Культура |
26 мая 2010 года |
В калейдоскопе музейной ночи можно было увидеть массу любопытного
В субботу с небольшим «заходом» на воскресенье в Сыктывкаре прошла акция «Европейская ночь музеев». Как мы уже сообщали, акцию проводили Национальный музей РК и Национальная галерея РК. Напомним, что ночь музеев в Сыктывкаре проходит вот уже пятый год подряд. Правда, в отличие от собственно европейской акции, охватившей порядка 40 стран, проект в Сыктывкаре всегда сдвигается на неделю в связи с особенностями северного климата. Впрочем, вот с погодой в этот день как раз-таки и не повезло: было холодно и ветрено. И В МУЗЕЕ, и в галерее акция стартовала с 17 часов. Уже со Стефановской площади можно было расслышать, как сотрудники Национального музея в мегафон зазывают горожан посетить выставки и поучаствовать в любопытных проектах. Посмотреть действительно было на что. Правда, в связи с тем что многие мероприятия проходили одновременно, зрители встали перед выбором, куда пойти. В отделе истории музея на входе гостей встречала девушка, облаченная, по всей видимости, в «шкуры мамонта». Как выяснилось, сотрудница музея Анна Мельникова была ответственной за проведение «Школы юного неандертальчика». Впрочем, в этот час она звалась не Анной, а «Большая рука на расправу сильна». Анна обучала детей азам наскальной живописи. Ребятня с нескрываемым удовольствием предавалась разукрашиванию «скал» – щитов, обтянутых тканью. В другом классе «Большая рысь», которую дети называли попросту «Брысь», обучала «неандертальчиков» лепить из глины плошки и сосуды. Через два часа пещерных людей сменили современные археологи. В рамках проекта «Креативная археология: главное – копать» школьники проводили раскопки древних ценностей, извлекая их из ящиков с землей. В одной из рекреаций музея ведущая мастер-класса «Кружевная вилюшка» – педагог из республиканского центра дополнительного образования Тамара Хабарова – давала желающим уроки кружевного плетения на коклюшках. В это же время в одном из залов посетители писали письма ветеранам Великой Отечественной. Причем не привычными шариковыми ручками, а металлическими перьями и чернилами. Складывали эти письма в «солдатские» треугольные конвертики, которые будут переданы в республиканский совет ветеранов. В районе 19 часов на проезжей части возле музея начались гонки на самокатах. Соревнования с ребятней проводил Дед Мороз. По всей видимости, появление зимнего персонажа должно было вызвать ассоциации с популярным в советские времена мультиком «Дед Мороз и лето». ДО КОНЦА музейщики держали интригу, в чем суть выставки «Без фамилий». Каждому входящему на выставку-презентацию современных художников выдавался талончик с указанием номера той или иной работы. Номерки были проставлены и под самими произведениями. Задача для посетителей была следующей: найти соответствующий номер и, даже при условии если идентифицировать автора не удавалось, написать отзыв о самой работе. Отзыв нужно было закрепить с помощью специальных нитей на обыкновенную стремянку, которая, как выяснилось, символизировала лестницу в небо. Образ лестницы, по которой в фильме Марка Захарова отправлялся в свой бесконечный путь барон Мюнхгаузен, в последний момент придумали директор музея Ирина Котылева и организатор выставки Валерия Осташева. Накануне выставки они вспомнили, что 20 мая исполнился год, как ушел из жизни артист Олег Янковский, который, как известно и сыграл главную роль в фильме. Безусловно, почерк некоторых авторов – Фарука Бурангулова, Владимира Осипова, Анжелы Размановой, Павла Микушева – невозможно было спутать ни с одним другим. Тем не менее некоторые художники умело «замаскировывались», нарочито изменив традиционную стилистику своего письма. В их числе – Юрий Лисовский, Владимир Маслов. Помимо отзывов, лестницу по ходу действа украшали яркими цветными нитями, хэппенинг продолжался несколько часов. На днях на сайте Национального музея появится список с номерами работ и фамилиями художников. Также будут представлены и некоторые наиболее интересные отзывы. КАК известно, один из главных принципов Европейской музейной ночи – бесплатное посещение. Национальный музей этот принцип сохранил. А вот вход на территорию галереи в этот день был платным. Билеты стоили 200 рублей, для студентов, надо признать, сумма немаленькая. Наиболее отчаянные молодые люди из числа тех, кто не желал расставаться с деньгами, перелезали на территорию через забор. Бесплатным вход был лишь для «окрыленных» посетителей. Как мы уже писали, устроители из галереи назвали свой проект «Окрыленная ночь». И те, кто не поленился предварительно заглянуть на сайт галереи и, прочитав информацию, сделать себе крылья, обходились без билетов. Название ночи действительно было оправдано: куда ни кинь взгляд, везде – на деревьях, на участниках, на решетках ограды – трепетались крылья различной конфигурации. Всевозможных бабочек, птичек, эльфов, а также крылатые костюмы дети мастерили из бумаги в «Волшебной мастерской», расположившейся у фасада здания. Надо сказать, что изделия, изготовленные ребятней, раскупались влет. Огромное удовольствие получили свидетели акции «Девушка. Сад. Самолет». В какой-то момент из огромного короба, закрепленного высоко на дереве, выпорхнуло несколько сотен крохотных бумажных цветных самолетиков. Автор этой замечательной живой инсталляции Татьяна Земцова с помощью друзей чуть ли не сутки складывала эти самолетики. Инсталляций и различных арт-объектов, как всегда, было множество. На одной из аллей была выстроена огромная мельница. Тут же на траве было раскинуто огромное полотно с различными пожеланиями наподобие: «Убери брань со своего языка» или «Прочитай Льюиса Кэрролла». Покрутив соответствующую стрелку, можно было узнать, чего именно советует тебе «Генератор желаний», – именно так назывался этот объект. Тем временем в зале Западно-Европейского искусства шел большой непрерывный концерт с участием скрипачки Натальи Расторгуевой, ансамбля «Вдохновение», Альфии Коротаевой. Надо отметить, что живая музыка привлекла такое количество зрителей, что сотрудники галереи всерьез опасались за состояние полотен. Остроумны были импровизации композитора Михаила Герцмана. Дети, присутствовавшие на концерте, показывали ему на то или иное полотно из экспозиции этого зала, а маэстро с ходу импровизировал на рояле на заданную тему. В ЭТО время музейную ночь посетил Глава РК Вячеслав Гайзер, который в общей сложности провел в стенах галереи и в Саду скульптуры три часа. Глава обошел несколько залов и, к нескрываемому удовольствию сопровождавших его сотрудников галереи, проявил себя как настоящий знаток и ценитель искусства. Помимо того, он пообещал оказать личное содействие в реставрации полотен, требующих того в срочном порядке. Долго общался Вячеслав Гайзер и с фотографами Андреем Злобиным и Андреем Ретановым, выставка которых была расположена в рекреации первого этажа. Не оставил «Окрыленную ночь» без внимания и градоначальник Сыктывкара Роман Зенищев, выделив личные средства на материалы для граффити. Большой блок программы был уделен и всевозможным перформансам, дефиле и шоу-показам. Вывод посетителей с территории галереи также был обыгран: шествие из Сада скульптуры возглавил артист, идущий на ходулях. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Евгении ГАБОВОЙ. |