Дым Отечества |
27 октября 2007 года |
Документ без комментариев
Малоизвестные и неизвестные документы из фондов государственных архивов Республики Коми представляет ведущий специалист отдела публикаций Национального архива РК Леонид Кызъюров Из информации Удорского парткома КПСС в Коми обком партии о проведении идеологической работы от 31 октября 1964 г. Для активизации работы по атеистическому воспитанию населения района парткомом КПСС, партийными организациями проведено изучение состояния религиозности населения в селах и деревнях. В районе около 700 человек верующих, в т.ч. более 400 православной, более 200 старообрядческой веры и 5 баптистов. В селах Пучкома, Важгорт, Чупрово, в деревнях Латьюга, Буткан, Разгорт, Мучкас, Муфтюга, Вильгорт, Кривое, Выльвидз группы верующих в составе 5-8 человек собираются для отправления религиозных праздников и семейных церемоний. Каждая группа имеет своих руководителей. В ярде сел и деревень по р.Вашка старообрядческие секты пополняются приемом новых верующих из числа престарелых женщин православной веры. Прием производится индивидуально на сборищах сектантов. В ряде населенных пунктов отправляются религиозные праздники, которые сопровождаются пьянством, обычно в пьянстве участвуют неверующие. Ежегодно в д. Кривое в районе озера («Святое место») проходит паломничество верующих в дни религиозного праздника «Пятница», куда собираются с разных деревень до 50 человек. Парткомом КПСС, партийными организациями проведена некоторая практическая работа по атеистическому воспитанию населения и борьбе против религиозных пережитков. Главный удар был направлен против сектантов (старообрядцев и баптистов, причем многие старообрядцы – выходцы из скрытников). Большая атеистическая работа с верующими сектантами была проведена атеистическими группами в селе Важгорт, в деревнях Вильгорт, Кривое и Выльвидз. В помощь этим атеистическим группам периодически направлялись атеисты из идеологической группы парткома. Сектантская группа в с. Важгорт (руководитель Попова О.Г.) прекратила свою работу и распалась. Одна из активных руководителей старообрядческой секты в д. Кривое Коровина Анна Иосифовна отреклась от секты. Распались на время старообрядческие группы в деревнях Вильгорт и Острово. Неоднократные попытки организовать баптистскую общину в д. Выльвидз Худяковой Антониной Егоровной (баптистский пропагандист и организатор из Сосногорской баптистской общины) потерпели полный крах. Много еще надо работать в д. Кривое и Острово, где проживают основные руководители старообрядческой веры и имеют большое влияние на престарелых женщин. Партийные организации через атеистов-агитаторов ведут индивидуальную работу и среди православных верующих. В антирелигиозной работе применяются и другие формы работы. Организованно прошли атеистические вечера с приглашением верующих. На вечерах лекции сопровождались химическими опытами. В клубах показали атеистические пьесы «Райын», «Иванлун». Повсеместно показали антирелигиозные фильмы «Грешница», «Чудотворная», «Иванна», «Тучи над Борском». В библиотеках оформлены уголки атеистов, книжные выставки, атеистические плакаты. Применяется и такая форма антирелигиозной работы, как обсуждение вреда религиозных праздников на общих собраниях, где принимаются общие решения не отмечать религиозные праздники (Пучкомский и Ертомский сельские cоветы). Ход собрания и решения широко пропагандируются по радио. В целях широкого внедрения в жизнь новых советских гражданских обрядов и ритуалов проведен районный семинар советско-партийного актива. В Косланском, Чернутьевском, Ертомском, Пучкомском, Важгортском сельских советах стали проводиться торжественные бракосочетания и регистрация новорожденных с участием представителей от общественности. В районе стали внедряться новые праздники: «Проводы зимы», «День урожая», «Кустовые фестивали», колхозные праздники, торжественные проводы в армию и т.д. Улучшается атеистическое воспитание учащихся школ. Атеистическое воспитание проводится на уроке и во внеурочное время в различной форме. В деревнях, где среди населения большой процент верующих (Важгорт, Чупрово, Вильгорт, Кривое), с учащимися были организованы специальные вечера и беседы на темы: «Миф о Христе», «Религиозные праздники и их вред», «Вред религиозных суеверий и предрассудков». В ярде школ (Важгорт, Пысса, Муфтюга) для учащихся старших классов организованы кружки, члены кружка привлекаются для организации и проведения атеистических мероприятий среди учащихся и населения. В этом учебном году во всех селах организованы университеты по всеобучу для родителей (семейное, школьное, атеистическое и нравственное воспитание). Уже прошли первые занятия. В атеистической работе много еще формализма, недооценки, просветительства. Секретари парторганизаций колхозов пассивно выполняют мероприятия по улучшению антирелигиозной работы, слабо ведут индивидуальную работу с верующими, недостаточно направляют клубы, библиотеки, женсоветы и др. организации в проведении атеистических мероприятий. Не везде еще уделяется внимание внедрению советских обрядов и торжественных сельских праздников... (Сохранены стиль и орфография того времени.) |