Приоритет |
30 октября 2007 года |
В работе местной власти нет мелочей/ Об этом шла речь на седьмом заседании Совета руководителей советов городов и районов
Формирование местных бюджетов, распределение полномочий между депутатами и исполнительной властью муниципалитетов, тарифы ЖКХ, способы и методы пополнения местной казны – эти и другие вопросы обсудили руководители муниципальных советов, собравшиеся на очередное заседание в малом зале Госсовета РК в пятницу, 26 октября. Перед ними выступили Глава республики Владимир Торлопов, Председатель Госсовета РК Марина Истиховская. По словам Главы Коми, именно на руководителей территорий возложена «огромная ответственность за людей, за их социальное самочувствие, благополучие, за их жизнь». В.Торлопов потребовал от глав городов и районов продолжить работу по регулированию цен. Он отметил, что на муниципалитетах лежит ответственность за соответствующие переговоры с местным бизнесом – как с производителями, так и с торговлей. Глава Коми обратил внимание муниципалитетов на необходимость принимать всесторонние меры по поддержке местных товаропроизводителей. «Продовольственная безопасность республики напрямую зависит от наших скоординированных усилий, и мелочей в этом вопросе нет», – заявил В.Торлопов. Он также подчеркнул, что от исполнительной власти на местах во многом зависит формирование доходной и расходной частей бюджетов. «В ноябре республиканский бюджет будет принят. У муниципалитетов есть время до конца года принять свои бюджеты с учетом уже запланированных республиканских субвенций, с учетом республиканских целевых программ, с учетом софинансирования социально значимых муниципальных проектов», – отметил В.Торлопов. Также он предложил усилить на местном уровне информационную работу среди населения о принятых законах и постановлениях, чтобы каждый человек знал, какие льготы, субсидии и другую социальную помощь власть готова предоставить уже сегодня. «Считаю, что в этой части сегодня налицо недоработка руководителей муниципалитетов», – отметил Глава республики. БОЛЬШИНСТВО муниципальных советов городов и районов в новом составе будут впервые работать над местным бюджетом-2008. Это один из самых ответственных моментов, и в этот период особенно необходима слаженная и четкая депутатская работа. Так считает спикер Госсовета РК Марина Истиховская. «Будут разногласия как с администрациями городов и районов, так и внутри депутатского корпуса. Ваша задача – учесть все мнения и предложения, выработать консолидированную позицию, руководствуясь одной целью – интересами избирателей», – обратилась М.Истиховская к коллегам из муниципалитетов. При формировании бюджета очень важно подумать о пополнении доходной части, найти новые возможности для ее пополнения. Правительство РК и Госсовет РК при реализации ключевых программ будут активно использовать механизм софинансирования, напомнила спикер. Поэтому собственные доходы муниципальных бюджетов, считает М.Истиховская, послужат гарантией получения средств из республиканского бюджета. Спикер сообщила, что Госсоветом РК 25 октября принят закон о создании республиканского фонда софинансирования расходов. Республиканский бюджет будет субсидировать жизненно важные направления: оздоровление детей, приобретение лекарств для вакцинации, оборудование и содержание зимников и ледовых переправ, переселение из ветхого и аварийного жилья, строительство и реконструкцию социальных объектов, создание инженерной инфраструктуры для строительства жилья. В муниципалитетах до сих пор нет четкого разграничения полномочий между советами и исполнительной властью. Эта часть работы депутатов местного самоуправления должна быть ускорена. Советам необходимо проанализировать уставы муниципалитетов и четко уточнить в них, идет ли речь о главе, депутатском корпусе и администрации, и где у каждой «ветви власти» начинается и кончается компетенция и полномочия по решению вопросов местного значения. Практическую помощь муниципалам предложил Комитет Госсовета РК по законодательству и местному самоуправлению. Его председатель Валерий Жилин сделал обстоятельный анализ уставов городов и районов и выступил с ним на заседании. «Ревизия» показала, что во многих уставах полномочия ветвей муниципальной власти прописаны очень нечетко, отметил В.Жилин. КТО-ТО пошел по самому легкому пути, переписал соответствующие статьи федерального закона № 131 и на том успокоился, хотя в закон впоследствии внесено немало поправок и уточнений. Кто-то включил в круг своих полномочий даже те, которые российским законодательством отнесены к ведению региональных и федеральных властей. В.Жилин привел примеры наиболее типичной, на его взгляд, путаницы при разграничении полномочий муниципальной власти. У этих ошибок могут быть самые серьезные юридические последствия. Серьезное и важное для населения решение вполне может быть опротестовано в суде, и оно будет отменено только на том основании, что устав оказался недоработан. А ведь за этим стоят и сроки решения вопросов, и средства, и ресурсы, и существенные интересы местного самоуправления. Как отметил заведующий организационным отделом аппарата Госсовета РК Валерий Потолицын, согласно федеральному законодательству полномочия администрации устанавливаются только уставом. М.Истиховская предложила участникам заседания создать на местах рабочие группы по совершенствованию уставов. Участники заседания рекомендовали советам муниципальных образований и муниципальных районов сделать подробный анализ своих уставов в части распределения полномочий по решению вопросов местного значения между советами, администрациями, должностными лицами и внести при необходимости соответствующие изменения и дополнения. Владимир РАЗУВАЕВ. |