Экономика |
26 апреля 2012 года |
Бюджетные новации не должны тормозиться на муниципальном уровне
В минувшую пятницу на совместной расширенной коллегии Минфина и Минэкономразвития РК обсудили реформу бюджетной политики региона. По задумке инициаторов преобразований каждый бюджетный рубль должен быть нацелен на конечный результат. Одним из первых шагов в этом направлении стало формирование бюджета республики на трехлетний период. Сформировать свои бюджеты на трехлетний период должны и муниципальные власти. Однако, как отметил заместитель Главы РК, министр финансов региона Владимир Тукмаков, пока трехлетние бюджеты сверстаны только в Сыктывкаре, Вуктыле, Усинске и Усть-Куломском районе. По мнению В.Тукмакова, следует вообще подтянуть финансовую дисциплину на местном уровне. Тому подтверждением служат, например, неиспользованные средства субсидий из республиканского бюджета на ремонт объектов соцкультбыта и приобретение оборудования, что подрывает выстраиваемую модель эффективного расходования бюджетных средств. Министр экономического развития РК Антон Фридман упомянул о том, что в этом году предстоит завершить разработку новой редакции долгосрочной Стратегии социально-экономического развития республики, подготовленную с учетом принятой Стратегии развития регионов СЗФО и положений проекта новой редакции Стратегии развития России до 2020 года, а также разработать и принять комплекс госпрограмм. Местным властям также придется потрудиться над обновлением стратегических документов муниципального уровня. О новом резервном источнике пополнения налогооблагаемой базы рассказал участникам коллегии заместитель руководителя Федеральной налоговой службы по РК Александр Меньшенин. По его словам, пока вне поля зрения государства остаются объекты, не поставленные на учет в БТИ. Для того чтобы навести порядок в этой сфере в преддверии введения налога на неучтенную недвижимость, необходимо провести сплошную инвентаризацию при активной поддержке местных властей. Пока проведение такой работы намечено на территориях Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов. Изменения ожидаются в этом году и в области инвестиционной политики. В частности, будет создана нормативная база для практического внедрения механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов, вырастет финансирование на строительство автодороги Сыктывкар – Ухта – Усинск – Нарьян-Мар, усилятся действия по запуску проекта «Белкомур». Между тем, по словам А.Фридмана, муниципалитеты не проявляют особой активности в решении вопросов инвестиционного развития территорий. Нормативные акты в рамках развития муниципально-частного партнерства по продвижению проектов разработали лишь в половине муниципалитетов. Подробно А.Фридман остановился на вопросах поддержки малого и среднего бизнеса. Число обращений предпринимателей за господдержкой возросло с 250 человек в 2009 году до 560 в прошлом. Тенденция вполне прогнозируема, так как господдержка «мальков» выросла в прошлом году в 3,5 раза по сравнению с 2010 годом и составила 117 миллионов рублей. Помимо этого заработал гарантийный фонд, предоставляются гранты, микрозаймы. – В 2012 году началась реализация новой программы развития малого и среднего предпринимательства, – пояснил министр. – Сохранятся все виды адресной поддержки, а софинансирование муниципальных программ будет дополнено новым направлением на поддержку реализации инвестпроектов на территориях городов и районов республики. Более того, к 2020 году планируется полностью передать оказание финансовой помощи малому бизнесу с республиканского на муниципальный уровень. Особое внимание А.Фридман уделил проблеме перехода сферы государственного и муниципального заказа на федеральную контрактную систему, которая должна заменить пресловутый 94-ФЗ. – Логика нового закона проста, – отметил он. – Заказчик должен сначала показать, что он собирается покупать и по какой цене, обосновать способ выбора исполнителя, продемонстрировать все это обществу и получить одобрение. И только потом выбранным способом провести конкурсные процедуры. Важно, что заказчик будет обязан предъявить обществу конкретный результат! Контроль предусмотрен законом как на этапе планирования заказа, так и на этапе его размещения и аудита. Произойдут изменения в сфере господдержки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Помимо имеющегося набора социальных выплат, компенсаций на строительство и приобретение жилья, схем предоставления жилья молодым специалистам и бюджетникам, механизма «евроипотеки» с этого года внедряются новые формы господдержки, сообщила замминистра экономического развития региона Ольга Конакова. В частности, на социальные выплаты в виде компенсации на погашение части жилищного кредита могут рассчитывать семьи или одинокие родители при рождении или усыновлении с 1 января 2010 года второго ребенка и последующих детей. Уже оказана поддержка 15 семьям на сумму 4,7 миллиона рублей. Всего в этом году предусмотрено на эти цели 12 миллионов. Кроме того, бюджетники со стажем работы не менее трех лет или молодые специалисты могут получить выплату из бюджета в виде первоначального взноса при получении жилищного кредита на строительство и приобретение жилья. Отрадно, что этот вид господдержки увязан со стройкой, дабы косвенно не стимулировать рост цен на рынке жилья. Поэтому в приоритете окажутся те, кто хочет строить или купить жилье в малоэтажных домах на земельных участках, выделяемых под жилстрой. Претенденты на господдержку должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и иметь доход не более 45 тысяч рублей. В местечке Кочпон-Чит Сыктывкара уже начато строительство трех малоэтажных домов для участников проекта. В бюджете республики на эти цели заложено пять миллионов рублей на 2012 год. Кстати, кроме получения средств на первоначальный взнос в размере 20 процентов получатели господдержки имеют право на компенсацию двух третей процентной ставки и погашение тела кредита при рождении второго и последующих детей. По мнению О.Конаковой, такой комбинированный подход удобен для решения квартирного вопроса при условии активизации малоэтажного строительства в муниципалитетах. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. По данным Минэкономразвития республики, в этом году произошел рывок в промышленном производстве, особенно в обрабатывающем секторе, на 16 процентов, увеличился выпуск промышленной продукции. Втрое выросли инвестиции, в 1,6 раза – налоговые поступления. В Коми наблюдается самый низкий на Северо-Западе уровень инфляции – 1,1%, динамично растет реальная зарплата – на 11%. По доходам консолидированный бюджет республики исполнен в прошлом году в сумме 58,1 млрд.рублей. По сравнению с 2010 годом фактический уровень доходов в 2011 году вырос на 8,5 млрд. рублей (17,2%). Расходы консолидированного бюджета региона в прошлом году составили 59,3 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2010 годом на 10,8 млрд. рублей (22%). Общий дефицит бюджета в прошлом году составил 1255 млн. рублей. В 2012 году доходы планируются на уровне 63 млрд. рублей, что больше на пять миллиардов (8,5%), чем в 2011 году. Налоговые доходы увеличатся на 4,1 млрд. рублей и составят 47,5 млрд. рублей. Расходная часть запланирована в объеме 72,2 млрд. рублей, что на 21,7% превышает уровень прошлого года. Дефицит составит 9,2 млрд. рублей. |