Экономика |
15 января 2008 года |
Капремонт за счет государства: блеф или реальный выход?/ Процесс реализации Жилищного кодекса тормозится на местах
«Республика» не раз обращалась к освещению проблем реализации жилищной реформы, особенно в части выбора собственниками способа управления многоквартирными домами. К сожалению, пока этот процесс идет не так активно, как хотелось бы. Очередной разговор о ходе жилищной реформы состоялся в конце прошлого года на заседании Общественного совета по реализации Жилищного кодекса РФ. Как отметила заместитель министра архстроя РК Татьяна Замятина, 1 января 2008 года для органов местного самоуправления завершился срок, данный законом на проведение открытых конкурсов на выбор управляющих организаций. Однако о завершении этой работы на территории республики пока говорить не приходится. В большинстве муниципалитетов темпы формирования лотов для проведения конкурсов по определению управляющих компаний для «неопределившихся» домов, а также уровень разъяснительной работы с населением остаются крайне низкими. Часть руководителей администраций городов и районов и вовсе не приступала к этой работе, часть активизировалась только в сентябре-октябре 2007 года. При этом муниципалы, видимо, подзабыли, что показатели работы по реализации жилищного законодательства включены в перечень критериев, по которым не только оценивается эффективность деятельности органов МСУ, но и зависит решение вопроса о предоставлении финансовой помощи регионам на проведение капремонта домов из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. А это – солидные инвестиции государства. Одним из условий предоставления господдержки на капремонт из средств фонда является наличие в муниципальном образовании не менее пяти процентов ТСЖ в 2008 году, не менее 10% к 2010 году и 20% – к 2011 году. Но вся загвоздка в том, что если в новостройках ТСЖ организуются охотно, то в старом жилфонде этот процесс движется медленно. Получаетяся замкнутый круг. С одной стороны, население не спешит определиться со способом управления домом, так как ждет, пока местные власти приведут жилое здание в нормативное состояние. Люди боятся роста квартплаты, в которую будут включены затраты ТСЖ на капремонт. Страшится народ и бремени ответственности за жилище, кровля, подвалы и подъезды которого не ремонтировались годами. Отсутствует и кредит доверия к управляющим компаниям, которые намеренно занижают тарифы на жилищные услуги, чтобы привлечь как можно больше клиентов. При этом не берется во внимание тот факт, что отсутствие должной заботы о доме в дальнейшем может привести к его разрушению. С другой стороны, власти не в состоянии в одночасье привести в порядок весь жилфонд республики. К примеру, на капремонт домов только Сыктывкара требуется 550 миллиардов рублей. При бюджете города в 1,2 миллиарда такие траты нереальны. Тем не менее вместо того, чтобы ускорить работу по поддержке создающихся ТСЖ и получить заветные средства фонда на капремонт, муниципалы ждут, пока сыщутся активисты-энтузиасты, которые сами решат вопрос с организацией общего собрания жильцов, сами разъяснят людям все премудрости жилищного законодательства, сами соберут соответствующую документацию на дом. А сделать это непросто при отсутствии межевых дел на земельный участок под некоторыми домами и проектно-технической документации. Не каждому профессионалу под силу разгрести этот груз проблем, не говоря уж о неподготовленных рядовых жильцах. А представители органов местного самоуправления упорно твердят свое, объясняя отсутствие активности со стороны населения тем, что с началом процесса приватизации жилья народ так и не почувствовал себя хозяином своего жилища и не готов брать на себя расходы по содержанию общего имущества. Серьезно к решению этого вопроса подошли городские власти Ухты. Муниципалитет на правах собственника взял на себя инициативу организации и проведения общих собраний, подготовки необходимого пакета документов для заочного голосования. В пакет входили расчеты стоимости работ и услуг по каждому конкретному дому. Помимо этого распространялись информационные листки о деятельности управляющих организаций города, чтобы люди не доверили свое жилище фирме-однодневке. В итоге сегодня в Ухте осталось только 22 процента домов, жильцы которых так и не определились со способом управления. Благоприятной можно назвать ситуацию в Воркуте, где доля домов, способ управления которыми до настоящего времени не определен, составляет лишь 13 процентов. Немаловажной деталью является и тот факт, что механизм предоставления средств фонда регионам на капремонт не предполагает 100-процентного покрытия всех расходов на ремонтные работы. Денежные транши будут перечисляться при условии софинансирования со стороны региона в размере 35 процентов от общей суммы, заложенной в смету на ремонт жилфонда. Также предполагается участие самих собственников жилья в ремонте, при этом размер платежей будет составлять не менее пяти процентов от сметной стоимости ремонта. Софинансирование со стороны жильцов вполне оправданно, ведь когда человек вложит в ремонт свои кровные, он будет бережнее относиться к общему имуществу. По словам Т.Замятиной, сегодня ведется формирование муниципальных и региональной адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Поэтому при проведении общих собраний собственников жилых помещений по выбору способа управления одновременно необходимо рассматривать вопрос о включении дома в адресную программу и утвердить размеры платежей жильцов, пояснила замминистра. На одном из заседаний правительства Москвы мэр столицы Юрий Лужков предложил внедрить программу «Ответственным собственникам – отремонтированный дом». Суть ее заключается в том, что с 2008 по 2014 год за счет городского бюджета предлагается провести капитальный ремонт домов, введенных в эксплуатацию до 1991 года, то есть до принятия закона о приватизации жилфонда. Объемы заложены немалые – на площади в 117,5 миллиона квадратных метров планируется провести капремонт на сумму в 475 миллиардов рублей. После того как государство выполнит перед жильцами обязательства по недоремонту прошлых лет, в дальнейшем на москвичей будут возложены обязательства по ремонту домов уже за счет собственных средств жильцов, аккумулированных в фондах организованных к тому времени товариществ собственников жилья (ТСЖ). Таким образом столичный мэр планирует заинтересовать население объединяться в ТСЖ и снять с москвичей проблему ответственности за состояние жилфонда, в котором ремонт не проводился десятилетиями. По состоянию на 10 декабря 2007 года, по республике со способом управления определились жильцы в 4727 домах, что составляет 40 процентов от общего количества многоквартирных домов. В январе 2007 года этот показатель составлял лишь 14%. Причем в более чем 35 процентах жилфонда республики способ управления выбран решениями собственников помещений, в пяти процентах – управляющие компании определены по результатам проведения органами МСУ открытых конкурсов по выбору управдомов. Сегодня в республике действуют 192 ТСЖ и 51 ЖСК. С начала года количество собственников жилья увеличилось на 2,1%. В 58 домах, или в 1,2% жилфонда по республике, выбран способ непосредственного управления домом собственниками, а в 3855 домах, или в 93,6%, – управляющими организациями и лишь в 5,1% жилфонда собственники помещений сделали ставку на ТСЖ. В Сыктывкаре и Эжве до сих пор не определились со способом управления 80 процентов домов, в Ухте – 22%, в Инте – 56%, в Печоре и Вуктыле – 78%, Сосногорске – 97%, Сыктывдинском районе – 81%, Сысольском – 66%, Койгородском – 92%, Усть-Цилемском – 35%, Прилузском и Усть-Куломском – 98%. В Корткеросском, Троицко-Печорском и Ижемском районах вообще ни один дом не проголосовал за тот или иной способ управления. Проведены открытые конкурсы и определены управляющие организации в отношении 30 домов Сыктывкара, 19 домов в Вуктыльском районе и 522 домов Усть-Вымского района. В Инте, Печоре, Сосногорском, Сыктывдинском, Прилузском, Корткеросском, Усть-Куломском, Ижемском и Усть-Цилемском районах работа по проведению открытых конкурсов вообще не проводилась. А вот в Усинске, на Удоре, в Княжпогостском и Усть-Вымском районах работа по определению способов управления многоквартирными домами практически завершена. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |