Культура |
20 июля 2007 года |
В монастырь на пленэр/ Группа российских и зарубежных художников четыре дня работала в Ульяново
Восемнадцать зарубежных и российских художников работали в рамках шестого международного семинара пленэрной живописи, который проходил с 8 по 11 июля на территории Ульяновского мужского монастыря в Усть-Куломском районе. Итогом большого пленэра стала выставка работ, развернувшаяся в Национальной галерее РК. ВЫСТАВКА должна была открыться всего лишь на день, но по счастливой случайности продлилась пять дней. Но и за это непродолжительное время ее успело посмотреть множество ценителей прекрасного. Что неудивительно: это довольно-таки нечастое явление, когда в одном зале экспонируются карт ины разных художников, написанные в одних и тех же местах и в то же время с настолько разным подходом к теме. Идея проводить подобные пленэры принадлежит известному российскому художнику Стасу Бородину. Его работы показывались на тридцати персональных выставках. Два года назад художник выставлялся в Национальной галерее РК. Бородина отличает то, что все без исключения картины – пейзажи, натюрморты, портреты – он пишет только с натуры. Его пейзажи открывают живописные уголки Франции, Германии, Бельгии, север России... По мнению искусствоведов, художнику близки великие традиции французской пленэрной школы XIX – XX вв., которые почти забыты в живописи нашего времени. Стас Бородин – человек с активной жизненной позицией, он является бессменным художественным руководителем и организатором выездных пленэров. Первый международный семинар пленэрной живописи прошел в Германии. Организовать пленэр на территории Ульяновского монастыря художникам помогли декан факультета искусств СГУ Людмила Гурленова и педагог, художник, народный мастер России Ирина Земцова. С выставкой в галерее помогла ее сотрудник Ольга Орлова. Несколько художников приехали из Архангельской области, в том числе и с малой родины Стаса Бородина – города Котласа. Урсула Каабе – организатор перфомансов и Андреас Петер отправились в северную глубинку из Германии, живописец Камила Куик приехала из Польши. Камила – свободный художник, имеет небольшую мастерскую в центре Познани. Гости мастерской и пешеходы Познани вдохновили ее на создание необычной галереи портретов, украсившей улицу. Работы Камилы на пленэре в Усть-Куломском районе, которые ее коллеги-художники называют «очень активными», настолько выбиваются из общей экспозиции, что вывешены отдельно, в фойе, при входе в зал. ПО словам Ирины Земцовой, монахов не слишком удивил тот факт, что несколько дней в стенах монастыря будут жить художники, в том числе и иностранные. Условие было выставлено только одно: в монастыре – никакого винопития. К счастью, народ подобрался непьющий и даже отчасти воцерковленный. Во всяком случае, некоторые художники регулярно посещали службу. Примечательно, что монахи не отказывали в просьбе позировать: на выставке много портретов весьма колоритных иноков. Первое, что поразило иностранцев, – это наша территория. До монастыря путь неблизкий, зарубежные художники никак не могли взять в голову, почему по пути практически нет населенных пунктов? Жили художники в кельях монахов, питались тем, что привезли с собой. Кашеварить в основном приходилось самой Ирине Земцовой. Работали все в разное время – кому как удобнее. Трудностей хватало: баню топили всего лишь раз, работе мешали мошка, оводы и комары. Тем не менее не ожидавшие таких коварств природы, как зной и гнус, художники с трудностями смирились легко. А вот как перенесла это испытание писательница, журналист радио «Свобода» Каролина Россель – до сих пор не известно. Каролина – истинная леди, даже в походных условиях она предпочитала туфли и шляпку. Каким образом Каролина попала в компанию любителей такого своеобразного художественного экстрима, и по сей день остается загадкой. Богатые и колоритные пейзажи и окрестности монастыря не могли не вдохновить художников, владеющих фототехникой. Остается только догадываться, как живописцы Андрей Слибо, Галина Морозова и Ольга Карпачева умудрились выкраивать время, чтобы и создавать рукописные работы, и снимать на фотокамеру. По окончании пленэра компания еле уместилась в автобус, столько было написано работ. Сразу после выставки команда из Архангельской области отправилась в Великий Устюг, чтобы на плотах спуститься по Двине до Котласа. По итогам выставки в Национальной галерее РК планируется издание каталога. А следующий международный пленэр, на который приглашены художники cевера, по всей видимости, пройдет в Германии. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Андрея Слибо, Галины Морозовой и Ольги Карпачевой.
Снимки смотрите в рубрике «Фотовзгляд» |