Невероятная посадка/ Пассажиры аварийного лайнера предлагают представить экипаж к награде
Аварийная посадка самолета ТУ-154М из Якутии на ижемском аэродроме 7 сентября вызвала большой резонанс в российских СМИ. Ее уже называют исторической. Пилотам не только удалось посадить лайнер на не приспособ-ленную для этого взлетно-посадочную полосу нефункционирующего аэродрома, но и сделать это так, что никто из пассажиров не пострадал. Во-первых, надо уточнить. Первоначально в сообщении ГУ МЧС РФ по РК было сказано, что самолет ТУ-154М-85684, совершивший посадку в Ижме, принадлежал авиакомпании «Мирный». По уточненным данным, самолет, следовавший рейсом Полярный (Якутия) – Домодедово (Москва), принадлежит авиакомпании «Алроса-Авиа». Стали известны и другие любопытные подробности. На борту лайнера находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и одна беременная женщина. Через три с половиной часа полета, около пяти часов утра, на высоте более 10 тысяч метров в самолете произошел отказ электропитания. Экипаж произвел вынужденную посадку. В готовность были приведены силы и средства Республиканского центра медицины катастроф в городах Сыктывкар, Печора, Ухта и в селе Ижма: 10 хирургических бригад, бригады Службы крови Республики Коми, три бригады психологов, 9 спец-автомобилей, три вертолета сан-авиации, бригады скорой медицинской помощи. На трех вертолетах МИ-8 ФГУП «Комиавиатранс» людей доставили в Ухту, где разместили в гостинице «Тиман». Авиакомпания «Алроса-Авиа» направила в Ухту самолет, который доставил 70 человек в Москву. 2 пассажира по их желанию были отправлены в Москву на поезде «Воркута – Москва». В Москве, оправившись от шока, пассажиры лайнера поделились своими впечатлениями с журналистами. «Было очень страшно, – рассказал газете «Комсомольская правда» пассажир Андрей Кондратьев. – Я лично видел, как крылья самолета срезали верхушки деревьев, словно газонокосилкой. Поднялась паника, кто-то заголосил, что мы горим. Как только самолет затормозил, народ кинулся выбивать двери, чтобы выйти наружу. Одну выбили. Помню, как какая-то женщина выкинула в нее свою собаку. Овчарку здоровую. Считала, спасает. Экипаж останавливал все это буквально на матах. Минута – и все опомнились. По одному съехали по трапу. До нас быстро добрались спасатели и отвезли в ближайшую деревню Ижма». – Нас перевели в голову салона, сказали, будет аварийная посадка, – рассказала «Вестям» пассажирка Ирина Бакланова. – Начали попадать в ямы, потом снизились: кругом тайга, и вот – земля: ни аэропорта, одна тайга, – поделился со СМИ пассажир Александр Дегтярев. Все пассажиры отметили высокий профессионализм экипажа лайнера – командира воздушного судна Евгения Новоселова и командира воздушного судна Андрея Ламонова. Оба – пилоты первого класса. Летчики совершили невозможное, спасли 72 жизни. За это пассажиры предлагают представить экипаж к награде. «Зрелище было не для слабонервных, – рассказал «Коммерсанту» глава администрации Ижемского района Республики Коми Петр Дитятев, который наблюдал за посадкой. – В аэропорту Ижмы маленькие самолеты вроде Як-40 и Ан-24 последний раз садились лет десять назад. Взлетка давно заросла бурьяном». По словам П.Дитятева, после двух неудачных заходов «тушка» «вписалась» в полосу, выкатившись в лес всего на пару сотен метров. «Я бы дал командиру Героя за то, что он сделал»,– сказал глава районной администрации. Специалисты тоже называют случившееся чудом. «Система электропитания – это как сердце у человека: отказывает она – отказывает все остальное», – сказал телеканалу «Вести» руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. В тот же день, 7 сентября, сообщает Следственный комитет при Прокуратуре РФ, был проведен осмотр места происшествия и самолета. Опрошены пассажиры, очевидцы происшествия из числа местных жителей и командир экипажа Евгений Новоселов. Вчера, 8 сентября, проводился дополнительный осмотр места происшествия с привлечением представителей комиссии Рос-авиации. Кроме того, началась проверка ЗАО «Мирнинское авиапред-приятие» (МАП), в ходе которой предстоит выяснить, почему произошло ЧП. По предварительным данным, на борту Ту-154 отказали сразу три из четырех генераторов, вырабатывающих электроэнергию. В результате, когда самолет находился на высоте более 10 тысяч метров, у него отказали бортовые приборы, навигация, радиосвязь и нарушилась система управления. После этого в кабине экипажа сработала сигнализация аварийного остатка топлива в расходном баке. У самолета основные баки находятся в крыльях, но есть еще один, откуда топливо идет уже непосредственно в двигатели. Так вот электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать. У экипажа оставалось три тысячи триста килограммов топлива и совсем немного времени. Пилот Евгений Новоселов вначале опустил самолет до высоты 3 тысячи метров, чтобы попытаться запустить так называемую вспомогательную силовую установку, приводящую в действие четвертый резервный генератор, а когда из этого ничего не вышло, был вынужден искать место для посадки. Заброшенный аэродром, длина полосы которого всего 1200 м (для Ту-154 нужно вдвое больше), он увидел случайно – в Коми в этот день была ясная погода. Посадку ему пришлось осуществлять визуально без приборов и на повышенной скорости, поскольку не удалось выпустить закрылки. Расследование этого происшествия займет 10 дней, сообщает телеканал «Россия 24». За это время специалисты должны будут выяснить, что случилось с лайнером, почему он в таком состоянии был выпущен в рейс и что за запчасти на него устанавливали. В авиакомпании «Алроса», которой принадлежит самолет, утверждают, что самолет был исправен и запчасти были качественные. «Самолет прошел техническое обслуживание на заводе. Все формы сделаны согласно регламенту. Замечаний по этому самолету не было», – сообщил телеканалу «Вести» начальник московского отделения авиапредприятия АК «Алроса» Владимир Ручкин. Любопытна ситуация с дальнейшей судьбой самого самолета, застрявшего в мелколесье. Представитель МАП в аэропорту Домодедово Игорь Захаров сообщил журналистам, что если не будет выявлено нарушений несущих конструкций самолета и его силовых установок, а Минтранс даст соответствующее разрешение, то авиакомпания рассчитывает вернуть Ту-154 в эксплуатацию. Для вылета из Ижмы, по словам господина Захарова, понадобятся летчики-испытатели. Сами пилоты сказали корреспонденту газеты «Коммерсантъ», что вытащить самолет из леса и тем более взлететь на нем с неприспособленного аэродрома будет еще одним чудом. Елена ТЕРЕНТЬЕВА. |