Общество |
18 июля 2007 года |
Трудно принять неизбежное/ Почему решение депутатов о слиянии двух ухтинских школ вызвало активный протест учительницы?
Не учли пожеланий? В своем письме Светлана Отрошенко в хронологической последовательности описывает все произошедшие в последние два месяца события. Как следует из ее рассказа, о том, что педагогам и ученикам необходимо собирать чемоданы и готовиться к переезду, стало известно 22 мая. В школе тогда состоялось совещание, на котором присутствовали начальник управления образования Ухты Любовь Брюшкова, представитель профкома работников образования и педагоги. По словам Светланы Отрошенко, никакие документы учителям показаны не были. Директору школы Елене Большаковой было предложено до 25 мая собрать заявления от родителей о зачислении детей в школу № 16, куда планировалось перевести весь коллектив. В эти дни Светлане Отрошенко и другим учителям «постоянно звонила вечерами и в позднее время директор школы № 16 Е.Тутолмина, настоятельно требуя в кратчайшие сроки написать заявления о поступлении на работу в ее школу». Эти звонки, как потом объяснила мне по телефону Светлана Сергеевна, больше были похожи на психологическое давление, нежели на просьбу. 5 июня Светлана Сергеевна позвонила в школьный отдел Министерства образования РК. Судя по утверждению в письме, о реорганизации школы в Сыктывкаре ничего не знали. Тогда же, 5 июня, в школе было проведено собрание для родителей и учащихся 10 класса, которые не хотели переходить в другую школу в последний год обучения. Представитель гороно Л.Волохова предложила родителям и старшеклассникам два варианта решения ситуации: всем вместе, сохранив класс, перейти в школу № 16 или по 2-3 человека – в восемь разных школ города. «Ребята хотели учиться вместе, поэтому у них не было выбора, – говорится в письме, – и их родители вынужденно, под давлением Волоховой, написали заявления в школу № 16. Такое мощное давление в период проведения государственных экзаменов сказалось на здоровье и психическом состоянии учителей». 26 июня состоялась сессия МО ГО «Ухта», на которой было принято решение о реорганизации средней общеобразовательной школы № 11 путем присоединения ее к средней школе №16. Многие учителя не получили уведомления о реорганизации, потому что уехали в отпуск. Светлана Отрошенко рассказала, что многие учителя поддерживают ее. Но поскольку сейчас время отпусков, трудно будет собрать единомышленников вместе. Как выяснилось из разговора, решение о реорганизации школы было встречено не только недовольством педагогов и родителей, но и акцией протеста, в которой приняли участие ребята из 10 класса, где классным руководителем была Светлана Отрошенко. – 8 мая мои ученики из десятого класса ходили к зданию управления образования с плакатами, – рассказала Светлана Отрошенко. – И тогда начальник управления Любовь Брюшкова вышла к ним и пообещала, что у школьников будет выбор, в какую школу им перейти. Мои ребята разлучаться в последний год учебы не хотели и просили перевести их в ближайшую школу № 3, которая находится в нашем микрорайоне. Нас там готовы были принять. Но в последующем на собрании, о котором я уже писала в письме, им предложили перейти либо в 16-ю школу, либо разбросать по разным учебным заведениям. Якобы все остальные школы переполнены, и принять целый класс больше нигде не могут. Детям ничего не оставалось, как перейти туда, куда их «загоняли». Получается, что ребят просто обманули. Мнение коллег Но чем же так не нравится Светлане Отрошенко и ее ученикам школа № 16, к которой их присоединяли? Ведь, судя по всему, именно этот момент изначально стал камнем преткновения для автора письма. На этот вопрос учительница ответила, что главной причиной ее нежелания работать в этой школе было недоверие к руководству. Якобы четыре года назад 16 учителей этой школы одновременно уволились, не желая работать под началом директора Евгении Тутолминой. Некомплект учеников в этой школе Светлана Отрошенко также склонна объяснять нежеланием родителей отдавать детей в эту школу. Как следовало из ее рассказа, после реорганизации в школу №16 перешли работать только 7 педагогов из 30. Четверо еще в мае получили приглашения в другие школы, а остальные остались без работы. Поскольку переходить в школу №16 Светлана Сергеевна не собиралась, она не сразу вынесла вещи из своего бывшего классного кабинета. Ей просто некуда было пока их переносить. В конце июня, придя поливать цветы, она увидела, что все вещи вынесены из кабинета в коридор. Такое самоуправство вконец оскорбленная учительница расценила как покушение на собственность и подала заявление в милицию. Мне удалось поговорить лишь с двумя коллегами Светланы Отрошенко: большинство учителей уже уехали в отпуск. «Для многих учителей ситуация сложилась совершенно непонятная, – рассказала завуч реорганизованной школы Анна Талеева. – Решение совета МО было отправлено всем учителям только 27 июня, а до этого времени многие не знали, чем все закончится, и уехали в отпуска в полном неведении. Тем, кто вышел в отпуск с 1 июля, сократили дни отдыха с 72 до 61, чтобы они вышли на работу к 1 сентября. Вынудили взять за оставшиеся дни компенсацию. А я узнавала в бухгалтерии, что при получении компенсации теряешь в деньгах. Директор 16-й школы Евгения Тутолмина далеко не всех учителей позвала работать к себе. Мне лично никаких предложений не поступало. Вот уезжаю в отпуск, а куда пойду на работу по возвращении, неизвестно». На мой вопрос, многие ли поддерживают Светлану Отрошенко в ее протесте, другая учительница – Екатерина Миленькая – ответила, что педагоги Светлану Сергеевну не поддерживают. – Конечно, поначалу возмущались все, – рассказала она. – В следующем году нашей школе исполнилось бы 25 лет. Многие в ней проработали с первого дня, а людям даже не дали отметить юбилей. Но на открытое противостояние никто выходить не хотел, и люди смирились с ситуацией, понимая, что все равно придется ее принять». Я спросила, считают ли учителя, что для такой конфронтации у Отрошенко есть объективные причины, или она, что называется, «пошла на принцип». «Я думаю, для нее это противостояние уже стало делом принципа, – ответила Екатерина Миленькая. – В конце концов, сопротивление она начала ради детей: ей не хотелось разлучать своих выпускников. Ну не получилось перейти в ту школу, куда они просились, – что ж делать! Если все это затевалось ради ребят, у которых она была классным руководителем, то логично было бы вместе с детьми смириться и перейти в ту школу, с которой нас объединили. Однако ребята все пошли туда, а Светлана Сергеевна оставила их на последнем году обучения. Мне кажется, все-таки можно было один год ради них потерпеть». Все было по закону В ухтинском управлении образования вообще не могут понять такого поведения Светланы Отрошенко. Начальник управления Любовь Большакова рассказала, что процедура реорганизации нарушена не была. Работники были предупреждены за два месяца. Избежать закрытия было невозможно: в школе №11 за три последних года контингент учащихся значительно сократился. По нормативной численности она рассчитана на 633 места, а заполнена была на 50% – в 2006-2007 году в школе училось 320 детей. Из этих 320 учащихся 87 оканчивали 9 и 11 классы. Заявлений в 1 класс не поступало. В то же время технический лицей им. Г.Рассохина вынужден был ютиться в помещении, не соответствующем санитарным нормам, и оставлять его там еще на один год было запрещено надзорными органами. Поэтому на место школы №11 решено было перевести техлицей. 15 мая в управлении образования состоялось совещание, на которое были приглашены администрация школы №11 и председатель горкома профсоюзов работников образования. Там была озвучена информация о всех свободных вакансиях в образовательных учреждениях города. А 22 мая на встречу с педколлективом школы были приглашены депутат Совета МО ГО «Ухта» по данному избирательному округу, председатель горкома профсоюзов и специалисты отдела кадров. Учителям разъяснили необходимость реорганизации. В частности, им было сказано, что на 1 сентября в школе остается 200 учеников. Если до начала учебного года не провести работу по объединению, то потом нужно будет в срочном порядке расформировывать школу, переводить детей, искать нагрузку преподавателям. Во время той встречи учителя могли задать все волнующие их вопросы. Светлана Отрошенко тогда спросила, почему бы их школе не объединиться с техлицеем и не остаться на прежнем месте. Но такой вариант, по словам Любови Брюшковой, был невозможен, потому что в школе № 11 есть коррекционные классы, а техлицей – инновационное заведение и не имеет лицензии на работу с детьми из коррекционных классов. 30 мая были уже составлены списки учащихся по школам, куда они желали перейти. Для рассмотрения заявлений были приглашены руководители всех этих школ. Выполнить желание ребят из класса Светланы Отрошенко возможности не было: школа №3 отказывалась принять целый класс, так как пришлось бы из-за перегрузки переводить часть детей во вторую смену. Всего в 16-ю школу перешли 160 учащихся. Остальные были приняты в другие учебные заведения. Все вопросы решались оперативно и с учетом желаний родителей и детей. Ни одного письменного заявления или телефонного звонка с жалобой в управление образования не поступало. Что касается давления на учителей в период выпускных экзаменов, о котором пишет Светлана Отрошенко, то его, по словам Любови Большаковой, не могло быть, потому что выпускники только первый экзамен – сочинение – писали в своей школе, а остальные сдавали в пунктах приема экзаменов в других школах города. Из тридцати учителей, работавших в школе №11, восемнадцать трудоустроены в другие учебные заведения. Пять учителей из оставшихся двенадцати отказались от предложенных вакансий, три преподавателя выходят на пенсию, а четверо учителей приняли предложения, но окончательный ответ хотели дать после отпуска. В своем письме Светлана Отрошенко пишет, что «мощное давление на учителей в период экзаменов сказалось на их здоровье и повлекло за собой выходы на больничный и обострение хронических заболеваний». Однако эти данные не подтвердились. По информации централизованной бухгалтерии, с 9 июня и по 20 июня на больничном находилась только сама Отрошенко. В Министерстве образования и высшей школы РК информацию ухтинского управления образования подтвердили. – Эта школа включена в план оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений, согласованный с руководителем администрации МО, – сказала заместитель министра Наталья Студиград. – Реорганизация осуществляется в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Все отпускные учителям были выплачены вовремя, никаких жалоб по поводу выплат в управление образования Ухты не поступало. Уведомления о решении совета МО были отправлены учителям сразу после сессии. Светлана Отрошенко получила его 30 июня. К сожалению, не все учителя сегодня еще понимают, что оптимизация образовательных учреждений – процесс, в первую очередь направленный на благо детей и повышение качества образования. У нас еще есть школы, где девять предметов преподают неспециалисты. Разве это дело? О каком качестве образования тут можно говорить? Если говорить конкретно об этом случае, то как могут существовать рядом, буквально в 500 метрах друг от друга, две школы, укомплектованные только наполовину? Малокомплектные школы проигрывают сегодня по многим параметрам. Новое оборудование, предусмотренное в рамках нацпроекта «Образование», направляется в первую очередь в инновационные заведения. Маленькие школы не имеют шансов участвовать в конкурсах нацпроекта, они неконкурентоспособны на рынке образовательных услуг. И родители предпочитают отдавать сегодня детей в школы с сильной материально-технической базой. Любая реорганизация – это всегда ломка привычного уклада, поэтому избежать конфликтных ситуаций редко удается. И практика показывает, что особенно болезненно происходят реорганизации школ: уж очень много людей вынуждены терпеть связанные с этим неудобства. Но малокомплектные сельские школы и недоукомплектованные городские тяжелым грузом висят на местных бюджетах, поэтому оптимизация сети образовательных учреждений – процесс неизбежный. И, к сожалению, не всегда удается учесть интересы каждого в отдельности. Галина ГАЕВА. |