей этой услуги. Теперь дошкольным образованием охвачены уже 86 процентов малышей (три года назад было 79 процентов). При потребности в более чем 14 тысяч мест в детских садах открыто 8,5 тысячи новых мест. В этом году появится еще тысяча. Утверждена так называемая дорожная карта ликвидации очереди на уровне муниципалитетов и республики. О достижениях следующего, общеобразовательного, уровня можно судить по увеличившемуся в разы количеству стобалльников. В этом году 100 баллов на ЕГЭ получили 56 выпускников. Для сравнения: год назад в Коми их было всего четверо. В три раза увеличилось число тех, кто заработал на выпускных экзаменах от 90 до 100 баллов, стало больше золотых и серебряных медалистов. Три образовательных учреждения республики вошли в перечень лучших по России. Значимые перемены происходят и на вузовском уровне. Завершается процедура реорганизации Сыктывкарского университета и Коми пединститута в университетский комплекс, в СыктГУ открыто новое направление – «Лечебное дело». Создан лесной кластер на базе СЛИ. Министр упомянул и о повышении зарплаты в отрасли до средней по экономике региона. Сейчас она возросла еще на 20 процентов. Увеличилась и учительская нагрузка – учебных часов стало в полтора раза больше. Ровно столько составляет численный разрыв между работающими педагогами и количеством школьников, заметил В.Шарков. Большой проблемой остается старение кадров – учителя пенсионного возраста составляют уже 36,8 процента, а молодых, до 35 лет, – всего 23,5 процента. Заслуженные награды В ходе пленарного заседания состоялось сразу несколько церемоний чествования лучших. Тамара Николаева вручила педагогам государственные награды республики. В числе тех, кто под аплодисменты поднялся на сцену, был и авторский коллектив, удостоенный премии Правительства РК в области образования. Старший научный сотрудник Института биологии Коми научного центра УрО РАН Евгения Ванчикова, замдиректора по научной работе этого института Борис Кондратенок и доцент Сыктывкарского университета Надежда Жук получили почетные знаки и дипломы лауреатов правительственной премии за создание учебного пособия по аналитической химии для студентов вузов. Александр Климов в свою очередь вручил федеральные награды. В этом году звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации» удостоены восемь учителей республики, еще трое награждены почетными грамотами министерства образования и науки. Был назван и победитель конкурса на лучшее в регионе образовательное учреждение года. Им признан Сыктывкарский педагогический колледж имени И.Куратова. Череду награждений завершил Владимир Шарков, поздравивший «великолепную семерку» – лучших учителей республики, ставших победителями конкурса «Золотая тысяча России». По традиции ко Дню учителя каждый из победителей получил по 200 тысяч рублей из федерального бюджета. Как мы уже сообщали, в Коми в «золотую тысячу» вошли учитель коми языка из Сыктывкара Марина Вахнина, учитель технологии выльгортской средней школы №2 Оксана Ермакова, преподаватель химии из лицея при СыктГУ Галина Пчелкина, учитель русского языка и литературы лицея №1 Инты Жанна Ризельян, учитель биологии воркутинской гимназии №6 Елена Ерилова и преподаватели английского языка Алефтина Синявина и Татьяна Шитова из воркутинских школ №14 и №40. Реорганизацию СыктГУ поставили в пример Во второй половине дня состоялся круглый стол с участием заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова и директора Федерального центра тестирования Сергея Пономаренко. Заданные им вопросы в основном касались организации и проведения единого госэкзамена, изменений, которые вносит новый закон в систему профессионального образования, а также подготовки и повышения квалификации педагогов. Потом А.Климов посетил Сыктывкарский госуниверситет, Коми пединститут и профессиональное училище №15. Он обсудил с руководством вузов и профессорско-преподавательским составом ход реорганизации, пообщался со студентами и журналистами. Отвечая на вопросы представителей СМИ об объединении СыктГУ и КГПИ, замминистра отметил, что этот процесс логично вписывается в общефедеральную тенденцию по укрупнению вузов. – Высшие учебные заведения региона пока только делают первые шаги по налаживанию своей работы в новом формате. Но в этом году уже выросли средние показатели по Единому государственному экзамену студентов, поступивших в оба вуза. Это свидетельствует о том, что университет и институт движутся в правильном направлении. Пока рано подводить итоги в полном объеме, через год-два они станут более очевидны, но уже сейчас ясно, что новая команда под руководством ректора Марины Истиховской успешно справляется с поставленной задачей по реорганизации, – заявил Александр Климов. В свою очередь Марина Истиховская отметила, что в последний год вуз очень плотно работает с федеральным министерством, которое оказывает значительную поддержку в решении этих вопросов. Не много вузов попало на реорганизационные мероприятия в первом приказе, и только единицы проходят сейчас реорганизацию. Поэтому для министерства образования и науки очень важен опыт, нарабатываемый в Сыктывкаре. В дальнейшем он будет проецироваться на другие укрупняемые вузы. Галина ВЛАДИС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Форум оказался полезен еще и тем, что педагоги смогли познакомиться с интерактивным оборудованием нового поколения. Еще до начала пленарного заседания в холле концертного зала гимназии искусств развернулась выставка таких новинок. А во второй половине дня представители образовательного проекта «Центр компетенций: интерактивная среда обучения» (Москва) провели для участников педагогического слета семинар, поближе познакомив их с цифровыми ресурсами для внедрения федерального государственного образовательного стандарта. |