Дым Отечества |
29 сентября 2007 года |
Козлов из деревни Козловка/ Одним из самых предприимчивых и оборотистых купцов в Коми крае до революции был вымичанин Митит Паш
В прошлом выпуске «Дыма Отечества» увидела свет публикация, рассказывающая о двух экспедициях в Коми край, предпринятых до Октябрьской революции вологодским губернатором А.Хвостовым. В книгах спутника Хвостова – Б.Безсонова – есть упоминания и о встречах губернатора с купцом с Выми Павлом Никитичем Козловым, известным среди коми как Митит Паш. Отличавшийся сметкой, смекалкой, изобретательностью, исключительной коммуникабельностью, купец Козлов вписал свое имя во многие страницы дореволюционной истории Коми края. Потом на долгие годы его имя и дела были преданы забвению, хотя на его родине до сих пор можно услышать множество историй о яркой и бурной жизни богатого и оборотистого земляка. Гавань для «Купчика» Митит Паш родился 25 октября 1860 года. Его отец – Никита Лукич – был крестьянином-каменотесом. Рановато, как и все крестьяне, Павел женился на дочери зажиточного крестьянина-торговца Егора Трошева из вымской Шошки. Смышленый и энергичный, вскоре и сам Павел начал торговать. Но с крестьянским хозяйством не порвал даже тогда, когда его имя уже обрело известность по всему Коми краю. Наемные крестьяне пахали, сеяли и убирали урожай, косили и сплавляли сено даже с верховьев Выми, где была избушка – «керка», срубленная в молодости самим Павлом Никитичем. Его жена, Анна Егоровна, трудолюбивая и доброжелательная, сама усердно трудилась в хозяйстве. Толчок к накоплению капитала дали Митит Пашу богатые ижемские купцы – Зиня /ль\ш и Арий. Единственной транспортной артерией на Ижму из Котласа, где скрещивались торговые пути, в те времена были Вычегда и Вымь. Весь грузопоток ижемских купцов: мука, крупа, соль, сахар, устюжская водка в 20-ведерных бочках, промышленные, хозяйственные товары для нужд крестьянского обихода и ненцев-оленеводов – шел через Вымь с ее коварными порогами и водопадами. Далее с верховьев Выми по её притоку – Шом-Вукве – через переволок груз попадал на Ухту, впадающую в Ижму. Доставка грузов требовала огромных усилий и ювелирной сноровки, была сопряжена с немалым риском. Кроме вымичан никто не смог бы справиться с такой работой. Нанимать каждый раз десятки, сотни крестьян с лодками ижемским купцам было накладно. С Митит Пашем заключил подряд на транспортировку грузов с Усть-Выми до Ижмы Зиня /ль\ш. Он нанимал вымичан – в основном из Онежья, сам расплачивался с ними. Обратно с Ижмы перевозил пушнину, оленью шерсть, замшу. А вскоре с появлением у купца своих пароходов ижемцы доверили Козлову и транспортировку всего грузопотока от Устюга и Вологды. Митит Паш быстро пошел в гору. Накопив капитал, купил y устюжских купцов уже не новый, но и недорогой пассажирский пароход «Купчик». Местные умельцы – столяры, маляры, слесари и кузнецы – отремонтировали палубу, каюты, покрасили пароход. А вскоре Митит Паш купил и второй, тоже не новый буксирно-грузовой пароход. Наемные крестьяне для стоянки и зимовки пароходов в 1892 году построили затон – гавань на реке, оградив его длинным и высоким валом из больших камней, уложенных между сваями. Чуть выше, на берегу, были выстроены мастерские с паровой машиной, судоверфь для строительства барж, мелких речных судов и лодок. Одним из первых в Коми крае Митит Паш построил и небольшую электростанцию. Позже, уже при советской власти, ею интересовалась комиссия ГОЭЛРО, специально приезжавшая к Митит Пашу в Козловку. Пароходы – пассажирский «Надежда» и буксирно-грузовой «Вымичанин» – начали регулярно курсировать по Выми, Вычегде, Сухоне, Северной Двине. В дореволюционной прессе они назывались «Вычегодско-Вымским пароходством П.Н.Козлова». Торговал Митит Паш и за пределами Коми края. Деликатес из ершей и жвачка из смолы А на его родине, в деревне Козловке, в огромном на городской манер двухэтажном доме с каменным цоколем, оцинкованной крышей, с ажурной оградой, тополями под окнами располагались магазины: промтоварно-хозяйственный и продовольственный. Широко практиковал купец ростовщичество. Ссужал вымичан – охотников, лесорубов – необходимыми товарами. Последние расплачивались «натурой», обычно пушниной и дичью, по ценам, устанавливаемым самим купцом. Митит Паш и сам не чурался никакой работы. Нередко выполнял на своих пароходах функции лоцмана-капитана. – Случалось, – рассказывали старики и бывшие матросы «Надежды», – вместительные двухпалубные комфортабельные пароходы в Котласе «забирали» всех пассажиров, следующих в Усть-Сысольск. Стоимость билета, соответственно, составляла 50 копеек и 1 рубль. Деньги немалые для крестьян. Митит Паш выходил на палубу своей «Надежды» и в рупор громко оповещал народ на пристани: «У меня билеты по 45 копеек и 90 копеек. Быстрее садитесь на мою «Надежду». Народ гурьбой валил к нему. «Надежда» с трудом поднималась по Вычегде, натужно шлепая плицами. А позади догонял его полупустой двухпалубный пароход-красавец. Б.В.Безсонов, член экспедиции вологодского губернатора А.Н.Хвостова на Ухту, в 1907 году в своем «Путешествии по Вологодской губернии на реку Ухту» с юмором замечает: «Когда по обмелевшей Выми мы поднимались на лодках, то и дело садились на бесчисленные мели и перекаты. А мимо нас как ни в чем не бывало «пролетала», приветствуя нас свистками, «Надежда» Митит Паша». Стоя на капитанском мостике, – вспоминали старики, – Митит Паш командовал, обращаясь к пассажирам на палубе: «На тот бок, на этот бок». Пассажиры, используемые в качестве живого балласта, перебегали с одной стороны палубы на другую. И корпус парохода то одним боком, то другим поднимался, минуя коварные мели, островки и даже коряги. Митит Паш, как говорится, нюхом чувствовал соотношение спроса и предложения на рынке и, как правило, удачно торговал. Вместе с серебристой лисой, куницами, норками, белками, рябчиками и куропатками он вывозил и деликатесных ершей с Синдорского озера, аккуратно замороженных в кубики по три-четыре килограмма, в Устюг и Вологду. Возможно, ему, а не американцам принадлежит честь открытия модной новинки конца XIХ века – жевательной резинки. Это он первый задумал с помощью вымских лесорубов заготавливать затвердевшую смолу лиственницы (по коми — «ниа сир»). Очищал, расплавлял ее в специальных приспособлениях, и душистую янтарно-желтоватую массу разливал в мелкие формочки-квадратики размером с кусочек сахара-рафинада. Вместе с другими товарами их вывозил в Устюг, Вологду, Питер. Там формочки целыми блоками покупали дамочки. Надо отдать должное купцу за то, что он вводил и новшества в быт коми крестьян – привозил с центра швейные машины «Зингер» и даже молочные сепараторы. В одну из зимних поездок в Питер Митит Паш отвез в подарок к царскому столу 500 куропаток и был удостоен аудиенции у самого царя. К ухтинской нефти Бывал он и щедрым. По инициативе и финансовой помощи Павла Козлова в начале XX века были построены новая колокольня и наружная лестница в древнерусском стиле на второй этаж Онежской Рождества Богородицы церкви. Купец ремонтировал мосты и на грунтовой дороге между Онежьем и Шошкой. Когда Министерство торговли и промышленности России 17 ноября 1907 года признало желательным строительство от Усть-Выми до Ухты грунтовой дороги, соединяющей Ухту с Вычегдой в обход Синдорского озера, Митит Паш загорелся. Задумал сам проложить трассу на Ухту. Поехал в Вологду, где с согласия губернатора и земства удалось ему получить подряд на прокладку трассы Половники – Ухта протяженностью 106 верст, шириной трассы 30-35 сажен. Получил кредит для прокладки трассы. С лета 1908 года началось оживление в краю непуганой тайги. В Усть-Вымь, Половники, Весляну на Выми, Ухту все прибывали и прибывали крестьяне, мастеровые, предприниматели, «столбопромышленники» и просто проходимцы в надежде разжиться на крупном и многообещающем деле. Хотя многоопытный и деловой Митит Паш частенько заглядывал в своей библиотечке в «Энциклопедию», но, не будучи ни инженером, ни экономистом, на сей раз просчитался: недооценил ландшафт на пролагаемой трассе, бесконечные топкие болота, требующие огромных трудовых и финансовых затрат. На второй половине трассы, Половники – Синдор, по вине недобросовестного подрядчика дела пошли худо. Было приостановлено и освоение Ухты: все ограничилось столбованием нефтеносных территорий. Для купца это обернулось банкротством. Митит Паш пускается в бега. Вначале живет в Германии, затем перебирается в Италию, оттуда – во Францию и Англию. Опоздавший на «Титаник» Шел 1912-й год. В апреле из Саутгемптона на другой континент отправлялся в свой первый рейс знаменитый «Титаник». «А, была не была, прокачусь-ка и я с шиком» – примерно так, видимо, рассуждал купец. Не повезло. Как ни старался – не достал билета. Уж больно много оказалось желающих, места на лайнере были забронированы заранее. Видимо, такая «неудача» была предначертана ему судьбой. Переплыл Козлов океан на другом пароходе. Зато жив остался. В Америке коми купец пригляделся, затем в Нью-Йорке устроился работать на стройку. Неплохо зарабатывал. Еще во Франции узнал, что в России произошла революция, скинули царя, к власти пришли новые силы. Летом 1917 года купец был в родной Козловке. После октябрьского переворота Митит Пашу удалось сохранить движимую и недвижимую собственность, за исключением, видимо, пароходов. А в сентябре 1918 года члены комбеда арестовали Митит Паша, отвезли в уездный центр Яренск. Но вскоре отпустили, и он вернулся в Козловку. Уже после этого, при НЭПе, Митит Паш работал в Печорском пароходстве, пока в 1928 году не уехал к сыновьям, которые проживали в Ленинграде и Ярославле. Однако в 1929 году вернулся домой. Приговор отменяется По прибытии в Усть-Вымь Митит Паша, почти слепого, больного старика, власти арестовали вторично, поместили в холодный подвал колокольни. Сердобольные онежские крестьяне, частенько бывавшие в райцентре, пользуясь добротой охранника-земляка, через зарешеченное окошко подкармливали его. Через какое-то время арестанту зачитали приговор – расстрел. Ничего другого и не ожидал Митит Паш от новой власти. Выслушал приговор спокойно, не дрогнув. Но сомкнуть глаза за ночь старик не смог. Рано утром он услышал голоса людей, выбирающих место погребения для него прямо у стены колокольни. Со скрежетом открылись двери подвала. «Приговор о расстреле отменяется», – выкрикнул кто-то. Старику показалось, что он ослышался. И никак не среагировал. Ему повторили. Выпустили старика из подвала. На другой день знакомые помогли сесть на пароход, он отправился в Сыктывкар к своим дочерям. Умер Митит Паш в 1936 году в Сыктывкаре, оставив о себе у вымичан незабываемую память. Из рода Митит Паша вышли многие трудолюбивые и талантливые люди: врачи, учителя, инженеры, ученые, художники – Козловы, Поляковы, Трошевы, Борисовы, Лапины, Лятиевы... Внучка купца Галина Викторовна Полякова удостоилась медали Н.К.Крупской, званий заслуженной учительницы РСФСР и почетного гражданина города Перми. Внук Валентин Викторович Поляков стал художником, одним из основоположников школы мастеров кисти Коми республики. Сын Павла Никитича – Степан Павлович Козлов – в годы Великой Отечественной войны служил начальником финансовой части крупного соединения в армии генерала Толбухина. Александр ЩАНОВ, ветеран Великой Отечественной войны и труда. |