Общество |
25 декабря 2007 года |
Коньяк и шампанское потеснили водку
После кризиса на российском алкогольном рынке, который возник в 2006 году из-за изменений в законодательстве, среди прочего поменялись и запросы россиян. Если раньше безоговорочным лидером продаж, в том числе и в республике, была водка (до 70%), то теперь она сдает свои позиции, а пальму первенства среди горячительных напитков перенимают вино, коньяк и шампанское. В преддверии новогодних каникул эта тема зазвучала особенно актуально… На прошедшем недавно семинаре-совещании, посвященном организации контроля за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РК, заместитель руководителя Службы региона по лицензированию Марина Каракчиева пояснила, чем обусловлены такие изменения. По ее мнению, сказывается рост благосостояния граждан и изменение культуры потребления спиртного, поэтому жители республики стали покупать более дорогие и качественные вина и коньяки. Влияет на ситуацию и потребительский спрос в молодежной среде, где предпочитают дешевые вина. Напомним, в начале прошлого года произошли серьезные изменения в законодательстве. В частности, были введены новые правила учета алкогольной продукции, изменилась система маркировки. Затем в Россию перестали завозить вина из Грузии и Молдовы. Объемы реализации качественных спиртных напитков резко сократились. На этом фоне сразу же вырос оборот нелегального алкоголя, который по российским меркам составляет от 40 до 50 процентов. Ежегодные потери государства оцениваются в 60 миллиардов рублей. К этому стоит добавить смертность от «паленых» напитков – до 40 тысяч человек в год. По расчетам республиканских специалистов, около 25 процентов алкогольной продукции оказалось в «тени» и на территории Коми. Тем не менее, как прозвучало на совещании, алкогольный рынок постепенно приходит в норму, оправляясь от кризиса, который вызвали нововведения. По данным М.Каракчиевой, рост оборота алкогольной продукции за 9 месяцев уходящего года по отношению к аналогичному периоду 2006 года составил 22 процента. До уровня 2005 года он недотягивает примерно 9 процентов. Единственный производитель алкоголя в Коми – Сыктывкарский ЛВЗ – увеличил объемы производства на 35 процентов. Среднедушевой объем потребления спиртного за 9 месяцев составил 7 литров. «По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление человеком в год восьми литров алкоголя ведет к генетическим изменениям, – добавила М.Каракчиева. – Наш прогноз по объему потребления на 2007 год, к сожалению, составляет 9 литров». На совещании также прозвучало, что жители Коми смогут контролировать качество спиртных напитков через интернет и даже с помощью sms-сообщений. Как рассказал генеральный директор предприятия «Север-контроль» Андрей Полле, алкоголь, прошедший добровольный контроль качества, при желании его владельца снабжается специальной наклейкой с идентификационным 8-значным номером, который заносится в базу данных предприятия. Любой житель республики, посетив сайт «Север-контроль» (www.svkontrol.ru), сможет в режиме он-лайн проверить в базе данных наличие номера специального знака, нанесенного на конкретную бутылку с алкоголем. Ольга КЕРМАС. |