Общество |
19 декабря 2012 года |
Мифы и правда о "юстиции"/ Почему жители республики иногда стучатся не в те двери?
В Сыктывкаре на Сысольском шоссе есть остановка, известная в народе под названием «Юстиция». Расположено там региональное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Вот только к юстиции эта организация уже давно никакого отношения не имеет. О работе настоящего Управления Министерства юстиции РФ по РК, которое, кстати, в этом году отметило 210-летний юбилей, рассказали его сотрудники. По другому адресу Начальник управления Дмитрий Толстов пояснил, что подразделения Минюста России есть во всех регионах страны, поскольку основная их задача – обеспечение единства правового пространства России, то есть соответствия региональных законов Конституции РФ и федеральному законодательству. Управление выполняет множество функций, но все они довольно специфичны, поэтому правду о настоящей деятельности «юстиции» знает довольно узкий круг специалистов, которые работают с этим учреждением. Для большинства граждан, к сожалению, слово «юстиция» в первую очередь ассоциируется с регистрацией прав на недвижимое имущество. Но ассоциация эта ошибочна. С 1999 года регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним действительно осуществляло учреждение юстиции. Однако потом произошла реорганизация, в результате которой учреждение по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Коми присоединилось к Управлению Федеральной регистрационной службы по республике. С 1 января 2005 года и до настоящего времени регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляет структура, не относящаяся к управлению юстиции. Хотя по старинке ее именуют «юстицией». Даже остановку так назвали. По мнению Д.Толстова, некорректное наименование остановки – не беда. Настоящая проблема в том, что возникшая путаница создает проблемы для граждан. Очень часто заявители, слышавшие, что сделки надо регистрировать в юстиции, отправляются оформлять права на недвижимость в управление минюста, расположенное на улице Интернациональной. И уже там узнают, что прибыли не по адресу. Нервничают, раздражаются, высказывают недовольство. В беседе с нами Д.Толстов попросил расставить все точки над «i»: на данный момент управление юстиции с регистрацией прав на недвижимость никак не связано. Зато здесь граждане могут пожаловаться на некоторые аспекты деятельности адвокатов и нотариусов или, скажем, зарегистрировать региональное отделение всероссийской политической партии. О сектах и партиях В Коми то и дело появляются слухи о возникновении сект. Особенно актуальна эта тема стала в связи со всеобщим ажиотажем по поводу якобы предсказанного древними майя «конца света». В разных районах РФ объявляются «спасители», знающие, как пережить апокалипсис. В большинстве случаев эти люди предлагают своим последователям избавиться от имущества (конечно же, в пользу «пастыря») и уехать в глушь, где уже готова «спасительная обитель». Начальник отдела по делам некоммерческих организаций Михаил Коцан уверенно заявил, что на данный момент сект в Коми нет. Во всяком случае в документах официально зарегистрированных религиозных организаций не обнаружено признаков экстремизма и сектантства. Устав таких организаций заранее проверяет специальный совет по проведению религиоведческой экспертизы, и у объединений со слишком «экзотическими» целями и задачами просто нет шансов быть зарегистрированными. На данный момент в Коми зарегистрированы 170 религиозных организаций. 100 из них относятся к Русской православной церкви. После регистрации религиозная организация тоже не остается «без присмотра». Сотрудники управления минюста регулярно проверяют ее уставные и финансовые документы, посещают проводимые ею массовые мероприятия. Так что появление признаков сектантства в деятельности религиозного объединения не осталось бы незамеченным. По словам М.Коцана, в республике не было случаев закрытия организаций, обнаруживших экстремистскую направленность. Правда, иногда лидеры религиозных организаций сами приносят заявления о закрытии возглавляемых ими структур – в связи с «невостребованностью» у населения. Так, например, руководитель организации, решивший прекратить ее существование, честно признался, что в ней нет ни одного члена. Если говорить о некоммерческих организациях республики в целом, то на данный момент их тысяча. В 2008 году в реестре значилось 1258 некоммерческих организаций. По словам М.Коцана, в сокращении их числа тоже нет никакой «политики». Люди создают общества и объединения, потом в ряде случаев первоначальный пыл сходит на нет, идея изживает себя, и организация прекращает деятельность, фактически существуя только на бумаге. Иногда организаторы таких «призраков» даже не утруждают себя тем, чтобы официально заявить о самоликвидации и выйти из реестра. Тогда чистить реестр от «мертвых душ» приходится сотрудникам управления. Кстати, закон в этом вопросе не допускает никакой самодеятельности: удаление некоммерческой организации из реестра возможно только по вступившему в законную силу решению суда. Зато политическая жизнь республики в этом году очень оживилась. Возможно, это связано и со вступлением в силу поправок в закон о политических партиях, снижающих минимальную численность их членов, необходимую для регистрации партии, до 500 человек. Естественно, регистрация общероссийской политической партии в Коми невозможна. Житель республики, желающий создать свою партию, должен зарегистрировать ее в Минюсте РФ. Зато, по данным М.Коцана, в Коми возникли девять новых региональных отделений общероссийских политических партий (до последнего времени их было всего семь). Большая перемена Планируется, что в следующем году произойдут изменения, связанные с деятельностью нотариусов. О них рассказал начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Дмитрий Костюкевич. Фактически нотариус возьмет на себя функции риэлтора и станет гарантом законности сделок купли-продажи имущества. Он должен будет собрать документы, необходимые для регистрации, изучить историю объекта недвижимости и предоставить клиенту гарантию чистоты сделки. И, соответственно, нотариус будет нести полную ответственность за предоставленные им сведения и совершенные действия. Сделать это планируется для того, чтобы обеспечить гражданам гарантии законности сделки со стороны государства (нотариус, как известно, не является служащим государства, но, заверяя документы, действует от его имени). В связи с грядущим расширением функций нотариусов возникает вопрос о необходимости увеличения их численности. По словам Д.Костюкевича, уже сейчас в республике заметна нехватка нотариусов. В Коми 52 нотариуса. Большинство из них работает в крупных городах (это и понятно, законодательно на 20-25 тысяч населения предусмотрен один нотариус). А вот на районы приходится по одному нотариусу. И если он заболел или вышел в отпуск, жители района сталкиваются с серьезной проблемой: приходится либо ехать в соседний район, либо убеждать тамошнего нотариуса приехать «в гости». Если же на нотариусов будет возложена и организация сделок купли-продажи недвижимости, то нагрузка на них ощутимо возрастет. Как предполагают в управлении юстиции, возможны два решения проблемы: увеличение числа помощников нотариусов, которые будут делать всю «черновую» работу, или увеличение количества нотариусов. Мнения о планируемой реформе высказываются разные, но сотрудники управления юстиции считают, что перемены необходимы: надо навести порядок в сфере купли-продажи недвижимости и обеспечить соблюдение прав добросовестных продавцов и покупателей. На местах Еще одна сфера пристального внимания управления юстиции – органы власти, муниципальные образования и принимаемые ими законодательные и нормативные акты. Эти документы должны строго соответствовать Конституции РФ и законодательству страны, а так, увы, получается не всегда. По словам начальника отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов МО Аиды Тертерян, больше всего проблем возникает с документами, подготовленными специалистами муниципальных образований. Несмотря на разъяснения, обзоры и памятки, которые распространяют сотрудники управления юстиции, качество документов все равно оставляет желать лучшего, поэтому увеличивается число отказов в регистрации муниципальных правовых актов. То они законодательству РФ не соответствуют, то с нарушением порядка приняты, то в них признаки коррупциогенности усматриваются. По мнению А.Тертерян, причина некачественной подготовки документов – отнюдь не злой умысел, а низкая правовая грамотность. Во многих муниципальных образованиях подготовкой документов занимаются специалисты, которые не имеют юридического образования, а потому, как сами признаются, и совершают ошибки. Свою роль играет и текучка кадров: усвоил сотрудник азы, но решил уволиться – на его место приходит другой, и обучение приходится начинать с самого начала. Впрочем, А.Тертерян отметила, что иногда критики заслуживают и документы, подготовленные администрациями крупных городов, где работают целые юридические отделы, сотрудников которых не заподозришь в неграмотности. Но при этом в деле законотворчества между управлением юстиции и властью на местах никакой конфронтации нет. Зато есть взаимопонимание и сотрудничество: на местах к замечаниям из центра прислушиваются, недочеты устраняют. Людмила ВЛАСОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА и из архива Управления Министерства юстиции РФ по РК. В Управлении Минюста России по РК существует преемственность поколений. На снимках: начальник управления Дмитрий Толстов поздравляет ветерана юстиции Георгия Мостова с Днем пожилых людей. Традиции старшего поколения продолжает молодежь: начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Дмитрий Костюкевич, начальник отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов МО Аида Тертерян, ее заместитель Евгения Яковлева. Министерство юстиции Российской империи было учреждено 8 сентября 1802 года императором Александром I. Первым министром юстиции – генерал-прокурором Российской империи стал выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин. После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения – в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство. По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году. Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. |