Культура |
27 октября 2011 года |
Ди Стетто из клана Бенуа/ В Национальной галерее открылся вернисаж швейцарского художника с русско-французскими корнями
Завсегдатаи Национальной галереи РК признаются, что в ее залах давно, а может быть, и вообще никогда не организовывалось выставок художников, творивших в дальнем зарубежье. В минувший вторник этот «пробел» был восполнен. В Сыктывкаре представлены более 80 работ художника Александра Бенуа ди Стетто, большую часть жизни прожившего в Швейцарии, там же создавшего свои живописные и графические шедевры. О СУДЬБЕ живописца и судьбе его коллекции на открытии вернисажа рассказал Юрий Мудров, руководитель Санкт-Петербургского общественного фонда содействия развитию культуры и искусства. Благодаря ему коллекция картин и прибыла в Коми, перед этим объехав несколько российских регионов. А еще раньше с произведениями Бенуа ди Стетто познакомились москвичи и петербуржцы – выставки швейцарского художника с успехом прошли в Третьяковской галерее и Русском музее. В сокровищницах русского изобразительного искусства вернисажи мастера кисти с красивой иностранной фамилией предстали не случайно. Хотя предки Александра Бенуа ди Стетто были французы, но почти за век, предшествовавший его появлению на свет, они успели обрусеть и впитать русскую культуру. Клан Бенуа в России пустил глубокие корни и сильно разросся. Большинство представителей этой фамилии связали свою жизнь с искусством, стали художниками, архитекторами. Из этого же рода вышли известные художники Зинаида Серебрякова, Евгений Лансере, режиссер и актер с мировым именем Питер Устинов. Николай Бенуа почти 30 лет был главным художником знаменитого миланского театра «Ла Скала». По остроумному замечанию Зинаиды Серебряковой, все младенцы из рода Бенуа рождались с карандашом в руках. У АЛЕКСАНДРА Бенуа тоже рано проявились художественные наклонности. Как и для многих его родичей, перед ним распахнулись двери Академии художеств. Но учеба в ее стенах пришлась на неспокойные годы русских революций. Всевозможные притеснения, уплотнения, аресты близких сподвигли на поиски более спокойного пристанища. Отец Александра являлся подданным Швейцарии. Туда в 1922 году и уехал подающий большие надежды молодой художник. В этой стране он оставался до своей кончины в 1979 году. Все это время на родине о нем практически ничего не знали, его имя не значилось и среди русских художников зарубежья. Одна из причин, возможно, заключалась в приставке к фамилии – ди Стетто, по названию одного из швейцарских городов. Трудно сказать, был ли это эпатаж, свойственный художественным натурам, желание «замести» следы или что-нибудь еще. Но именно под новой фамилией русский художник вписал свое имя в художественную жизнь Швейцарии. АЛЕКСАНДР Бенуа ди Стетто создал множество портретов, натюрмортов, пейзажных зарисовок с видами различных уголков Швейцарии, других европейских государств. Будучи в Берлине и посещая знаменитый зоопарк, сделал анималистическую серию – мягкой сангиной запечатлел многих представителей братьев наших меньших. Пробовал себя в дизайне, оформлял ювелирные салоны и даже салоны автомобилей класса «люкс». Увлекался конструированием модной одежды и обуви. Одним из первых среди собратьев-художников приглашал зрителей в свою мастерскую. Выставлял работы не только в картинных галереях, но и в крупных отелях, в зданиях банков. Все это вызывало большой интерес к творчеству швейцарского художника из клана Бенуа. Александр и его жена Камилла были бездетны. После их кончины долго никто не вступал в права наследства. Большая коллекция картин художника была распродана. Многие попали в руки коллекционеров. В личных собраниях «прописаны» и те 80 ярких, разнообразных, изысканных работ, которые можно увидеть в Сыктывкаре. По словам Ю.Мудрова, возможно, в России в перспективе появится и музей картин Александра Бенуа ди Стетто. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |