Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
27 ноября 2010 года

Родные сестры увидели друг друга впервые за 40 лет


Сестры Тамара Хлебунова и Анастасия Одинцова в Москве. 2010 г.

Алексей Хлебунов. 1944 г.

«В публикации «Дыма Отечества» я нашла упоминание о своей сестре, которую никогда не видела, знаю только по рассказам. Помогите связаться с ней» – с такими словами обратилась позвонившая в редакцию москвичка Тамара Хлебунова. А уже несколько дней спустя в Москве две сестры, родные по отцу, до этого знавшие друг друга только по рассказам, встретились.

 

Публикация, связавшая двух сестер, называлась «Из рода Дорониных» («Дым Отечества», 29.04.2009 г.). В ней рассказывалось о семье выходцев из удорского села Глотово и самом известном его представителе Александре Гаевиче Доронине. Известность к бывшему школьному учителю пришла в годы Великой Отечественной войны, когда он, советский военнопленный, оказался в составе фашистского десанта в районе Кедрового Шора в Печорском районе. Как известно, десантники сами же предотвратили возложенную на них задачу по проведению диверсионной работы. Но затянувшееся расследование случившегося, шлейф подозрений и предубеждений стоили жизни и А.Доронину, и его жене Нине.

В нашей публикации рассказывалось и о других членах семьи Дорониных. В связи с расследованием перипетий фашист-ского десанта больше других пришлось вынести и пережить сестре Александра Доронина – Илларии Гаевне, которую в годы войны за «преступление» брата даже отправляли в ссылку. В публикации лишь одной строкой упоминалось о том, что ее дочь Галина Николаевна Хлебунова работает врачом в Микуне, а дочь Галины Николаевны – Анастасия Алексеевна Одинцова, журналист, живет в селе Выльгорт Сыктывдинского района.

Для москвички Тамары Алексеевны Хлебуновой это упоминание ее фамилии обернулось шквалом волнений. Потом, при встрече, она рассказывала сестре Анастасии, сколько раз с появлением интернета она пыталась  связаться с разными Хлебуновыми, выяснить родственные отношения с ними. Но все попытки обрести близких оставались тщетными. Пока однажды на ее «клик» на мониторе не появилась статья из «Дыма Отечества». Сомнения в том, что это именно ее сестра, отпали сразу же после звонка в редакцию газеты «Республика».

О семейных коллизиях, обернувшихся для сестер почти сорокалетним неведением друг о друге, рассказала Анастасия Одинцова (Хлебунова), которая сейчас возглавляет редакцию сыктывдинской районной газеты «Наша жизнь».

Корни ее отца Алексея Ивановича Хлебунова – в Пензенской области. В 30-е годы, когда над семьей нависла угроза раскулачивания, Хлебуновы бежали под Ташкент. Вскоре при родах умерла мать. Алексей из 10 класса добровольцем ушел на фронт. Закончил военно-морское училище, 12 лет прослужил в армии. После демобилизации, в 1957 году, поступил на геофизический факультет МГУ. В Москве во время учебы женился, родились две дочери Тамара и Галина. С дипломом геофизика окунулся в увлекательную, разъездную работу. Поехал в Якутию на разработку кимберлитовых трубок. Жена-москвичка отказалась трогаться с насиженных мест, семья распалась. Но это не мешало Алексею Ивановичу заботиться о дочерях, помогать им.

Пути-дороги геолога неисповедимы. Алексей Хлебунов очутился в Воркуте. Позже рассказывал, как однажды на странице одной из республиканских газет увидел портрет молодой женщины-врача, работающей в медвежьем углуss – в селе Замежное Усть-Цилемского района. Галине Ершовой уже в 31 год было присвоено звание заслуженного врача Коми АССР. Увидев ее снимок, как говорится, что-то вздрогнуло в обветренном сердце геолога. Написал в Замежное письмо, затем второе, третье... Эпистолярная «атака» завершилась ничем, симпатичная врачиха хранила молчание. Дождавшись майских праздников, Алексей махнул в Замежное. Последние 20 километров до села из-за весенней распутицы преодолел пешком, водрузив на плечи чемодан, набитый шоколадными конфетами.

Лишь третий приезд в Замежное влюбленного геолога растопил сердце серьезной, увлеченной врачихи. Алексей и Галина поехали в Воркуту. В 1973 году родилась Настя. Страсть к экспедициям, к работе в геологических партиях не давала усидеть на месте. Хлебунов поехал в Магадан. Семья в это время уже покинула Заполярье, перебралась жить в Микунь. После возвращения с Дальнего Востока Алексей Иванович стал главным инженером на нефтеперегонной станции. Галина Николаевна работала участковым врачом. Но недолго глава семьи смог усидеть на месте, друзья снова заманили в геологическую партию.

Анастасия запомнила отца, пропахшего особым духом странствий, в котором перемешались запахи дыма от костра, смолистой хвои, свежесть речной илистой воды... Родной человек, которому куда привычнее домашнего комфорта были небо над открытой головой и свистящий в ушах шум ветра, как никто другой понимал, умел ценить искусство. В полученной в Микуне квартире, где было просторно от почти полного отсутствия мебели, властвовала музыка. Подраставшей Насте Алексей Иванович на два месяца вперед расписывал занятия на аккордеоне. По прибытии из экспедиции очень радовался успехам дочки, всячески ободрял ее, тут же придумывая более сложные задания на предстоящие два месяца разлуки.

Из очередной экспедиции в Новый Уренгой Алексей Хлебунов не вернулся. Оглушенной от внезапного известия о смерти жене только и сказали, что семеро геологов угорели в бараке. Стоял 1985 год. В Новый Уренгой почти в это же самое время готовилась выехать высокопоставленная партийная делегация из Москвы. А там ЧП с массовой гибелью почти целой геологической партии. Выехавшей за Урал Галине Хлебуновой местное руководство предложило самолет, чтобы поскорее вывезти, куда она пожелает, тело мужа. Это предложение вызвало у женщины замешательство. Родных мест Алексея Ивановича она увидеть и узнать не успела. Микунь был, можно сказать, лишь транзитной точкой в судьбе супругов. И тут ее осенило: «В Замежное!» В отдаленное живописное село в Усть-Цилемском районе, которое и связало ее с Алексеем. Сюда, в эту глубинку, в красивые места и привезла Галина Николаевна тело мужа, здесь и похоронила.

А в Микуне она «задержалась» ни много ни мало почти на 35 лет. В отличие от мужа, которому претило однообразие, Галина Николаевна ценила постоянство. Как в местожительстве, так и в работе. За прошедшие годы ей не раз предлагали повышение, но перешагнуть с хлопотной стези участкового врача она тоже не захотела, не смогла.

Дочь Хлебуновых – Анастасия – выросла. И все чаще ловила себя на желании иметь родных сестер или братьев. Связи с родственниками отца после его гибели оказались утеряны напрочь. Лишь в семейном альбоме продолжала храниться фотокарточка двух сестер – дочерей отца от первого брака. Но отыскать их Анастасия отчаялась.

Обнаружив в интернете упоминание об Анастасии, позвонив к нам в редакцию и записав номер телефона редакции газеты «Наша жизнь», Тамара Алексеевна Хлебунова тут же связалась с нашедшейся сестрой. «Я чуть дара речи не лишилась, когда поняла, кто меня отыскал», – делится Анастасия Алексеевна. С вновь обретенной московской сестрой встреча произошла буквально через несколько дней, во время пересадки на самолет, следовавший в Турцию, куда семья Одинцовых направлялась на отдых. На обратном пути – еще одна встреча. Сестры были так поглощены расспросами и рассказами, что Одинцовы опоздали на сыктывкарский рейс. «Но нас в этот раз опоздание нисколько не расстроило», – говорит Анастасия.

Московская сестра оказалась очень похожей на отца. И такой же, как он, сердечной, радушной. До последнего времени она работала в Министерстве экономики РФ, а недавно перешла на одно из предприятий, курирующих строительство олимпийских объектов в Сочи. Дочь Тамары – Ника – работает в авиакомпании. В Подмосковье, как оказалось, проживает и сестра Алексея Ивановича – Елизавета Ивановна Кочетова. Встреча с ней сыктывкарцев – еще одна трогательная страница на пути обретения родственников. «Никаких барьеров при знакомстве и общении преодолевать не пришлось, мы все понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда, – делится впечатлениями Анастасия. – Мы родственники не только, как говорится, по статусу, но и по духу, по сердечному влечению». Теперь она ждет московских родичей в Сыктывкар. Чтобы затем навестить село Замежное и могилу человека, который навсегда связал их тесными узами родства.

Анна СИВКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №218 (4375) - 27 ноября 2010 года

Ростки надежды в фашистской неволе / Двадцать жителей нашей республики в годы Великой Отечественной войны появились на свет в немецких концлагерях

"Невидимый фронт" стрелка Стрекалова / Он не попал на передовую, но познал изнанку войны

Живая тундра Маргариты Гецен

Жизненный экватор Игоря Жеребцова

По ком звонят колокольчики? / Чупровы из Сизябска увековечили память предков

Ноябрь - декабрь

Гардемарин, инженер, педагог / Сергей Киверов проводил испытания одной из первых отечественных субмарин

Книжная полка

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 218 (4375)
27 ноября 2010 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»