Из первых уст |
25 марта 2010 года |
Вячеслав Гайзер ответил на вопросы руководителей СМИ/ В таком формате глава региона общался с журналистами впервые
Фото Юрия КАБАНЦЕВА ("БНКоми").
В минувший понедельник в Доме приемов Главы и Правительства РК в местечке Лемъю Глава республики Вячеслав Гайзер встретился в рамках Клуба главных редакторов с руководителями ряда республиканских средств массовой информации – агентств «Комиинформ», «БНКоми», «КомиОнлайн», телеканалов «Юрган», «Коми гор», газет «Республика» и «Красное знамя Севера». Во время этой встречи руководитель региона высказал свое мнение по многим вопросам, актуальным сегодня для жителей республики. О непомерно высоких счетах на оплату жилищно-коммунальных услуг «Что произошло на самом деле? Люди получили за январь квитанции, в которых обозначена сумма платежа, резко возросшая по сравнению с тем, что они в среднемесячном исчислении платили в прошлом году. Причем эта сумма превышений оказалась настолько большой, что люди впали в легкий ступор, и посыпались справедливые нарекания – а что, что произошло? Первая и очень важная вещь: рост тарифов на этот год у нас не превысил установленного порога в РФ. В целом все тарифы выросли не более чем на 9 процентов. А вот платеж вырос значительно, из-за того, что, наложилось несколько факторов одномоментно. Первое – это переход на общедомовые приборы учета, а они четко зафиксировали выросший объем потребления тепла в связи с тем, что у нас была очень холодная зима по сравнению с прошлыми годами. Второе – изменившиеся нормативы потребления. В прошлом году была сделана большая работа по установлению дифференцированных нормативов в зависимости от вида жилья, типа и всего, что с этим связано. Это требование закона. Установление общедомовых приборов учета – это тоже нормативное требование. Есть соответствующие документы федерального уровня, которые регламентируют эти процессы. И третий момент, который можно и должно было спрогнозировать должностным лицам… Все прекрасно понимали, что зима холодная и что платеж резко вырастет. 307-е постановление Правительства РФ в данном случае дает право тем, у кого есть приборы учета, перейти на оплату по 1/12 объемов потребления и каждый месяц 1/12 от тех объемов, которые год назад были зафиксированы, людям выставлять. Тогда платеж равномерно будет разбит в течение года… Люди, ответственные за этот процесс, – сотрудники тепловой компании, чиновники, которые работают в министерстве, курирующем коммунальную отрасль, понимая, что такое может произойти, не провели разъяснительную работу среди людей – это раз. Второе – не предложили еще раз вариант, который подразумевает переход на оплату 1/12. То есть люди попали в информационную ловушку, и отсюда такой негатив пошел. В связи с этим вся цепочка чиновников, причастных к этой недоработке, понесла наказание. А человек, который возглавлял в тепловой компании службу реализации – работу с абонентами, уволен. Я не считаю, что это недостаточный урок для всех тех, кто был к этому причастен, достаточно серьезные выводы сделаны по всей цепочке. Но я хочу, чтобы у всех было понимание, что это ведь не решает суть проблемы. А она как раз заключается в том, что объем платежа настолько высок в тех районах, где высокая стоимость гигакалории, что это превышает среднюю зарплату в этих районах. И поэтому, как бы нам ни хотелось отрапортовать, что мы пересчитали на 1/12 и вопрос решен, – это было бы неправдой. Поэтому нужен следующий шаг правительства. Мы выбрали для себя вариант, утвердили, и сейчас он находится в стадии реализации – это субсидировать не предприятие, его неэффективность, не население, а субсидировать создание госрезерва топлива как основной составляющей дороговизны тарифа – с тем, чтобы мы могли в среднесрочной перспективе обеспечить по фиксированной цене продажу топлива предприятиям, которые оказывают такого рода услуги, то есть поставки тепла населению. Это, естественно, не просто так, а в обмен на требование – нам видится, это должно быть не менее трех лет, – что в течение этого срока тем организациям, которые получат такую возможность, автоматом тарифная служба пересчитает тариф, потому что стоимость топлива будет фиксирована для них, и фиксирована надолго, и не по рыночным ценам, а по ценам, которые нам дадут возможность пересчитать тариф в сторону уменьшения. В обмен они за эти три года должны будут защитить на правительстве свою программу модернизации по тем котельным, которые имеют в населенных пунктах малую мощность загрузки. Не секрет, что у нас сегодня полно случаев, когда стоит котельная, которая отапливает два социальных объекта и один какой-нибудь двухквартирный дом, и коэффициент загрузки котельной всего 15 процентов. Понятно, что в сегодняшних условиях, наверное, действительно надо посмотреть какие-то более современные подходы к организации отопления в таких случаях. Я считаю, что надо эту котельную просто ликвидировать и переходить на индивидуальное отопление. «Котелок» поставить, грубо говоря, в ту же школу, «посадить» его на электричество – сегодня это, однозначно, более эффективно и более рентабельно. В Печорском районе у нас были построены две малокомплектные школы модульного типа, в которых были применены технологии отопления на электричестве. Знаете, какие морозы были, но школы прекрасно себя показали с точки зрения тепла и функционирования. Поэтому опыт положительный есть. Мы о нем не трубили, но мы его нарабатывали. И сегодня смело можем сказать, что все это реализуемо». О сокращении расходов на чиновников и госуправление «Это касается всех уровней, начиная от поселений. Это вообще отдельная тема, как у нас в течение одного года количество чиновников благодаря поселенческому уровню выросло на 400 или даже 500 единиц. Кто-то почувствовал, лучше стало что-то у нас от того, что чиновников стало больше на уровне поселений? Да конечно нет! Здесь тоже должен быть определенный здравый смысл. Понятно, что управление должно быть, но оно не должно быть самоцелью – при местном управлении создание дополнительных рабочих мест через то, что чиновники плодятся. На зарплату деньги уходят, а на чистку дороги или там лампочку ввернуть уже денег нет. И при этом единственный вопрос, который потом возникает: а где же взять деньги на выплату чиновничьей зарплаты, а не то, как навести порядок в поселении. Вот так примерно на всех уровнях. Пресловутый подход к такого рода эффективности расходов – это Березовка, Печорский район. Слава богу, там сменился теперь этот глава поселения. Но тем не менее человек потратил почти полтора года в попытке доказать району, что он самостоятелен по бюджетному кодексу в расходовании средств на уровне поселения. Когда мы посмотрели его платежи – при том, что он жаловался на то, что районный уровень не дает осуществлять свободное планирование и расходование средств, – это было что угодно, начиная с приобретения автотранспорта и кончая мебелью. Мне кажется, обсуждать дальше эффективность расходов на поселение при том, что опять же в поселении ничего не делается, бессмысленно. И такого рода расходов и подходов очень много. Очень много вопросов связано с системой оплаты труда. Жалоб здесь очень много, но если начинаешь разбираться по каждому конкретному учреждению, то последний пример с культурой, когда мы провели проверку, показал, что там по всей цепочке вопросов очень много. Не к тому, что мало денег, а к тому, как, каким образом планируют и используют средства самой отрасли, в самом учреждении. К сожалению, зачастую это связано с тем, что у нас сегодня очень слабая подготовка специалистов в экономике… Здесь главное – это наведение элементарного порядка, который касается любых вопросов, связанных с бюджетом. Причем бюджет ведь не обязательно имеется в виду государственный… Что в бизнесе, что в государственном управлении подходы-то по большому счету в этом смысле одинаковы. И здесь, с моей точки зрения, должны существовать четкие регламенты, нормативы и требования к структурам органов исполнительной власти, тем задачам функционалу, которые они выполняют. И соответственно должен быть какой-то сформулирован подход: а вообще, сколько, грубо говоря, чиновников и какого уровня должно быть в органах исполнительной власти, чтобы решать те задачи, которые перед ними стоят? Чиновник, если его не регламентировать, он всегда будет доказывать, что функцию, которую исполняет орган исполнительной власти, должен не один человек исполнять, а десять. Завтра скажет: не десять, а двадцать. Эта система, если ее не регламентировать и не держать под контролем, просто заранее запрограммирована на расползание. Мы это пытаемся занормировать. В том числе это сделано опытным путем – на примере министерства экономического развития, министерства финансов. Есть специальный метод – фотография рабочего дня, другие методы, которые фиксировали бы, а сколько на самом деле одному человеку нужно времени, чтобы подготовить бумажку, отчет и так далее. Исходя из этого были предложены подходы по нормированию». Об отношениях с федеральным центром «Я думаю, что нормальные рабочие отношения с федеральным центром всегда актуальны. Точно так, как на самом деле с муниципалитетами – это же все взаимосвязано. В сегодняшней ситуации идет планомерное перераспределение доходных источников в сторону федерального центра, а в обратную сторону идет все больше передача полномочий. Она, конечно, подкрепляется ресурсами, но беда в том, что зачастую все эти полномочия финансируются только с точки зрения самого полномочия. А вот для того, чтобы администрировать это, содержать аппарат, чтобы выполнять эти полномочия, для этого уже денег не дают. Поэтому задача номер один, которую мы не только сейчас, но пару лет назад для себя четко сформулировали и стали наращивать в этом плане усилия, – это как можно большее увеличение финансирования со стороны Федерации любых программ, которые реализуются на территории республики. В прошлом году мы в первый раз планку перешагнули – более 10 миллиардов рублей получили в виде живых средств, это через бюджет прошло. Вот эти позиции надо усиливать». О встрече с Президентом России «Да, мы с ним встречались до моего назначения. После этого, через какой-то период времени, если говорить о процедуре, то она выглядела так: президент мне позвонил на сотовый и сказал, что он принял решение о внесении моей кандидатуры. Через полтора часа это сообщение пошло в средства массовой информации». О возможной замене управленческой команды «Последует она или не последует, зависит от того, выполнят ли первые лица министерств и ведомств те задачи, которые я перед правительством сформулировал как первоочередные в текущем году. Секрета тут тоже большого нет: каждый из них при назначении был предупрежден, что мы речь ведем о годовом контракте и будем подводить итоги деятельности каждого министерства каждый месяц в привязке к тем задачам, которые перед ним поставлены. Справятся – продолжат работу. Не справятся – значит, будут соответствующие выводы. Но я хочу сказать, что в моем представлении командное управление не определяется только верхним эшелоном. Если вы обратили внимание, практически в 100 процентах в органах исполнительной власти либо полностью, либо на 80-90 процентов произошла замена заместителей первых лиц. Это, кстати, к вопросу, надо или не надо и каким образом производить ротацию. Очень многие из этих людей пришли со стороны, не изнутри власти. Поэтому я считаю, что этот путь будет очень показательным для работы практически всех министерств. И у нас есть из кого выбирать в случае, если те или иные чиновники себя не проявят». О самом проблемном муниципалитете республики «Самой проблемной на сегодня я считаю Инту. Слишком затянулся вопрос реформирования «Интаугля». А это предприятие является градообразующим. Жизнедеятельность города, конечно, во многом зависит от того, насколько быстро мы сможем поставить точку в этом вопросе и насколько устойчиво будет работать это предприятие. Хотя, конечно, там есть еще масса всяких задумок, которые связаны с развитием района. Но тем не менее это – базовый вопрос. И в связи с этим первая серия моих поездок будет связана с севером. Я планирую посетить Воркуту, потому что нам надо решать вопросы «Северсталь-ресурса» в части их производственной программы и всего, что с этим связано по «Воркутауглю». А также – Инту и Печору». О программе газификации «Программа не секвестрована, а приостановлена ее реализация в том виде, в каком она была утверждена ранее. Она приостановлена не потому, что мы решили, что у нас больше нет средств на это. Просто прошел определенный период времени, года три, наверное, когда необходимо было оглянуться и провести анализ: а что, собственно, было сделано-то? Мы не только сами пришли к этому выводу, но, самое главное, пришел к этому выводу «Газпром». Проблема заключается в том, что мы, проведя на 80-90 процентов газификацию трех районов – Троицко-Печорского, Усть-Вымского, Княжпогостского, сегодня можем констатировать, что потребителя-то там не появилось. Мы что газифицировали-то? «Газпром» меня теперь об этом спрашивает: «Мы подвели туда трубы, а где потребители-то?» А я им отвечаю: «Хороший вопрос». Сети все внутри сделаны. Практически все, что положено по этим районам, мы сделали. Мы газоразводки по районам провели. Но нет подключения домов – ни частных, ни многоквартирных. Люди хоть и заявляют, что газ – это хорошо и он им нужен, я не вижу, чтобы они спешили подключаться. Ни для кого не было секретом, что это удовольствие не бесплатное и не дешевое. Никто в этом смысле людей в заблуждение не вводил. И, более того, понимая эту проблему, мы сразу тогда приняли решение, что малоимущих будем подключать за счет бюджета. Раз мы сегодня, исходя из кризиса, исходя из возможностей людей, понимаем, что массового подключения не будет, значит, мы вместе с муниципалами должны к этому вопросу вернуться и помочь им решить проблему подключения многоквартирных и, на каких-то условиях субсидирования, частных домов. И только когда по этим районам, где уже провели газификацию, мы в массовом порядке все сделаем, тогда будем двигаться дальше. При этом есть второй вопрос: какие приоритеты мы утверждаем к дальнейшей реализации программы? Они во многом привязаны к анализу первой задачи. Потому что «Газпром» теперь совершенно справедливо говорит: «Мы уже наступили на грабли. А дальше-то куда должны тащить трубы? Опять в никуда?» Поэтому здесь опять надо взвешенно подойти к тому, какой потребитель и как будет обеспечен в республике. Мы считаем приоритетом на сегодня южное направление и пытаемся теперь внести соответствующую корректировку в программу газификации. Это как резервная магистраль до Кирова, кировчане нас в этом плане поддерживают. К тому же южный куст все-таки более заселенный. После того как мы с «Газпромом» все эти параметры корректировки программы утвердим, перейдем к реализации второго этапа». О собственном блоге в интернете «Заведу! Другое дело, что даже врать не буду, в силу своей загруженности не могу сказать, что у меня есть возможности посвящать много времени тому, чтобы лично ковыряться в нем. Но это будет сделано. Я не буду врать, что это будет блог, но в какой-то форме общение будет. В какой – еще будем думать». Об итогах Ванкувера и ситуации в спорте «У нас об этом достаточно жаркие дискуссии идут в правительстве. Моя позиция такая, и это должно быть очевидно всем, что без возрождения массовости занятий физкультурой и спортом, без возрождения доступности – по площадкам, по спортзалам, школьным, универсальным, – мы ничего не сделаем. Должна быть основа, как у пирамиды, а дальше уже система подготовки к спорту высших достижений, школы спортивного мастерства и так далее. А теперь-то этого нет! Вот мы и получаем закономерный результат. Это уже озвучил Владимир Владимирович, когда подводил итог Олимпиады. У нас в республике те же самые тенденции. Потратили мы на подготовку пятерых спортсменов в Турине 2 миллиона рублей, результаты были на порядок выше, чем сейчас, когда в общем итоге мы потратили пятнадцать миллионов на Ванкувер. Никакой прямой взаимосвязи между объемом средств, которые мы тратили на так называемый спорт высоких достижений, и реальными достижениями – нет! А вот вернуться к тому, чтобы возрождать массовость, я считаю, необходимо. И именно на это будем делать акцент, ставить задачи. И несмотря ни на какие сложности, будем реализовывать программу развития инфраструктуры спорта. И в этом году в том числе». Подготовил Евгений ХЛЫБОВ. Фото Юрия КАБАНЦЕВА («БНКоми»). Телевизионный вариант беседы Вячеслава Гайзера с руководителями СМИ выйдет в эфир на телеканале «Юрган» в воскресенье, 28 марта, в 16.55. |