Политика |
9 ноября 2011 года |
"Вредительство" на левом фронте?/ КПРФ и "Справедливая Россия" призывают свернуть с намеченного железнодорожного пути
КПРФ и «Справедливую Россию», судя по всему, не волнует благосостояние северных регионов страны. Вместо «Белкомура» – железнодорожной магистрали от Архангельска через Республику Коми до Перми – представители левых фракций в Госдуме лоббируют другой транспортный проект, который не решит ни одной проблемы и не принесет пользы никому, кроме одного известного московского олигарха. Такой вывод делает автор статьи на сайте Агентства федеральных расследований www.FLB.ru. Подавляющее большинство Российские регионы ведут борьбу за федеральные инвестиционные проекты. В этом не было бы ничего плохого, будь регионы в равном положении и в равной весовой категории. Однако лоббистские возможности крупных и многонаселенных субъектов Федерации несоизмеримо выше, чем возможности малонаселенных, но экономически сильных регионов. Исход такой борьбы, как правило, предопределен. Вопрос решается не в пользу экономически оправданных, выгодных проектов, а в пользу субъектов РФ, где больше избирателей, способных вывести больше своих представителей на федеральный уровень. В первую очередь речь идет о депутатах Госдумы, в стенах которой идет жесткая борьба за средства федерального бюджета. Не так давно появилась информация, подтверждающая это мнение. Речь идет о возобновлении многострадального проекта «Белкомур». «Белкомур» – железнодорожная магистраль от Архангельска через Республику Коми до Перми. В наши дни это один из важнейших федеральных инфраструктурных проектов. Магистраль призвана значительно сократить путь от северных портов до Урала и связать далекие северные регионы – Архангельскую область и Республику Коми – с остальной Россией. Проект готов к реализации. Регионы вроде бы договорились и уже приступили к подготовке документов и договоров с инвесторами. Концепцию одобрило Правительство РФ. Но неожиданно стали появляться альтернативные проекты по строительству магистрали совсем по другому маршруту. И неизвестно, чего в них больше – политики или бизнеса. «Белкомур» в первоначальном и до деталей просчитанном виде лоббирует «Единая Россия». Поскольку идет избирательная кампания в Госдуму, КПРФ и «Справедливая Россия», нуждающиеся в финансировании, активизировались и пробивают альтернативные «Белкомуру» концепции, разработанные их спонсорами. С точки зрения перспектив российского Севера то, что предлагает левая парламентская оппозиция, по сути просто вредительство. Вместо «Белкомура» представители «Справедливой России» лоббируют другой транспортный проект, который не решит ни одной проблемы и не принесет пользы никому, кроме московского олигарха, финансирующего эсеров. Их концепция – строительство магистрали Урал – Санкт-Петербург – вообще не рассматривает огромную, богатую, но малонаселенную Республику Коми как партнера, несмотря на то что именно Коми является основным участником проекта «Белкомур». Не учитываются там и интересы Архангельской области. Зато интересы Архангельска учитывает проект, который поддерживает КПРФ. Но Республика Коми снова остается в стороне. При этом межрегиональный список КПРФ по Коми, Ненецкому автономному округу (НАО) и Архангельской области возглавляет депутат Госдумы Андрей Андреев. Депутат лоббирует в Думе интересы только архангелогородцев, хотя избран (еще раз отметим!) и снова выдвигается по межрегиональному списку. В этой ситуации, когда выборы решают все, сомнительно, чтобы Коми, где 743 тысячи избирателей, или НАО с его 40 тысячами смогли бы ПЕРЕГОЛОСОВАТЬ миллионную армию архангельских избирателей. А в электоральной битве с Пермским краем, где больше двух миллионов избирателей, не выстоит даже Архангельская область. Что дает «Белкомур» России Проект подразумевает строительство новой спрямляющей железнодорожной магистрали общей протяженностью 1 155 км. Из них новое строительство 715 км, остальное – реконструкция и усиление действующих линий. «Белкомур» состоит из двух участков: Северного и Южного. Первый проходит по территории Архангельской области и Республики Коми, второй – от Сыктывкара по территории Республики Коми и Пермского края. Сооружение южного звена «Белкомура» сократит пробег грузов на 390-800 км и более, снизит стоимость перевозок на 40-50%. Это создаст кратчайший выход из Республики Коми на Урал и обеспечит прямой выход грузов с Урала на Архангельск, в Карелию и порты Финляндии. Ввод в эксплуатацию Северного участка магистрали обеспечит сокращение пробега грузов на 160-420 км и стоимости перевозки на 20-65%, даст выход к морским портам Архангельска и Мурманска. По расчетам минэкономики, минфина и минтранса, экономическая выгода от запуска Белкомура выглядит следующим образом: – 3,1 трлн. руб. (в текущих ценах) – прямой макроэкономический эффект за период 2010-2018 гг.; – 6,3 трлн. руб. – увеличение ВВП страны за прогнозный период в текущих ценах; – 0,8% – доля проекта в ВВП страны (интегральный индикатор экономической эффективности) за 10 лет; – 70 тыс. руб. – годовой рост ВВП на душу населения в Республике Коми в результате реализации проекта; – 6,5 – прирост ВВП страны на единицу инвестиций (показатель макроэкономической эффективности). При реализации же альтернативных проектов, продвигаемых КПРФ и «Справедливой Россией», государство все это попросту теряет. Что лоббируют коммунисты и эсеры? При поддержке КПРФ архангельский губернатор уже обратился к председателю Правительства РФ Владимиру Путину со своим альтернативным предложением. Пока что в его проекте все еще фигурирует Северный участок «Белкомура». Но он уже переименован в «Северное звено», и никто не может дать гарантий, что это звено не пойдет через крупный архангельский железнодорожный узел Котлас – в обход Республики Коми. Логика архангелогородцев и КПРФ проста: если создавать транспортный узел в Архангельске, значит, надо развивать его на их же базе – на базе Котласа. Но так магистраль передвигается в сторону от Коми. А между тем основные богатства Коми до сих пор лежат нетронутыми – там мало автомобильных и железных дорог и плохо развита транспортная инфраструктура. Но мыслить в государственных масштабах, на перспективу никогда не было сильной стороной КПРФ. Пермский край при поддержке партии «Справедливая Россия» тоже продвигает альтернативный «Белкомуру» железнодорожный проект. По их задумке ветка, заканчивающаяся в Березниках и Соликамске (Пермский край), будет продолжена в западном направлении до Омутнинска (Кировская область). Дальше проект предполагает частичную реконструкцию, модернизацию и увеличение пропускной способности железных дорог на участке Омутнинск – Киров – Вологда – Санкт-Петербург. Это также предусматривает расширение и модернизацию морского порта в Санкт-Петербурге. Главным идеологом и лоббистом этого проекта является Оганес Оганян, сенатор от Законодательного собрания Пермского края, председатель Комитета СФ по экономической политике, член «Справедливой России», а также близкий друг Сергея Миронова. Кроме того, он приятель, деловой партнер и практически представитель во власти олигарха Сулеймана Керимова. И вот тут мы приходим к самому интересному. Для «Справедливой России» на кону – возможная колоссальная выгода для их главного финансиста Сулеймана Керимова. Ведь Керимову принадлежит и «Уралкалий», огромный комплекс по добыче и переработке минеральных удобрений в Березниках и Соликамске, и портовый комплекс в Санкт-Петербурге, который будет полностью переоборудован на государственные средства, в случае если будет продавлено строительство альтернативной «Белкомуру» магистрали. Если сейчас миллионы тонн калийных удобрений с большими сложностями, с многочисленными перегрузками транспортируются и по железной дороге, и речным транспортом до нескольких портов в Черном море, что, конечно, неудобно, то при реализации альтернативного «Белкомуру» проекта эти миллионы тонн керимовских удобрений пойдут прямым централизованным потоком через керимовский порт в Питере. Выгода для олигарха колоссальная! Пермский край и Санкт-Петербург также заинтересованы в переформатировании «Белкомура» именно в этот проект. Но ни стране, ни другим регионам такая альтернатива невыгодна. Позиция коммунистов и эсеров может, кроме того, больно ударить и по процессу межрегионального сотрудничества. До недавнего времени Пермский край, Республика Коми, Архангельская область и Ненецкий автономный округ были надежными партнерами. Теперь же коммунисты и эсеры, сумевшие создать лишь межрегиональные предвыборные списки, затеяли игру, абсолютно противоречащую интересам государства и субъектов Федерации. Они сталкивают друг с другом важнейшие интересы северных регионов. Под угрозой оказываются масштабные планы по освоению Арктики и развитию транспортной и социальной инфраструктуры российского Севера. Николай ПАНКРАТОВ, аналитик, специально для Агентства федеральных расследований FLB.ru. Постоянный адрес статьи: http://www.flb.ru/info/49392.html. |