Дым Отечества |
29 сентября 2012 года |
Неизвестные и малоизвестные документы из государственных архивов Республики Коми представляет архивист Л.Кызъюров
Из отчета инспектора 2-го участка Усть-Сысольского уезда о состоянии начальных училищ за 1914 год. Январь 1915 г. К 1-му января 1914 года во 2-м участке Устьсысольского уезда состояло 61 училище. В отчетном году, с разрешения Департамента народного просвещения, Гостинногорское земское училище временно было закрыто, впредь до постройки собственного здания, ввиду полного отсутствия в д. Гостинная Гора домов, которые могли бы быть приспособлены для школы; но при этом Департамент народного просвещения поставил условием, чтобы для учащихся из д. Гостинная Гора было открыто общежитие при соседнем Ловлинском училище; это условие земство выполнило. Хотя школьная сеть как по числу училищ, так и по числу комплектов заполнена, но общедоступность обучения не достигнута: для обеспечения обучением детей внешкольных районов (далее 5 верст от школы) должны быть открыты при 13 училищах общежития; между тем такие общежития имеются только при 6 училищах: Чукачевском на 10 человек, Лоемском на 14 чел., Галахтионовском на 16 чел., Ульском на 14 человек и Ловлинском на 2 человека. Из 60 училищ в собственных зданиях помещаются только 11, а остальные 49 в наемных, причем одно училище помещается в часовне-школе, уступленной безвозмездно Устьсысольским отделением Стефано-Прокопиевского братства. Из 49 наемных помещений более или менее удовлетворительными можно признать только те, которые строились частными лицами с пособием от земства в 500 руб.; таких училищ 12; все эти помещения светлые, чистые и просторные, но, к сожалению, недостаточно теплые, что объясняется плохой оконопаткой стен, а иногда неудачным устройством печей. Что же касается остальных 36 наемных помещений, то половину из них можно признать сносными, т.е. такими, с которыми можно мириться. А другая половина не удовлетворяет самым скромным требованиям школьной гигиены: все эти помещения низки, темны и тесны; к этим главным недостаткам часто присоединяются – холод, вследствие плохой оконопатки и отсутствия черных полов, угар – из-за плохого устройства печей и полное отсутствие вентиляции. При этом следует отметить, что в большинстве школ нет отдельных рекреационных комнат, и перемены учащиеся проводят в классах, а в некоторых училищах даже и раздеваются в классе за отсутствием отдельной раздевальни. К 1 января 1915 года в начальных училищах 2-го участка Устьсысольского уезда, вместе с запасными, состоит 114 учащих, в том числе учителей – 33 и учительниц – 81. Главный контингент учащих составляют окончившие 4 класса гимназии (49 человек), причем половина их окончила педагогические курсы; учащим этой группы не достает общего образования, необходимого для учителя начальной школы, в особенности в настоящее время при усиленных требованиях, предъявляемых в начальной школе. Следующую по численности группу составляют окончившие епархиальные училища; справедливость требует отметить, что по общему развитию и подготовке учащие этой группы стоят не выше окончивших педагогические курсы. По получаемому содержанию всех учащих можно разбить на 6 групп: по 360 руб. – 69 учащих, 420 – 16, 480 – 14, 540 – 2, 720 – 3, 780 – 8. За заведывание училищами выдается по 30 руб. В отчетном году 15 учителей призваны на действительную военную службу; вместо них с 1 октября приглашено 6 заместительниц, с окладом по 30 руб. за учебный месяц. К 1-му января 1914 года в начальных училищах 2-го участка Устьсысольского уезда состояло 3147 учащихся (1974 мальчика и 1173 девочки). К 1 января 1915 года состоит 3054 учащихся. Это, хотя и незначительное, уменьшение числа учащихся вызвано обстоятельствами военного времени: некоторые из учащихся, главным образом 3 и 4 отделений, отцы которых призваны на действительную военную службу, должны были оставить школу как необходимые работники в семье. Несмотря на то, что школьная сеть во 2-м участке Устьсысольского уезда закончена, за стенами школы остается четвертая часть детей школьного возраста (около тысячи человек), и только широкое развитие общежитий и ночлежных приютов с горячим приварком может привлечь часть этих детей в школу, а остальных, в особенности девочек, родители отдадут в школу тогда, когда учение будет обязательным. Четвертая часть учащихся покидает школу еле грамотной. Главной причиной этого печального явления служат тяжелые экономические условия, заставляющие пользоваться детьми при домашних и сельских работах уже в школьном возрасте. Особенно крупный процент выбывших до окончания курса наблюдается в тех волостях, мужское население которых уходит в отхожие промыслы. Другая причина, не менее важная по отзывам учащих, это некультурность родителей, не понимающих необходимости и пользы образования: если ребенок научился немного читать и кое-как писать, то, по мнению зырянина, этого вполне достаточно, в особенности для девочек. Число учебных дней в году колеблется от 151 дня до 171, в среднем 164 дня. Так как в 56 училищах обучаются дети зырян, которые при поступлении в школу ни слова не понимают по-русски, то первой задачей школы является научить детей понимать русскую речь и говорить по-русски. Обучение русскому разговорному языку ведется по натуральному методу, без употребления зырянского языка. Пятилетний опыт занятий в школе по натуральному методу показал, что к третьему году обучения учащиеся успевают настолько освоиться с русским языком, что в последние два года свободно могут идти по программе начальной школы. Усиленное внимание, обращенное за последние пять лет на русский язык в начальной школе, встретило со стороны зырянского населения края поддержку и одобрение, и не далеко то время, когда зырянский народ сольется с великой русской семьей. Для лучшей постановки учебно-воспитательного дела в школах в отчетном году было устроено два педагогических совещания учащихся – в с.Визинга 9 февраля (присутствовало 50 учащихся и в с.Объячево 7 декабря (присутствовало 30 учащихся). Участники педагогического совещания в с.Визинга обратились к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ с выражением верноподданнических чувств за ЕГО постоянные МОНАРШИЕ заботы об улучшении материального положения учащихся, выразившиеся в назначении учащимся пятилетних прибавок. На это ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, в 9-й день марта с/г ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: «Благодарить». На обсуждение учащих обоих совещаний был предложен «Подробный план занятий в начальной школе, с инородческим составом учащихся». Из необязательных предметов в школах преподаются военная гимнастика, пение и рукоделие. Обучение военному строю и гимнастике производилось в 30 училищах, в остальных училищах, за отсутствием соответствующих помещений, ввести преподавание гимнастики затруднительно. Во всех школах, в которых введено обучение военному строю, имеются таблицы полковника Назимова «русское потешное войско» и руководство для преподавателя того же автора. Для уроков гимнастики в большинстве школ имеются деревянные ружья, а в министерских училищах, кроме того, и барабаны. Рукоделие преподается в 10 училищах, но без особого вознаграждения. Во второй половине отчетного года во всех училищах, где обучают учительницы, девочки вяжут носки и рукавицы для отсылки в действующую армию. К 4 января 1915 года учащимися изготовлено около 500 пар носков и рукавиц и препровождено в Устьсысольскую земскую управу для отсылки в действующую армию. Воскресных школ и классов для взрослых при начальных училищах нет. Народные чтения в отчетном году при школах не велись, за отсутствием световых картин, хотя волшебные фонари имеются в большинстве школ. (Сохранен стиль того времени.) |