Из первых уст |
4 февраля 2010 года |
"Пазлы" муниципальных программ/ Сельчане учатся составлять планы развития своих территорий
В большинстве городов и районов республики, верстая и утверждая в конце прошлого года главные финансовые документы, определяли их как «бюджеты выживания». И в то же время муниципалов часто упрекают в неумении и нежелании грамотно использовать потенциал своей территории. Что мешает управленцам территорий, заглядывая на несколько лет вперед, выстроить стратегию развития муниципалитета? Какая помощь в этом оказывается республиканской властью и наукой? Об этом наш корреспондент побеседовала с заместителем министра экономического развития РК Ольгой Конаковой. – В республике 20 муниципалитетов, и у каждого из них есть собственные бюджеты, а также, по всей вероятности, и собственные планы развития в том или ином виде. Кто именно составляет эти программные документы? Ведь зачастую специалистам администраций сельских районов не хватает ни времени, ни знаний, ни ресурсной базы должного уровня для проведения такой работы. – Перспективы развития нашего региона отражены в Стратегии социального и экономического развития республики, в которой есть территориальный разрез. Стратегических же документов, определяющих направления развития муниципалитетов, долгое время не было. Сотрудники отдела мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований нашего министерства, работая в тесном контакте со специалистами отделов экономики в районах, конечно, понимали, что у людей на местах нет ни соответствующих знаний, ни времени для составления таких серьезных документов, как стратегии или программы комплексного социально-экономического развития МО. Чтобы помочь муниципалитетам, министром было принято решение о проведении в МО оценки их природно-ресурсного и производственного потенциала. Мы обратились к специалистам Коми научного центра, в частности к завсектором региональной экономики Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Тамаре Дмитриевой. Она провела целую серию прикладных исследований, чтобы оценить ситуацию с точки зрения потенциальных возможностей, имеющихся в том или ином районе, реализация которых при определенных условиях позволила бы пополнить муниципальные бюджеты. В качестве партнера мы привлекали Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды РК (ТФИ) под руководством Александра Ермакова. В первую очередь мы сотрудничали с муниципальными районами и делились с ними всей наработанной нами информацией. ТФИ обеспечил всем МО доступ к базе минеральных ресурсов, провел обучение специалистов. Наука предоставила свои предложения по возможным направлениям активизации имеющегося потенциала. С помощью московских и питерских специалистов, работающих в области стратегического планирования, в Ижемском и Усть-Цилемском районах были разработаны концепции и программы социально-экономического развития. В остальных же муниципалитетах по-прежнему ждали, когда мы еще сможем привлечь на помощь науку – не хуже московской, чтобы подготовить программы развития. – Наверняка не во всех муниципалитетах люди вели себя подобным образом… – Лидеры выявились позднее. При СГУ существует Институт дополнительного профессионального образования. Руководителем этого института Ириной Зиминой была разработана методика проведения специальных семинаров-тренингов, на которых специалисты администраций МО и заинтересованные представители районов учились, как надо составлять подобные программы. Эксперимент удался. К завершению такого семинара его участники сами не верили тому, что самостоятельно сумели определиться с главными направлениями развития района, которые могли быть использованы в основе программы. В конце концов, обобщив работу всех специалистов, министерством была разработана такая методика, по которой достаточно было заполнить соответствующие разделы и собрать все данные для сведения их в определенных таблицах. Это была уже своеобразная «болванка» для составления программы. Для начала методику мы решили апробировать на двух районах: Удорском и Сысольском. К нашему удивлению, и Удора, и Сысола свои программы не без нашей помощи, конечно, но сделали. – Обязательны ли муниципальные программы для исполнения? – Программа становится официальным документом только в том случае, если принимается и утверждается на заседании совета депутатов МО. Ну а что касается выполнения программ, то тут свои коррективы внес финансовый кризис, разразившийся в конце позапрошлого года. В каких-то муниципалитетах поменялись руководители, кто-то положил программы на полку то ли по причине нехватки средств, то ли в силу того, что занимался этим лишь ради галочки, например, чтобы отчитаться перед нашим министерством. – Наверное, многое зависело и от личности руководителя муниципалитета? – Тот, кто никаких целей не ставит, тот постоянно бьется над текущими проблемами, поскольку не готов вовремя принять нужное решение. Это очень хорошо понял глава Удорского района Руслан Ульянов. В программе Удорского района были обозначены совершенно конкретные задачи, например, по увеличению занятости населения и дополнительному производству молока. Общими усилиями там добились определенного успеха. Удора – единственная сельская территория, на которой сумели воспользоваться федеральными деньгами и на базе недостроенного здания организуют сейчас бизнес-инкубатор. – Муниципалов зачастую упрекают в том, что, дескать, они порой не видят дополнительных ресурсов, которые у них, можно сказать, под ногами валяются. Это действительно так? – По этому поводу приведу только один пример. В Ижемском районе за счет денег нефтяников в свое время был создан определенный фонд. И средства, поступающие на его счет, выдавали людям в виде займов на развитие малого бизнеса. Причем не глава района решал, давать ли Каневу, Рочеву или Терентьеву деньги на то и на это, а совет при главе поселения, который знал Канева, Рочева и Терентьева в лицо и мог поручиться за них. И люди на тетрадных листочках приносили свои проекты, в которых было расписано, что столько-то денег нужно на покупку семян картофеля, чтобы возделать такой-то земельный участок на такой-то технике, чтобы продать затем картошку, скажем, вот по такой цене, и указан был срок, к которому люди обещали вернуть полученный заем. Деньги были самые разные. Кому-то надо было 15 тысяч рублей, чтобы корову купить, кому-то не хватало на лодку, чтобы заниматься ловлей рыбы. И был, конечно, при этом некий элемент субъективизма, но население знало, что можно обратиться в поселение за помощью, и если очень надо – то выручат. Большие суммы не выделяли, а мелкие кредиты, которые не выгодны ни одному банку, по всем поселениям Ижмы были в ходу. Заявки от поселений рассматривали затем на уровне района, и в первое время по 2 миллиона в год выдавали, а потом и до 10 миллионов в общей сумме доходило. И ведь 95 процентов этих денег возвращалось! При этом в Ижме был невероятный рост активности людей! Сейчас этого, к сожалению, нет. – Существуют ли программы развития поселений? – Мы всегда очень хотели, чтобы были программы развития и на поселенческом уровне. В помощь специалистам поселенческих администраций также разработали специальную методику. Все 211 существующих ныне поселений сразу программы не разработают. Хотя бы потому, что в них должны быть отражены стратегические горизонты на несколько лет вперед. Мы провели обучающий семинар, и тем, кто к нам придет со своими наработками, конечно, будем помогать при составлении программных документов. Другим можно будет сказать, поезжайте, допустим, в Микунь и посмотрите, как там сделано. Но уже сейчас есть и в поселенческих администрациях люди, которые активны, которые хотят работать, и им нужны такие документы. Первый раз мы столкнулись с такой заинтересованностью, когда проводили семинар для муниципалов Ижемского и Усть-Цилемского районов. Активность тогда проявляли не только специалисты районных администраций. Глава поселения Краснобор Альбина Ануфриева, которая в прошлом была директором сельской школы, внимательно слушала, задавала вопросы, что-то конспектировала. В конце концов я спросила, а зачем это ей нужно. И она рассказала, что нефтяники выдвинули условие, что деньги на обустройство артезианской скважины для села дадут только в том случае, если будет составлен соответствующий план развития. А в Красноборе очень плохая вода, железистая, и без новой скважины сельчанам было уже не обойтись. Нефтяники же без стратегических документов отказывались выделять деньги сельскому поселению. В итоге такой документ у главы поселения получился, и скважину в селе она все-таки сделала. – Должны ли эти разноуровневые программы, как пазлы, сойтись в конечном итоге в единую и целостную «картинку»? – На российском уровне разработаны соответствующие документы, на республиканском есть стратегия, и у муниципалитетов соответственно должно быть собственное видение перспектив. Перед нами стояла задача выстроить эту вертикаль. Но мы не настаиваем, чтобы программы развития районов и поселений были оформлены в какой-то определенной жесткой форме. К тому же не все МО делали программы, как стратегический документ, первоначально составляли комплексные планы социально-экономического развития территорий. Вот такие аналоги программ (с утверждением на сессиях совета депутатов МО) сделали два района: Корткеросский и Усть-Куломский. Последний, кстати, должен оформить план своего развития уже как программу в нынешнем году. У кого не получалось сделать программу как комплексный план, те делали концепцию развития района. Троицко-Печорский район, например, посчитал, что план социально-экономического развития района – это обо всем, а денег не хватит ни на что. Поэтому там выбрали одно направление, связанное с развитием туризма, сосредоточили усилия на нем. В этом году должны доработать и принять программы еще в трех районах: Усть-Вымском, Княжпогостском и Койгородском. Но главное, мне хотелось бы отметить, что мы не ставим цели разрабатывать программы ради программ. Они составляются для того, чтобы люди на местах видели перспективы развития своих районов, четко знали, что практическая реализация программ будет улучшать их жизнь. Беседовала Ольга САЖИНА. |