Экономика |
25 апреля 2012 года |
Беды и перспективы "Вятки" обсудили дорожники в столице Коми
Автотрасса федерального значения «Вятка» связывает Коми с центральными и южными регионами России. Ее состояние то и дело вызывает нарекания со стороны водителей. Но вот парадокс: старания дорожников по ремонту трассы приводят к негативным последствиям. Чем лучше становится автодорога, тем больше на ней случается ДТП. Почему так происходит, выясняли на прошлой неделе в ходе регионального совещания в столице Коми руководители подрядных организаций ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» из Ижевска, Кирова, Йошкар-Олы, Сыктывкара и Казани. Авария за аварией Самая большая аварийность с тяжкими последствиями у нас наблюдается именно на федеральных дорогах, сообщил заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по РК Сергей Елфимов. Только за три месяца этого года на «Вятке» погибло 10 человек в результате 16 аварий. В 2010 году было определено 12 мест концентрации ДТП, в 2011 – 13. Основной причиной ДТП является превышение скорости. В прошлом году выявлено 4500 «гонщиков» на федеральной трассе, 140 случаев выезда на полосу встречного движения, задержано около ста водителей в пьяном виде. По мнению С.Елфимова, провоцирует ДТП отсутствие уличного освещения на перекрестке Визинга – Койгородок, и на участке трассы, проходящей вдоль Выльгорта, барьерные ограждения без жестких консолей, светоотражающих элементов и загнутых к земле концов. В подтверждение сказанному С.Елфимов продемонстрировал жуткие фото с мест аварий. Впечатлившись увиденным, руководство ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» пообещало заменить ограждения на оцинкованные уже в ближайшее время. Участились ДТП и по вине заснувших водителей фур. Вдоль «Вятки» из 26 стоянок для отдыха оборудовано и приведено в порядок 23. В связи с выходом постановления о режиме труда и отдыха водителей, которых, хотят они того или нет, заставят спать с 23 вечера и до утра, регионам придется приводить в соответствие многофункциональные остановки, чтобы не возникали заторы в пригородной зоне. Устарела часть аншлагов, предупреждающих о сложной дорожной обстановке. Им взамен совместно с Дорожным агентством РК уже разработаны новые, которые в перспективе будут установлены. Готовь трассу летом, а содержи – зимой Растет аварийность на «Вятке» и по вине дорожников, которые нерадиво относятся к работам по зимнему содержанию трассы. Начальнику ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Мухаммату Гатиятуллину пришлось разжевывать подрядчикам азбучные истины, нормативные требования свое-временной очистки дорожного полотна от снега и льда. – Как правило, шуга, снег не убираются дочиста с использованием специальных щеток, как того требует технология, что провоцирует образование наледи, – отметил М.Гатиятуллин. – Подрядчики, закрывая глаза на вопросы безопасности, пренебрегают требованиями к уборке обочин, оставляют «висящие» обочины, недопустимый уровень наката, не проводят в срок санацию трещин, ямочный ремонт, причем более долговечной мастикой, а не битумом. Сейчас, в межсезонье, дорожники должны убрать мусор с обочин, укрепить их, обследовать водопропускные трубы, мосты на протяжении автотрассы, чтобы предупредить разливы и повреждения дороги. Ведь случись серьезный затор на территории Коми, будет очень сложно организовать объезд. На содержание одного километра федеральной дороги выделяется 510 тысяч рублей в год. Но средства экономятся дорожниками на всем, чтобы получить максимум прибыли. А ведь от того, насколько правильно содержится дорога зимой, зависит ее состояние весной – в период, когда наиболее вероятна деформация полотна. Не спасает и временное закрытие дорог для движения тяжеловозов. Днем еще есть контроль со стороны Ространснадзора, а ночью «Вятка» оживает, поток машин растет. По данным ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», интенсивность на автотрассе только в последнее время выросла на 9 процентов, на семь – увеличилось движение грузовых автомобилей – тяжеловозов весом с вагон. К примеру, на участке от Костромы в сторону Сыктывкара многократно выросло движение фур. Любопытно, что останавливать нарушителей может Ространснадзор, а протоколы выписывать – ГИБДД. Причем оба ведомства страдают от недостатка кадров, но и работать совместно не могут. Получается, что государством создаются условия для поэтапного разрушения сети дорог, резюмировал М.Гатиятуллин. Контроль ужесточится Объем средств на содержание дорог с 2003 года вырос в 4,5 раза – с 238 миллионов до миллиарда 119 миллионов. Правда, эта сумма далека от нормативных затрат и составляет лишь 56 процентов от необходимого объема финансирования. Аналогичная ситуация по ремонту. По сравнению с 2003 годом в этом году выделено в 20 раз больше денег – 4 миллиарда рублей. На эти средства будет приведено в порядок 367 километров, или 16 процентов от всей протяженности «Вятки». Около 36 километров будет отремонтировано капитально, увеличится объем поверхностной обработки. Напомним, в Коми пока остаются нетронутыми ремонтом 56 километров этой федеральной автодороги. С ростом финансирования с этого года усилится и контроль за работой подрядчиков, в том числе с помощью диагностического оборудования. Необходимо поставить барьер фирмам-однодневкам, идущим на торги. – Лезут все кому не лень, – отметил М.Гатиятуллин. – К примеру, пару лет назад самарская компания «Достояние», которая занималась ремонтом кровель, вышла в победители, выиграв лот на дорожные работы на 600 миллионов рублей. В Коми также есть специализированное подразделение мостовиков, однако подряды достались кировчанам. Переключившись на положительные моменты работы подрядчиков, М.Гатиятуллин поставил Коми в пример в плане содержания мостов и водопропускных труб, которые оборудованы согласно требованиям, а также отметил своевременную подготовку к ремонтной кампании. Кроме того, он подчеркнул, что переход на трехгодичные контракты себя оправдал, так как выросла заинтересованность подрядчиков в качественном содержании дороги. Единственный минус системы в том, что контракт заключается на твердую цену, при этом не учитывается рост стоимости ГСМ, что ведет к убыткам дорожных компаний. Между тем Госдума РФ в третьем чтении рассматривает возможность введения через год-два контрактов жизненного цикла для дорожников по западному образцу. Предполагается, что подрядчик будет брать у государства средства, строить, ремонтировать или проводить реконструкцию дорог и на определенный срок браться за ее содержание. Также участники совещания обсудили новые технологии по использованию чистой соли при отсыпке скользких участков, новинки в сфере интеллектуальных транспортных систем, полимерных материалов для ремонта и строительства дорог. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |