Из первых уст |
25 марта 2010 года |
Валерьян Исаков: "Педагогическое образование должно остаться самостоятельным"
2010 год объявлен в стране Годом учителя. Очень хочется надеяться, что он станет той точкой отсчета, которая изменит отношение общества к нелегкому труду педагога, вернет престиж профессии учителя. В то же время это ко многому обязывает и ставит новые задачи перед самими учителями, школами и педагогическими вузами. О том, что думают по этому поводу в старейшем вузе республики – Коми государственном педагогическом институте, мы беседуем с ректором КГПИ Валерьяном Исаковым. – Валерьян Николаевич, в Год учителя все ждут изменений государственной политики в сфере образования. На ваш взгляд, что требует преобразований в первую очередь? – Отрадно, что государство наконец-то обратило внимание на проблемы школы, проблемы учительства. Они назрели давно и требуют безотлагательного решения. Сейчас предстоит решить две ключевые задачи. Первая сформулирована в национальном проекте «Наша новая школа». Нацеленное на модернизацию государство требует людей нового типа, инновационно мыслящую и работающую молодежь. Как подчеркнул Президент Дмитрий Медведев, школа является критически важным элементом всего процесса преобразования нашего общества. Вторая задача еще сложнее – поднять уровень так называемой массовой школы, на которую много лет никто не обращал внимания. До недавнего времени аудитории вузов занимали в основном выпускники гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением ряда предметов, то есть питомцы элитных учебных заведений. Но вот постепенно из-за углубляющегося демографического кризиса в вузы потянулись рядовые выпускники школ. И все удивились: как же они плохо подготовлены! Так вот, очень важно повернуться лицом к обычной, не элитной школе. – По силам ли небольшому периферийному пединституту перестроить работу таким образом, чтобы качество подготовки педагогических кадров отвечало современным требованиям и реалиям? – Стремление соответствовать уровню современных требований присуще всем педагогическим вузам вне зависимости от того, большие они или маленькие, столичные или периферийные. Однако, конечно, это не означает, что педвузы должны довольствоваться лишь своими достигнутыми результатами. Чтобы не вариться в собственном соку, а объединить усилия и перенять друг у друга все самое лучшее и передовое, 11 марта этого года тридцать пять педагогических вузов страны – от Калининграда до Дальнего Востока, и в том числе наш Коми пединститут, – решили создать так называемый сетевой педагогический университет. Мы подписали протокол о намерениях, в котором, в частности, говорится: «Участники намерены организовать сеть высших учебных заведений – сетевой педагогический университет – для эффективного использования академического и профессионального опыта участников в реализации задач в сфере высшего и послевузовского профессионального образования с целью повышения качества педагогического образования за счет консолидации интеллектуальных, материальных, кадровых, технологических и других ресурсов участников на базе современного информационно-технологического менеджмента». Координацию действий возложил на себя Герценовский педагогический университет в Санкт-Петербурге. Понимаете, для педвузов очень важен методический опыт, наработки в области приемов и технологий обучения, а это, между прочим, сродни искусству. Но если театральные и художественные вузы гордятся своей самобытностью, то для совершенствования педагогического образования полезен такой обмен достижениями друг друга. Ведь мы работаем на едином образовательном поле. С этой целью мы и решили объединиться. Это как раз-таки наилучший ответ педвузов на национальную инициативу «Наша новая школа». Кстати, в России подобные отраслевые вузовские консорциумы уже давно функционируют. – Наверняка уже не в первый раз вам задают вопрос о мотивации абитуриентов, поступающих в педагогический вуз. Ведь не секрет, что далеко не каждый видит себя в будущем у школьной доски с указкой в руке. Но сейчас, в разгар последствий демографической дыры, ваш вуз оказался в еще более сложной ситуации. Чтобы выполнить план приема, вам придется принимать всех желающих, кто имеет проходной балл ЕГЭ… – Тем не менее проблем с приемом у нас еще не было. Абитуриенты, их родители и учителя понимают, что пединститут дает хорошую профессиональную подготовку. Все-таки специфика педагогической специальности такова, что кроме непосредственно знаний по предмету здесь дают еще и фундаментальное методическое, психолого-педагогическое образование, учат общаться, руководить коллективом, держаться перед аудиторией. Это очень важно в нынешнее время, когда стремительно растет спрос на образовательные услуги. Но, конечно, не буду скрывать, к нам сейчас поступает достаточно много слабо подготовленных выпускников. Затем такой слабый студент идет в школу, и образуется своего рода замкнутый круг. Нам говорят: не берите их, уменьшайте прием, закрывайте не пользующиеся спросом специальности. Но кто же тогда в школу-то пойдет? Ведь в школах катастрофически не хватает учителей физики, математики, информатики, иностранных языков и других предметов. Есть школы, где фактически все учителя пенсионного возраста. Почему это происходит, очевидно. Ведь мы не в Москве или Питере, где учителя получают до 30-40 тысяч. И при этом острейшим образом стоит квартирный вопрос. В абсолютном большинстве мест, где требуются учителя, жилье не предоставляется. Хорошо, если в селе выделят комнату с печным отоплением. – Однако пока от контрольных цифр приема зависит финансирование вуза. Многие ваши коллеги – ректоры уже высказывают опасения по этому поводу. – Зависимость финансирования от контрольных цифр имеет место, и она понятна. Но сейчас возникают иные проблемы. Государство все решительнее передает вопрос существования в руки самих учебных заведений. В скором времени появятся казенные, бюджетные и автономные учреждения. Казенные целиком финансируются государством, а что касается бюджетных, к которым отнесутся вузы, то государство планирует платить им за подготовку кадров по госзаказам. И вот пока не очень понятно, будет ли субсидироваться только образовательный процесс, а если да, то за счет кого или чего будут содержаться помещения, отчисляться налоги за аренду земли, осуществляться ремонт зданий и так далее. – И что же делать? Может, прав ваш вечный оппонент, ректор Сыктывкарского университета Василий Задорожный, предлагающий вернуться к идее объединения сыктывкарских вузов во имя их спасения? – Инициативу в вопросах объединения Москва передает регионам. Поэтому Республике Коми, если она желает иметь много хороших учителей, надо серьезно подумать, как выстроить наше профессиональное образование. Только с позиций «выжить»? Лишь бы в Сыктывкаре был хоть один вуз? А кого и как он будет готовить, это безразлично? Я, например, в аргументациях Сыктывкарского госуниверситета ни разу не услышал о том, что таким образом улучшится качество подготовки педагогических кадров, усилится желание выпускников пойти в школу. И ни от какого другого региона, где произошло исчезновение педагогических вузов под крылом университетов, подобной информации нет. И не может быть. Понимаете ли, кроме материальной базы и научного потенциала, для подготовки настоящего учителя в вузе нужны, по крайней мере, еще три чрезвычайно важных условия: достаточное число специалистов, владеющих современными методиками и образовательными технологиями, наличие особой образовательной среды, направленной на человека, на обучение студентов воспитывать и развивать личность ребенка через учебный предмет, и, наконец, хорошее знание системы школьного образования. В рамках классического университета, да еще при погоне за внебюджетом, эти естественные для педвузов факторы девальвируются. – За долгие годы борьбы «за» и «против» обе стороны привели исчерпывающий список аргументов в пользу своей точки зрения. Что вы можете противопоставить позиции ректора СГУ сейчас, когда чаша весов, похоже, накренилась все-таки в пользу объединения? – Если позволите, я буду говорить открыто. На самом деле речь идет конкретно о сохранении университета как такового. Ведь подумайте, сколько нужно в республике математиков в чистом виде, физиков, биологов, других специалистов в области фундаментальных наук? Единицы. Зато растет образовательная сфера, спрос на людей, которые могут учить, воспитывать и общаться. А это как раз педагогическое образование. И если это так, то не лучше ли собирать гуманитарное образование вокруг педагогического вуза и укреплять педагогическую вертикаль с педколледжами и институтом переподготовки педагогических кадров? А взгляд только с точки зрения финансово-экономической и демографической – упрощенный, узкий, хотя в настоящее время и превалирующий. Ладно еще раньше, когда на школу и педагогическое образование никто не обращал внимания. Но сейчас ситуация в корне изменилась. В случае объединения кто будет решать задачи национальной инициативы? Классический университет, в структуре которого окажется педфакультет или педвуз? Или все-таки эта задача больше по силам самостоятельному педагогическому институту? Понимаете, в случае объединения резко понижается статус педагогического образования. С кем будут разговаривать по проблемам подготовки педагогических кадров Глава республики, министры, главы муниципальных образований? С деканом педагогического факультета или директором подчиненного института? Вряд ли. Ведь они даже договоры заключать не могут. Естественно, неизбежно все замкнется на личности ректора. А интересы его могут быть далеки от учительства. Да и он сегодня один, а завтра другой. Наконец, кто будет заниматься разработкой и реализацией образовательных программ по новым государственным образовательным стандартам педагогических направлений, определять средства и технологии обучения для достижения тех или иных компетенций будущего учителя? Преподаватели университета к этому не готовы. Или сначала наши преподаватели сделают все, а затем будут под угрозой увольнения? Я уже изучал эту проблему, когда нас пытались объединить в 2003-2004 годах. Тогда директор пединститута в структуре Саратовского университета мне сказал: «Наш институт – самое крупное подразделение, но он находится в бесправном положении». Аналогичную историю только что, 11 марта, рассказал проректор Магнитогорского университета, не так давно созданного на базе педагогического вуза. Их институт педагогики также существует фактически на благотворительной основе. То есть, повторюсь, все зависит от руководства такого вуза. А теперь еще один пример. В прошлом году из-за того, что очень мало выпускников школ сдало ЕГЭ по физике, Сыктывкарский университет закрыл прием на специальность «физика». Мы могли бы сделать так же и избавиться от мороки с приемом, если бы не понимали, что тогда через пять лет совсем не будет выпуска учителей физики. Сейчас в стране осталось всего 67 педагогических вузов из бывших более чем 100 когда-то. Результат: есть регионы, где вообще перестали готовить чисто учителей. – 30 марта руководители вузов республики соберутся на очередное заседание Совета ректоров. Будет ли на нем обсуждаться вопрос интеграции? – Это заседание Совета ректоров состоится совместно с Главой РК. Нам интересна позиция Главы и правительства по вопросам высшего образования, а Глава желает услышать наше мнение. – Возвращаясь к тому, с чего мы начали наш разговор. Каких позитивных перемен вы ждете в этом году? – Я очень надеюсь, что победит благоразумие, что Республика Коми будет бороться за сохранение и финансирование самостоятельного педагогического образования. Ведь в конце концов это стратегически важная отрасль, и наши учителя готовят абитуриентов не только для республики, но и для всей страны. Беседовала Галина БОБРАКОВА. Фото Владимира ЯЧМЕНЕВА. |