Дым Отечества |
21 сентября 2013 года |
"Волга" цвета листвы/ Старый документ воскресил перипетии покупки самого престижного автомобиля отечественного автопрома
Г.А.Уваров.
Н.И.Распутин.
На "Волге" любила покататься вся родня Распутиных.
Историки и архивисты до сих пор не пришли к единому мнению, какие документальные материалы в первую очередь следует хранить и донести до потомков, как определять их важность и значимость. Ведь бывает так, что суть какого-нибудь исторического факта или события с трудом проглядывает даже из пухлого, многостраничного архивного дела. А иногда неприметный, крошечный раритет способен раскрыть яркую страничку целой эпохи, воскресить волнующие подробности, даже погрузить в некогда бурливший ажиотаж. Перебирая оставшийся после смерти отца, Николая Ивановича Распутина, архив, обнаружил «Паспорт технического средства на автомобиль Газ-21 Волга». Казалось бы, чем может откликнуться в памяти невзрачная с виду «корочка» с минимумом информации. Но удивительное дело: один вид непримечательного внешне документа сразу же воскресил настоящую эпопею, связанную с появлением в нашей семье первого автомобиля. Мой отец, как и многие его сверстники, рано повзрослел. Военное детство, погибший на фронте отец заставили как можно быстрее заиметь ремесло и навыки в труде, выйти в люди. После войны судьба закинула его в заполярную Воркуту, где он спустился в забой, часто работал рядом с заключенными. В Воркуте он окончил горный техникум, а чуть позже институт в городе Сталино (современный Донецк), получив специальность горного инженера. На шахте же, образно говоря, он повстречал свою половинку, моя мама, Наяда Васильевна, тоже трудилась здесь инженером. В 50-е годы родители возвратились в Сыктывкар, где отцу предоставили инженерную должность в Совнархозе. Надо прямо сказать: наша семья в это время не бедствовала. Достаточно солидный срок подземных работ в Воркуте и хорошие заработки позволили супругам Распутиным отложить достаточно приличную сумму на «черный день», а также на покупки. Первая существенная покупка последовала в 1957 году. Отец приобрел мотоцикл «Урал» с коляской. Сейчас, конечно, покупкой мотоцикла никого не удивишь. Но в конце 50-х годов появление возле дома собственного мотоцикла было сродни маленькому чуду. Вот как, к примеру, в газете «Красное знамя» в 1959 году описывалось «возрастающее благосостояние жителей республики». «С каждым годом увеличивается автопарк столицы республики. В настоящее время в Сыктывкаре насчитывается свыше двух тысяч автомашин и трехсот мотоциклов. Все больше легковых автомашин появляется в индивидуальном пользовании трудящихся. Владельцами их являются слесарь механического завода В.А.Баклей, работник Совнархоза Р.П.Климов, врач республиканской больницы В.И.Анфилатов. В индивидуальном пользовании сыктывкарцев насчитывается более двухсот мотоциклов». Из приведенной газетной информации явствует, что в это время в Сыктывкаре было всего три личных автомобиля. И немудрено. В свободной продаже автомобили тогда отсутствовали, их распределяли между предприятиями, и то далеко не всем. Каждая покупка жестко контролировалась, владелец личного авто вынужден был проходить через сито всевозможных проверок, а о его моральном облике выносили вердикт трудовой коллектив или партийный комитет. Но охота, как говорится, пуще неволи. Николай Иванович Распутин как раз в том самом 1959 году задумал обзавестись автомобилем. Однако Совнархоз, где он работал, в тот год не имел лимита на предоставление автомашины. Зато автомобиль «Волга ГАЗ-21» был распределен в управление связи. Узнав об этом, отец обратился за подмогой к свояку, мужу сестры Геннадию Андреевичу Уварову, который в это время в управлении связи и работал. Геннадий Уваров попал в Сыктывкар не по своей воле. Из соседней Архангельской области их семью сослали в более суровый Коми край «на исправление». Вина работящей крестьянской семьи состояла лишь в том, что они имели справное хозяйство и достаток в доме. Геннадий до войны работал на Сыктывкарской радиостанции. В 1942 году его призвали на фронт. Демобилизовавшись в 1946 году, он возвратился в Сыктывкар. На его груди сверкали орден Славы и медаль «За отвагу». Отметины войны – два ранения остались в виде узелков на шее: осколки от взорвавшегося рядом снаряда извлечь так и не смогли. Сильное ранение сказалось и на речи – Геннадий Андреевич разговаривал с трудом. Возможно, что из-за сильного ранения и его последствий он не решался на покупку автомобиля. Однако Уваров с готовностью согласился помочь в приобретении авто для близкого родственника. Порешили так: машину он покупает как бы для себя, но потом переоформляет ее на Николая Ивановича. Трудно сказать сейчас, знал ли технарь-фронтовик о тех последствиях, которыми будет чревато для него это переоформление. Как бы то ни было, «Волгу» он купил. 18 декабря 1959 года республиканская газета «Красное знамя» вновь проинформировала читателей о «растущем благосостоянии населения». В заметке, озаглавленной «На трудовые сбережения», сообщалось: «Осуществилась мечта шофера городского автопарка Феликса Антоновича Ромейтиса: товарищи по работе увидели его за рулем собственной «Волги». «Еще когда я работал в Митрофановском лесопункте Троицко-Печорского района, – рассказывает водитель, – я начал откладывать трудовые сбережения на машину. Зарабатывал хорошо: от полутора до трех тысяч в месяц, и вот накопил». Хорошо и в достатке живет в собственном доме шофер-семьянин. Вместе с женой Маргаритой Эрнстовной и трехмесячной дочуркой Людмилой они совершают прогулки на «Волге». Недавно приобрели «Волгу» пилот аэропорта Л.П.Злобин, техник управления связи Г.А.Уваров, командир воздушного корабля, Герой Советского Союза Б.И.Мошков и другие. Спрос на машины все растет». Следует отметить, что выпуск автомашин «Волга» Горьковский автозавод начал осуществлять с 1958 года. Первая же партия сошедших с конвейера новых автомобилей покорила и СССР, и весь мир. На проходившей в том же году масштабной выставке «ЭКСПО-1958» в Брюсселе советская «Волга» была отмечена Гран-при. Вишнево-красные, синие, белые авто со звездой на бампере с этого времени на десятки лет сделались вожделенной мечтой для миллионов советских граждан. Предметом особого ажиотажа и восторга в последующие годы стали черные автомашины этого же типа, которые стали выпускать позже. Вторая модель автомобиля «Волга», сошедшая с заводских конвейеров в 1958-1962 годах, имела более разнообразную цветовую гамму: к красной, синей и белой прибавились изумрудно-зеленая и цвета слоновой кости. Цвету экстерьера авто соответствовала и обивка его сидений, а также вся внутренняя отделка. Следует упомянуть и то, что первая модель «Волги» в 1958 году была выпущена в количестве 30 тысяч, а вторая – уже 140 тысяч. Обладателем одной из таких машин, выкрашенных в тон зеленой листвы, и стал упоминавшийся в газетной статье Г.А.Уваров. Геннадий Андреевич слово сдержал: в следующем 1960 году он переоформил автомобиль на имя Николая Ивановича Распутина. После чего последовал вызов в милицию, в отдел по борьбе с расхищением социалистической собственности. При даче показаний люди в погонах пытались установить факт спекуляции. А также дотошно допытывались, откуда были взяты деньги на столь дорогостоящую покупку. (Автомобиль стоил в то время около 60 тысяч рублей.) К счастью, Геннадий Андреевич сумел доказать свою невиновность, все подозрения с него были сняты. Владельцем же «Волги» остался его свояк Николай Иванович. Любопытно, что владельцы первых личных автомобилей в столице Коми даже не тратились на бензин. Почти все автомашины в это время были государственные, и их заправляли по талонам. Нашу «Волгу» на заправках также принимали за казенную и заправляли на талоны, которыми отца снабжали знакомые водители сначала бесплатно, а потом за «сто грамм». Талоны на заправках отменили в середине 70-х годов, когда в городе стало много личных автомобилей. Прекратили выпускать и бензин марки А-66 и А-72, которыми наполняли баки первых машин «Волга». Остается добавить, что «Волга» верой и правдой служила нашему семейству почти 30 лет. Наверное, прослужила бы дольше, если бы младший брат не продал ее в Подмосковье, где она, возможно, все еще на ходу. А мой отец, Николай Иванович Распутин, владелец одной из первых автомашин в Сыктывкаре, ушел из жизни в 2009 году. Вот какую историю хранит документ из домашнего архива. Валерий РАСПУТИН. г.Сыктывкар |