Спорт |
28 декабря 2007 года |
Феномен "Супершипа"/ Кубок Главы Коми по ледовым трековым гонкам возрождает в республике интерес к автоспорту
Как мы уже сообщали, в минувший уик-энд в Сыктывкаре стартовали зимние трековые автогонки «Супершип». Они проводятся на республиканском стадионе в Сыктывкаре с 2005 года и сегодня собирают, пожалуй, больше зрителей, чем матчи по хоккею с мячом. В минувшем сезоне на отдельных этапах доходило и до семи с половиной тысяч. В чем феномен «Супершипа»? Почему эти гонки, даже не включенные в календарь официальных соревнований, утвержденных российской федерацией автоспорта, имеют такую популярность у людей, в основной своей массе мало смыслящих в нюансах технических видов спорта? В основном народ приходит на трибуны в надежде стать свидетелями необычного зрелища, – говорит организатор этапов «Супершипа» Константин Стрекаловский. – И хотя машины не так уж часто переворачиваются, сталкиваются или на полной скорости влетают в сугробы, специально сооруженные накануне автогонок, народ продолжает приходить на наше шоу. Ему хочется не только хлеба, но и зрелищ. Действительно, много на трибунах не только мужчин, но и женщин, подростков, детей, вход для которых зачастую вообще бывает бесплатным. Тот, кто уже во время своего первого посещения ледовой арены становится очевидцем захватывающих гонок, как правило, старается прийти на этапы «Супершипа» еще и еще раз. Надо отдать должное и самому Константину Стрекаловскому. Этому 35-летнему практикующему юристу в свободное от основной работы время удается находить спонсоров и договариваться с ними, он умеет объединять усилия энтузиастов автоспорта. Их в Сыктывкаре насчитывается не так уж и много – всего семнадцать. А вот машин с усиленными движками, готовых выехать на ледовую трассу, уже 18. Один автомобиль ждет своего водителя. И с каждым хозяином авто Стрекаловский хорошо знаком. Имена лучших нынешних автогонщиков болельщикам уже хорошо известны – сыктывкарцы Владимир Пушкарев, Владимир Шустиков и его отец Михаил Шустиков, в нынешнем году после некоторого перерыва вернувшийся на трек. А вот еще двух лидеров прежних лет – Евгения Скрипова и Сергея Савина – на первом этапе Кубка Главы Коми по трековым кольцевым ледовым автогонкам сезона 2007-2008 годов, болельщики, увы, так и не увидели из-за проблем с машинами. Впрочем, уже на втором этапе они тоже намерены дать бой своим основным конкурентам. Как всегда, неплохо заявили о себе на стартовом этапе Юрий Шишебаров, Владимир Юркин и Андрей Чекалкин. И снова в призерах один из лучших кировчан – Клим Байков, который уже почувствовал вкус к победе на сыктывкарском льду и нынче намерен побороться за главный приз. Клим Байков рассказал, что в Кирове трековые ледовые автогонки проводятся куда чаще, да и формула их проведения разнообразнее. Например, особый ажиотаж вызывает «Ледовое побоище», на котором автоэкипажи по ходу движения по трассе специально ударяют друг друга, стараясь выдворить с трассы. У подобных гонок появился и специальный термин – «на выживание». Помимо Сыктывкара и Кирова есть еще три города, где в почете ледовые гонки на коротком (400-метровом) треке. Это Екатеринбург, Череповец и Нижний Новгород, где участники гонок тоже «обувают» шины своих колес в шипы длиной в четыре с половиной миллиметра, чтобы машина лучше «держала лед». Отсюда, собственно, и распространенное название соревнований – «Супершип». Вот только с 2003 года под эгидой российской федерации автоспорта ледовые гонки на коротком треке проводиться перестали. В официальном календаре соревнований наравне, скажем, с традиционными ралли, автомногоборьем, джип-треалами и обычными кольцевыми гонками сохранились лишь ледовые кольцевые автогонки, проводимые в разных городах на треке в 1600 метров. И длина шипов на резине автомобилей, гоняющих там по трассе, составляет лишь полтора миллиметра. Некоторые опытные автоспорт-смены в Сыктывкаре до сих пор не принимают трековые кольцевые гонки всерьез, полагая, что эти соревнования все же больше смахивают на шоу, рассчитанное на обывателей. Даже за серию побед и высокие набранные баллы участники подобных состязаний в Сыктывкаре не удостаиваются спортивных званий. Для этого нужно добиться того, чтобы гонки были включены в официальный календарь российских соревнований, чтобы арбитрами на них выступали не просто энтузиасты, а высококлассные судьи, чтобы было куда больше участников. Пока же сыктывкарцы, да и кировчане тоже, больше варятся в собственном соку. Призы в виде денежных сертификатов и бытовой техники достаются, как правило, только призерам и победителям в отдельных номинациях, учрежденных постоянными спонсорами. Нынешний розыгрыш Кубка Главы Коми не случайно проводится именно в пять этапов, а, скажем, не в десять. Потому что после каждого этапа нужно не просто подвести итоги, но и тщательно подготовиться к следующему. А на это требуются не только деньги, но и определенное время, если конкретнее – от двух с половиной до трех недель. Необходимо снова развернуть рекламную кампанию через СМИ, отыскать дополнительных спонсоров помимо постоянных – сыктывкарского клуба «Снежный барс», ликероводочного завода, компании «МТС», страхового общества «Россия» и, наконец, организовать работу 12 судей, подготовить трассу. Пять самосвалов, несколько грейдеров и другую специальную снегоочистительную технику приходится привлекать в течение нескольких дней для подготовки к каждому этапу. Погрузка и вывоз на запасной стадион тонн снега обходится недешево. Впечатляет и сумма, которую коллектив стадиона взимает нынче с организаторов «Супершипа» за аренду главного спортивного сооружения – по 130 тысяч рублей за каждый этап. Поэтому идет поиск площадей, где можно было бы за гораздо меньшую плату проводить «Супершип» в будущем. Переговоры с руководителями Сыктывкара пока ни к чему не привели. Сначала оговаривалась территория возле улицы Колхозной, но позже выяснилось, что у нее уже есть хозяин. Предложение главы администрации Сыктывдинского района Артура Рудольфа проводить «Супершип» на одной из заснеженных полян в окрестностях села Ыб не было встречено с пониманием самими организаторами гонок. По их мнению, это слишком далеко от города. Ведь туда и технику надо доставить. Сейчас подыскивается площадка в районе улицы Ручейной. Когда-то, еще в 2000 году, подобные состязания проводились в микрорайоне Лесозаводском. Там не было льда, зато имелась хорошо утрамбованная автотрасса. В 2003 году стали проводить ледовые трековые автогонки в центре Сыктывкара. И не только на республиканском стадионе, пробовали и на конькобежном. Только в 2005 году у гонок появилось новое название – «Супершип», состязания получили статус Кубка Главы Коми. По словам Владимира Чучина, некоторое время выступавшего в роли главного судьи на этих соревнованиях, «Супершип» появился не на пустом месте. История автоспорта в Коми насчитывает не один десяток лет. Начиная с 1979 года по 1992-й включительно сыктывкарские автоспортсмены Александр Борисов и Василий Одинцов, увы, уже ушедший из жизни, регулярно выступали вместе со своими штурманами на этапах чемпионата России и выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. Зарекомендовали себя настолько, что в столице Коми даже стали проводиться зональные соревнования по авторалли «Север». Но экономический кризис первой половины девяностых годов внес свои коррективы, и автоспорт в Коми на несколько лет попросту исчез. Его возрождение началось уже в двадцать первом веке именно с трековых ледовых автогонок, которые стали привлекать все большее количество болельщиков. В автоспорт прочно вернулись и многие бывшие энтузиасты – Александр Борисов, Александр Лучинин, Вячеслав Балагуров... Теперь на смену им пришло новое поколение, вчерашние мальчишки. Освоив сначала «Супершип», многие из них стали участвовать и в соревнованиях по автомногоборью, в ралли. И Сыктывкар постепенно возвращает себе статус одного из зональных центров развития автоспорта. Уже 16 февраля в столице Коми состоится знаковое для местных автоспортсменов событие – зональное авторалли «Север», включенное в официальный календарь российской федерации автоспорта. А очередной этап «Супершипа» намечен на 12 января. Ожидается, что в гости пожалует целая группа сильных гонщиков из Кирова, так что борьба на ледовой трассе республиканского стадиона ожидается нешуточная. Василий КИЧИГИН. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |