Культура |
14 февраля 2012 года |
Эксперименты классика/ В Национальной галерее РК открылась выставка Татьяны Назаренко
Восемь залов и часть фойе заняли в Национальной галерее РК полотна известной российской художницы Татьяны Назаренко. Выставка «королевы Союза художников России» открылась в минувшую пятницу при большом стечении посетителей. В основном на выставке представлены работы художницы за последние двадцать лет, многие датированы 2011 годом. Люди во всех их проявлениях – основа творчества Татьяны Назаренко. Друзья и коллеги по творчеству, сельские забулдыги, бомжи и святые, ныне живущие и давно ушедшие. На многих полотнах – как напрямую, так и зашифрованная в метафору – присутствует сама художница. В богемной мастерской, расположенной, судя по виду из окна, в центре Москвы, или с сыном-подростком в домашней обстановке. Или растерзанной на огромном блюде перед алчущими монстрами, как на картине «Трапеза». В одном из интервью Татьяна Григорьевна призналась, что под видом этих чудовищ, готовых разорвать ее на части, она изобразила столичных галерейщиков. С опаской разглядывали гости выставки огромные фрагменты человеческих тел на инсталляции «Взрыв», сильные впечатления производят и фигуры-обманки людей, изготовленные из фанеры или монтажной пены. Ностальгические тревожные ощущения рождает большая серия картин «Фамильный альбом». На больших полотнах, точно на увеличенных старых фотографиях, – застывшие глаза, обрывки писем людей, которых уже нет. К теме памяти, которая для нее является основной, как призналась на встрече с журналистами сама художница, Назаренко обращается всегда: «Это страшно, когда современники становятся манкуртами, были такие герои у Чингиза Айтматова, без прошлого, а значит, без будущего». Свои картины Татьяна Назаренко сравнила с детьми: их вынашиваешь, в них вкладываешься, а они разлетаются и живут своей жизнью. Стоит отметить, что работы Татьяны Назаренко «разлетелись» не только по частным коллекциям всего мира. Ее полотна хранятся в фондах и выставляются в залах лучших российских и зарубежных музеев. Болезненным для художницы оказался вопрос по поводу творчества молодых художников. Татьяна Назаренко – профессор Суриковской академии художеств. Раньше, вспомнила она, в художники шли преимущественно ребята, а сегодня практически одни девчонки: «ни подрамник натянуть, ни фреску поднять». Студенты, по ее мнению, стали чрезвычайно инфантильными, период взросления у них так и не наступает, и они не могут отличить красивое от ужасного. В лучшем случае выпускники академии становятся уличными художниками, в худшем – «идут расписывать масляной краской по штукатурке фрески в храмах». Талантливых – единицы. В Сыктывкаре Татьяна Назаренко оказалась, по ее словам, благодаря обаянию директора галереи Ольги Таляниной, которая специально приехала в Киров, где экспонировались картины художницы, и уговорила выставиться в столице республики. О Коми до сих пор Татьяна Назаренко не знала ровным счетом ничего. Первое, что удивило ее, – это, как она выразилась, фантастический вид с самолета на бесконечный, «сворачивающийся в круги» лес. Приятное впечатление вызвал и красивый заснеженный Сыктывкар. На открытии выставки был и Глава республики Вячеслав Гайзер. «Это самобытный мастер, я десять минут ходил по выставке, и до сих пор меня не покидает чувство потрясения», – поделился он своими впечатлениями. Татьяна Назаренко рассказала, что в ее жизни это первая выставка, над экспозицией которой она не работала сама. Весьма щепетильная в этом вопросе, тем не менее она осталась довольна и от души поблагодарила сотрудников галереи, отнесшихся к ее творчеству с любовью и пониманием. Стоит отметить, что куратором выставки выступила искусствовед Эльвира Поповцева. Неожиданный презент преподнес гостье сыктывкарский художник Геннадий Дмитриев. Он вспомнил, как в 1975 году выставлялся с Татьяной Назаренко в одном зале – в московском Манеже. По итогам выставки был издан альбом «Молодые живописцы 1970-х». В альбоме был автопортрет художницы, где она пишет холст, касаясь его мизинцем. «Вспомнил и сделал тебе муштабель», – торжественно произнес Дмитриев, вручая свой подарок. Муштабель – тонкая деревянная палочка, с помощью которой поддерживается рука художника при работе над мелкими деталями картины. Дарить муштабели с изысканным кожаным наконечником, можно сказать, «фирменный стиль» Геннадия Дмитриева. В ответ Татьяна Назаренко, не скрывая радости, подметила, что отныне она будет писать, как голландские живописцы. В подарок Татьяне Назаренко несколько оперных арий и романсов спела заслуженная артистка РФ Ольга Сосновская. Аккомпанировала оперной диве известная пианистка Наталья Койдан. Судя по реакции, гостья была тронута до глубины души. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |