Человек и Закон |
22 июля 2009 года |
Лихачи, беспечные пешеходы и водители-недоучки/ В республике растет аварийность на дорогах
В начале нынешнего года Коми оказалась среди семи регионов России, самых неблагополучных по дисциплине на дорогах. Растет не только количество дорожно-транспортных происшествий, но и тяжесть их последствий. Число погибших в результате ДТП выросло на 20 процентов, раненных – на 28,4 процента. Такая информация прозвучала на заседании республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которое провел заместитель Главы РК Николай Пиюков 15 июля. Участники заседания подробно анализировали причины сложившейся ситуации. С одной стороны, не секрет, что в последние годы резко возросло количество автомобилей в личном пользовании у населения, а дороги в городах и районах республики, транспортная инфраструктура остаются на том же уровне, что и несколько десятилетий назад. Между тем пропуск-ная способность автодорог, прочность дорожного полотна рассчитывались на совсем другие нагрузки. Этот огромный дисбаланс, безусловно, ощутимо влияет на общую картину. Но не так все просто… Статистика нынешнего года, как отмечалось на совещании, дает дополнительные основания для тревоги. Согласно информации ГИБДД, в республике более чем на 80 процентов увеличилось количество ДТП, совершенных водителями, находившимися в состоянии опьянения. Удручающий симптом. Буквально накануне заседания комиссии на дорогах республики случилось сразу два, как принято говорить, «резонансных» ДТП – с большим количеством пострадавших. В Вуктыльском районе 11 июля ранним утром на автодороге Вуктыл – Ухта произошло лобовое столкновение автомобиля ГАЗ-31029 с иномаркой, в котором тяжело пострадали сразу пять человек. Все пострадавшие, по данным ГИБДД, находились в состоянии алкогольного опьянения. Вот уж где, казалось бы, разгуляться справедливому негодованию пешеходов: «Разъездились тут…» Однако и сами пешие граждане, мягко говоря, не без греха. Статистика свидетельствует о том, что количество пешеходов-нарушителей, попавших в поле зрения ДПС, увеличилось в полтора раза. Как отметил на заседании комиссии ее председатель Николай Пиюков, это самый высокий рост по стране. – Для изменения ситуации необходимо переломить общественное мнение, донести до сознания людей, что самое дорогое – человеческая жизнь, – полагает Н.Пиюков. «Водители сознательно нарушают правила дорожного движения, подрезают друг друга, проезжают на красный свет светофора, превышают скорость, не пропускают пешеходов», – перечислял в докладе на комиссии наиболее частые прегрешения автолюбителей начальник Управления ГИБДД МВД по Коми Олег Блохин. Среди пешеходов, как всегда, бытует привычка переходить дорогу там, где им угодно. Проблемой становится и низкий уровень подготовки водителей. Как отметил Олег Блохин, именно это напрямую влияет на ситуацию с дисциплиной на дороге. Каждое седьмое дорожно-транспортное происшествие на наших дорогах происходит по вине водителей-новичков. По информации ГИБДД, только в Сыктывкаре за шесть месяцев нынешнего года произошло 183 ДТП с участием водителей, чей стаж вождения не превышает трех лет. В 23 случаях в авариях, повлекших человеческие жертвы, виновниками были водители-новички. Автошколы не имеют соответствующей базы, готовят водителей по никем не утвержденной программе. «Ориентируются прежде всего на подготовку к сдаче экзамена, а не на обучение навыкам вождения», – считает О.Блохин. В качестве примера он привел данные по эжвинскому ПУ-15, где лишь 28 процентов учащихся могут с первого раза сдать экзамен на вождение. По мнению начальника Управления ГИБДД МВД по РК, давно пора мониторить учебные заведения, занимающиеся подготовкой водителей. Руководитель комиссии Николай Пиюков его поддержал и предложил выяснить по статистике дорожно-транспортных происшествий, выпускники каких конкретно автошкол чаще становятся нарушителями. Напомним, что подготовкой водителей в республике занимаются 79 учебных заведений, и это явно многовато, если судить по их материальной базе и по качеству работы. Как всегда руководитель Управления ГИБДД МВД по РК не обошел молчанием и слабую материальную базу собственного ведомства. Сотрудникам ГИБДД не хватает приборов контроля скорости и видеофиксации нарушений ПДД, алкотестеров, другой техники. Досаду Олега Блохина можно понять, ведь республиканская программа «Правопорядок», которая и так-то не слишком щедра на финансирование вопросов дорожной безопасности, урезается по причинам общего сокращения бюджета. Что уж тут говорить о средствах на замену устаревших и установку новых дорожных знаков. Нагрузка на городские дороги – еще одна тема, на которой подробно остановился главный гаишник Коми. Его доклад в этой части сопровождался большим иллюстративным фотоматериалом. Несанкционированные парковки возникают тут и там, свидетельствуют данные ГИБДД. «Если эту проблему не начать решать сейчас, то уже в самом ближайшем будущем дорожные пробки в городах станут серьезной проблемой», – полагает Олег Блохин. Говоря о проблемах с техническим состоянием пассажирского автотранспорта, О.Блохин в качестве примера привел совсем уж свежее ДТП, случившееся накануне с участием пассажирского автобуса в Воркуте. ПАЗ-32050, принадлежащий компании «Воркутауголь», двигался по направлению к КПП возле центральной обогатительной фабрики в поселке Заполярный. У автобуса отказала тормозная система, и он съехал в кювет. В салоне на момент ДТП находилось пять человек. К счастью, никто серьезно не пострадал. В республике за шесть месяцев этого года зарегистрировано 27 ДТП, связанных с пассажирским транспортом. Выявлено свыше трех тысяч нарушений, допущенных водителями автобусов, 16 из них задержаны за рулем в нетрезвом состоянии. За последние пять лет ситуация ухудшается. «Материальная заинтересованность собственников пассажирского автотранспорта заставляет водителей пренебрегать правилами и сознательно нарушать требования режима отдыха. Игнорируются дорейсовые и послерейсовые проверки автотранспорта», – отметил Олег Блохин. Из двух тысяч автобусов, проверенных в рамках республиканской операции «Автобус» с 27 апреля по 10 мая, свыше 300 признаны технически неисправными. Николай Пиюков обратил внимание участников заседания еще на один аспект проблемы с безопасностью на дорогах. Он напомнил, что 8 июля в Сыктывкаре на пешеходном переходе был сбит ребенок, который получил травму тазобедренного сустава. «Установлено, что виновник ДТП – водитель 1976 года рождения, который 33 раза привлекался к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Почему он до сих пор был за рулем?» – возмутился Н.Пиюков. По словам Олега Блохина, сегодня нет законодательной нормы, которая бы позволяла ГИБДД в отношении наиболее злостных нарушителей добиваться применения такой меры, как лишение прав на максимально длительный срок. «На таких водителей мы фактически не можем воздействовать. Возможно, депутатам Госсовета РК следовало бы выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень, мы готовы подготовить обоснование», – предложил он, пользуясь тем, что на заседании присутствовали вице-спикер Евгений Шумейко и председатель Комитета Госсовета РК по законодательству Валерий Жилин, другие депутаты. Доступность водительских прав вообще становится притчей во языцех. По информации, полученной Николаем Пиюковым из прокуратуры, в Усинске свыше 40 человек, стоящих на учете у нарколога, имеют водительские права, причем восемь из них получили официальный доступ к управлению автомобилем в период постановки их на соответствующий учет. А недавно в Сыктывкаре с водителем ПАЗа случился приступ эпилепсии, и его транспортное средство въехало в дом, напомнил председатель комиссии. Владимир РАЗУВАЕВ. |