Из первых уст |
18 июня 2013 года |
Александр Ребенок: "Мы даем ТОСам удочку, а не рыбку"
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) в Коми стремительно набирает обороты. Еще совсем недавно в сельских районах республики действовало всего два ТОСа, а ныне их зарегистрировано уже почти четыре десятка. Напомним, толчком для развития общественного самоуправления на местах стало выступление Главы РК Вячеслава Гайзера на VII съезде Совета муниципальных образований РК, призвавшего глав городов и районов серьезно заняться этим вопросом. О том, для чего создаются ТОСы, с какими трудностями сталкиваются их организаторы и где искать источники финансирования общественно значимых инициатив, мы спросили у координатора развития ТОС Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» Александра Ребенка. – Александр Валерьевич, совсем недавно председатели уже действующих в республике ТОСов приняли решение о создании Ассоциации органов территориального общественного самоуправления РК (АТОС РК), которая будет заниматься координацией их деятельности с момента регистрации до реализации проектов. Это как-то повлияло на ситуацию? – Только в лучшую сторону. Новые ТОСы появляются как грибы после дождя. Председатели таких организаций с первых дней существования задумались о необходимости объединения в ассоциацию, миссия которой – помочь эффективно реализовывать намеченное. Наша организация должна стать своего рода лоббистом ТОСов во взаимодействии с органами государственной власти и бизнесом, а также ресурсным и информационным центром территориального общественного самоуправления. И сегодня именно так и происходит – развитие ТОСов идет на базе Ассоциации «Совет муниципальных образований РК». Мы консультируем инициативных граждан, помогаем им в написании грантовых проектов. Занимаемся просветительской деятельностью. Помогаем взаимодействовать с государственными структурами, бизнесом и СМИ. – Сколько ТОСов сегодня уже зарегистрировано и в каких муниципалитетах? Какие из МО – в лидерах, а кто в аутсайдерах? – Аутсайдерами можно лишь считать те районы, в которых пока нет ни одного ТОСа, но на то есть объективные причины. Первыми в образовании территориального общественного самоуправления участвовали южные районы, расположенные близко к столице республики. Всего в Коми на территории семи сельских районов и одного городского округа в качестве юридических лиц зарегистрировано 39 ТОСов. Самым активным муниципалитетом оказался Прилузский район. Здесь образовано уже 13 ТОСов. Семь ТОСов действует в Койгородском районе, шесть – в Усть-Куломском районе. По четыре ТОСа в Корткеросском и Сысольском, два – в Троицко-Печорском и один в Сыктывдинском районе. Передовиком среди городов стала Инта. Там образовано два ТОСа. – Как известно, есть две правовые формы работы территориального общественного самоуправления – без образования юридического лица и со статусом юрлица. Какая из них, на Ваш взгляд, предпочтительнее и что чаще выбирают сами общественники на местах? – Люди хотят нечто простое, однако то, что проще, – не всегда лучше. Конечно, проще образовать ТОС без статуса юридического лица. Вторая форма сложнее, но зато она открывает куда большие возможности для реализации инициатив граждан. ТОС без образования юрлица может лишь надеяться на бюджетные деньги, которых, как вы понимаете, всегда недостает, и к тому же действуют определенные ограничения. А вот ТОС со статусом юридического лица – это полноценная формализованная некоммерческая организация. Она может получать деньги на реализацию своих инициатив как из бюджета на основе грантов, так и участвуя в многочисленных конкурсах социальных проектов от региональных, федеральных и даже международных фондов. На примере Архангельской области могу сказать, что там особо инициативный ТОС сумел привлечь в год 5 миллионов рублей. – Часто сельским активистам элементарно не хватает знаний и информации. Они просто-напросто не представляют себе, какие документы надо собрать. Поэтому, видимо, предпочитают форму организации попроще. А, действительно, зачем все так усложнять, превращать самодеятельное объединение в бюрократическую структуру? – С образованием Ассоциации органов территориального общественного самоуправления Республики Коми информационного голода для сельских жителей не будет. Что касаемо знаний, то они есть у нас, и мы ими активно делимся. В любое время дня и ночи мы готовы консультировать инициативных граждан. Ведь наша основная задача – просветительская. Мы даем людям удочку и наживку, показываем им «рыбные места», но поймать рыбку они должны сами, ибо без труда ниоткуда ничего не вытащить. Вообще непреодолимых сложностей нигде и ни в чем нет. Все сложности люди в первую очередь создают у себя в голове в оправдание собственной лени. – Членство в ТОСах как-то оговаривается? Если да, то каков должен быть минимум объединившихся активистов? – Все зависит от масштабов территории. Чтобы организовать ТОС, необходимо согласие не менее половины жителей населенного пункта. Во всех случаях учредителями ТОСа в качестве юридического лица должны быть не менее трех человек. – Понятно, что люди объединяются для решения самых насущных проблем. Можно ли привести конкретные примеры – что именно в том или ином населенном пункте побудило активных сельчан собраться и заявить о создании ТОСа? – Объединять могут не только проблемы, но и возможности, которые наиболее инициативные люди увидели в организации ТОСов. У нас есть пример удачной и практически совершенной деятельности ТОС в селе Помоздино Усть-Куломского района. Там, кстати, очень высокий уровень самоорганизации граждан. Люди дорожат культурным наследием своего села. Они самостоятельно, без нашей помощи учредили ТОС, прошли регистрацию в Управлении Минюста России по РК, открыли расчетный счет в банке, написали несколько проектов на получение грантов. Для помоздинцев ТОС – это отличная возможность для благоустройства своего села. Еще один пример – ТОС поселка Гаръинский, который входит в село Пажга Сыктывдинского района. Это пионер среди ТОСов в республике. Активистов гаръинской организации объединила жилищно-коммунальная проблема, и они добились от управляющей компании чего хотели. Затем они самостоятельно построили детскую площадку, проявили творческую смекалку, создав из частных пожертвований своеобразный накопительный фонд ТОСа – установили в магазинах родного села ящики-копилки. Сейчас эти ТОСы ожидают итогов конкурсных комиссий Министерства экономического развития РК и ОАО «ЛУКОЙЛ» и очень рассчитывают на гранты. – Некоторые из общественников, будучи сами инициаторами таких организаций, всерьез опасаются кампанейщины. По их мнению, инициатива идет не снизу, как следовало бы, а сверху. Поэтому граждане сейчас стали создавать ТОСы в расчете на государственное финансирование. Вы разделяете такие опасения? – Там, где все хорошо, народная инициатива очевидна. А о «навязанной инициативе сверху» речь идет лишь там, где люди хотят оправдать свое безучастие и лень. От привычки спихивать ответственность на других и происходят все беды и проблемы. При этом, заметьте, такие граждане предпочитают только слово молвить, а не дело делать. В то же время, думаю, нет ничего плохого, если ТОСы будут рассчитывать только на государственное финансирование. Бюджетные деньги распределяются на основе грантов. Ежегодно наше государство проводит грантовые конкурсы для НКО, участие в которых ничем не ограничено для ТОСов. Но выиграть грант на получение государственного финансирования сложнее, нежели победить в конкурсах социальных проектов от фондов и коммерческих организаций. – Однако, как ни крути, без денег никак не обойтись. Они нужны даже хотя бы для ремонта разрушившегося мостика – на что-то надо закупить стройматериалы, привлечь технику. Предусмотрены ли в республике формы финансовой поддержки ТОСов, и если да, то на каких условиях? – Для ремонта мостика можно организовать сбор средств с помощью ящика-копилки, как это сделали активисты пажгинского ТОСа. А вот чтобы отремонтировать мост, нужны куда более серьезные ресурсы. Для этого ТОСам необходимо участвовать в грантах многочисленных российских и международных фондов. Формы республиканского и районного финансирования территориального общественного самоуправления, разумеется, предусматриваются, но я бы не стал рассчитывать только на эту форму поддержки. Именно потому, чтобы избежать кампанейщины. С большой степенью уверенности можно сказать, что правительством планируется разработка и принятие целевых программ поддержки инициатив территориального общественного самоуправления на республиканском и районных уровнях. – Известно, сколько примерно денег нужно в среднем одному ТОСу? И, соответственно, из каких источников он их сможет получить? – Если исходить из средней запрашиваемой суммы по заявленным ТОСами проектам, это порядка 200 тысяч рублей. Повторюсь: источников для получения средств на инициативы территориального общественного самоуправления великое множество. Сегодня наши ТОСы участвуют в грантах Минэкономразвития РК и ОАО «ЛУКОЙЛ». В настоящий момент на базе Общественной палаты РФ учрежден Президентский грант. Заявки принимаются до 15 июля, однако наши ТОСы пока не могут принять в нем участие, поскольку в статусе юрлица они зарегистрированы меньше года назад. Но на будущий год, безусловно, смогут стать его участниками. Кроме того, мы сейчас ведем переговоры с Британским фондом, помогающим развитию НКО в России за счет организации различных грантовых конкурсов. – Александр Валерьевич, Вы упомянули о грантовом конкурсе Минэкономразвития РК. Расскажите о нем поподробнее. Каков объем грантовых средств предусмотрен, сколько ТОСов подали заявки на участие? – Прием заявок на грантовый конкурс от Минэкономразвития РК закончился 25 мая. О своем участии в конкурсе заявили более 25 ТОСов, зарегистрированных в качестве юридического лица. Сейчас мы все дружно держим кулаки, чтобы все проекты прошли и победили. На данный момент грантовый фонд составляет 5 миллионов рублей. Но это еще не все. Нынешней осенью Минэкономразвития РК планирует организовать еще один конкурс для НКО. По нашей информации, грантовый фонд этого конкурса составит порядка 8 миллионов рублей. Беседовала Галина БОБРАКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. В любое время дня и ночи мы готовы консультировать инициативных граждан. Мы даем людям удочку и наживку, показываем им «рыбные места», но поймать рыбку они должны сами, ибо без труда ниоткуда ничего не вытащить. Вообще непреодолимых сложностей нигде и ни в чем нет. |