Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
27 июня 2009 года

Последняя воля Вацлава Закшевского


Р.Селькова и А.Меньшенина читают письма В.Закшевского из Варшавы. Пос. Первомайский. Фото 2008 года.

Приложение «Дым Отечества» на протяжении многих лет является информационным спонсором туристско-краеведческого движения «Отечество». На наших страницах нередко можно прочитать исследования его участников – юных краеведов из городов и районов республики. 15 мая в Москве завершился XVII Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ школьников, в котором активное участие приняли и наши ребята. Трое из них заняли призовые места, многие стали дипломантами этого престижного состязания на знание истории родного края. Несколько лет подряд очень успешно в движении «Отечество» участвуют воспитанники учителя истории Тамары Александровны Попковой из поселка Первомайский Сысольского района. Работа ее ученицы Риммы Сельковой, с которой читатели познакомятся на этой странице, получила высокую оценку и московского жюри в финале прошедшего всероссийского конкурса.

В ИСТОРИИ нашей страны           немало событий, за которые бывает больно и стыдно. С Коми краем напрямую связаны политические репрессии против поляков, евреев, украинцев, белорусов, проживавших на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, присоединенных к СССР в сентябре 1939 года в результате «освободительного похода» Красной Армии. В сентябре 1939 – мае 1941 года здесь арестовали 108 тысяч человек, кроме того, более 200 тысяч офицеров и солдат польской армии были интернированы.

Депортация проходила в три этапа. Первая осуществлялась зимой 1940 года, когда в Коми АССР было выслано более восьми тысяч поляков. Их расселили в спецпоселках Прилузского, Сыктывдинского, Корткеросского, Сысольского, Койгородского районов. Вторая депортация поляков нашей республики не коснулась – все репрессированные были вывезены в Казахстан. Третий этап проходил летом 1940 года, и вновь спецпоселки Коми пополнились «дешевой рабочей силой». Четвертая волна этого «переселения народов» совпала с началом войны: в нашу республику тогда привезли в основном женщин с детьми и стариков. Всего в 1941 году в Коми насчитывалось около 21 тысячи польских граждан.

Лесозаготовительные организации республики оказались не готовы к использованию труда такого количества «рабсилы». Не хватало одежды, обуви, продуктов питания. В сезонных бараках, куда распределили спецпереселенцев, условия жизни были крайне тяжелыми. Не имея опыта работы в лесу, большинство депортированных не могли и выполнять нормы. Поляки пытались протестовать – отказывались выходить на работу, писали жалобы. Некоторые убегали, другие – кончали жизнь самоубийством.

Несколько тысяч репрессированных поляков в течение четырех лет проживали на территории Сысольского района. Многие из них оставили свой след в его истории и памяти местных жителей. Полную лишений и невзгод жизнь на севере, помощь здешних сельчан не забыли и поляки.

ЛЕТОМ 1939 года Вацлав Закшевский приехал на каникулы из Варшавы к пожилому отцу-фельдшеру в городок Заремба под Белостоком. Здесь и застала его Вторая мировая война. Варшаву оккупировали немцы. А советские войска начали спешно наводить порядок в Западной Белоруссии. Закшевские поначалу были уверены, что «очистка территории» их не коснется. Но дошел черед и до адвокатов, аптекарей, медиков. Бронислава Закшевского забрали, когда его сына не было дома, он работал на телефонном узле. Узнав о случившемся, Вацлав пошел в управление НКВД и напросился, чтобы в один эшелон с отцом взяли и его. Допустить, чтобы 79-летний отец отправился в неизвестность один, сын никак не мог. Так он очутился в ссылке.

Из двух районов Белостокской области до станции Котлас привезли 1205 поляков. Затем на баржах их доставили в Сыктывкар. Отбор рабочих рук из числа спецпереселенцев производили на главной площади города. Председатели близлежащих к столице Коми колхозов отца и сына Закшевских своим вниманием не удосужили. Один молод, другой – слишком стар, на производстве от них проку мало. Таких же, как они, оставшихся без работы и крыши над головой, погрузили в машину и повезли куда-то. Оказалось – в деревню Пустошь Сысольского района.

Отсюда Закшевских и еще три польские семьи определили в Вотчу. Здесь 18 человек поселились в заброшенном деревенском доме. Чтобы не умереть с голоду, Вацлав отправился на заработки в деревню Вад, где строился смолокуренный завод. А по ночам навещал отца, почти ежедневно преодолевая пешком 14 километров. Силы Бронислава Закшевского, получавшего по карточке иждивенца 200-300 граммов хлеба, таяли. Через три месяца после приезда в Вотчу он скончался.

Растерянности, горю молодого человека не было предела. Уже в ноябре ударили сильные морозы. Копать могилу для отца Вацлаву помогал напарник, тоже поляк. Яму в промерзшей земле вырубили колунами. Бондарь, делавший бочки для смолы в артели «Лесохимик», дал несколько еще не согнутых досок для гроба. Набросав земли и насыпав холмик на могиле отца, Вацлав обвел взглядом окружавшую местность. Словно старался запомнить все, что окружало последний приют отца.

Еще год он проработал на дегтярном заводе. Как-то узнал, что в соседнем поселке Исанево можно заработать побольше. Ночью пошел узнавать, что там и как. Вернулся утром, немного опоздав на работу. За это поставили прогул, а самовольную отлучку приравняли к дезертирству. И отправили в исправительный лагерь.

В лагере под Архангельском Вацлав пробыл полгода. Затем вернулся в Вотчу. Когда и сюда дошли слухи о формировании на территории СССР Войска Польского, с товарищем пошел в райвоенкомат в Визингу. Но Закшевский получил отказ. Тогда он написал письмо писательнице Ванде Василевской, основавшей в Советском Союзе «Союз польских патриотов». Эта ли, какая-либо другая причина повлияли, но вскоре В.Закшевский был зачислен в польскую дивизию им. Т.Костюшко.

Фронтовая биография вчерашнего ссыльного Вацлава Закшевского включает военную подготовку на Оке, ожесточенные бои в Могилевской области, где погибли многие его земляки, призывавшиеся Сысольским райвоенкоматом, а затем переброску под Смоленск на отдых. Отсюда он получил направление в Чкаловское авиационное училище, так как еще в Варшаве закончил курсы авиаторов и получил диплом летчика-планериста. Осенью 1945 года он вернулся в Польшу в чине младшего лейтенанта.

АНТОНИНА Васильевна Меньшенина, жительница Межадора, – беспокойная душа, неравнодушный к прошлому родного края человек. В конце 80-х годов в библиотеке Политпроса в Сыктывкаре ее внимание привлек новый в то время журнал «Эхо планеты». А на его страницах в глаза сразу же бросилось название одной из публикаций – «От Буга до Сысолы». Прочитанное задело женщину за живое. Ведь события, о которых рассказывалось в ней, происходили в Вотче, совсем недалеко от Межадора. Вернувшись домой, Антонина Васильевна совместно с директором Межадорской школы Валентиной Николаевной Бубновой написали письмо главному герою журнального материала. Им был Вацлав Закшевский. Так спустя 45 лет поляк смог наладить связь с местами, где ему выпало провести несколько трудных, скорбных лет и где навечно остался его отец.

Завязалась переписка. Из Варшавы В.Закшевский сообщал, что ему под 70, у него «наступила счастливая старость». Трое детей уже взрослые, подрастают внуки. В письмах поляка чувствовалось, что труднее всего ему дается возвращение к пережитому в ссылке. Упомянул, что ежегодно 7 ноября он вспоминает отца и жалеет о том, что не может выполнить сыновний долг – навестить его могилу. Поэтому и решается на просьбу – просит «добрых людей» выслать, если смогут, землю с того места, где был захоронен Бронислав Закшевский. Уточнял и месторасположение могилы: «В 20 метрах в правой стороне от разрушенной церкви под углом 20о».

Еще в своих письмах пожилой человек спрашивал о Дуне Пыстиной, которая была бригадиром в артели «Леспром». Возможно, что она – первая любовь Вацлава Закшевского. Ведь в бытность здесь ему было всего 22 года. Вспоминал и другую девушку – Лену, которая работала в Визинге, в рабочкоме. «Это самые хорошие, добродушные люди. Они, как могли, нас, поляков, хранили и помогали. Передайте им привет. Если нет их в живых, то детям передайте, что в далекой Польше живут люди, а особенно один человек, который их сердечно вспоминает».

Две женщины решили выполнить просьбу далекого адресата. Поехали в Вотчу. Валентина Николаевна Бубнова, учитель географии, по азимуту определила место захоронения Бронислава Закшевского, взяли оттуда горсть земли. Но на Межадорской почте их ждала закавыка: посылку с землей, да еще за границу, у женщин не приняли. Отказ ждал их и в райцентре, на Визингском почтамте это мотивировали тем, что необходимо измерить радиационный фон содержимого посылки. Поехали в Сыктывкар. Здесь, на главпочтамте, после оформления таможенной декларации, горсточка сысольской земли наконец отправилась в Польшу. Как же был благодарен им за этот дар Вацлав Закшевский!

В ПОСЛЕДНЕМ письме из Польши он посетовал на плохое самочувствие, «старческие слабости». В связи с этим вновь возвратился мысленно в Коми край: «Одежда у нас была плохая. Не знали и о таких суровых условиях, да и не разрешали брать с собой много вещей. Терпели холод и голод».

А потом переписка прервалась. И лишь в январе нынешнего года из Варшавы пришла в Сысольский район долгожданная и печальная весточка. На наше письмо по месту проживания В.Закшевского ответила его дочь Гражина Карвацка. Она и сообщила, что отец умер 26 августа 2002 года. Ему шел 82-й год. «Ваше письмо вызвало в моем сердце огромное волнение, – написала дочь Закшевского. – В далекой Коми есть люди, которые помнят и знают так много подробностей, касающихся жизни отца...» Женщина рассказала, как отец распорядился с землицей, присланной с символической могилы деда из России. Одну ее часть захоронил в Зарембе, в родном городе Вацлава, где покоятся его предки. А другую часть бережно хранил и просил близких поместить ее после смерти в его могилу. Воля была выполнена.

Еще Гражина сообщила, что на карте нашла реку Сысолу, правда, ей так и не удалось на ней обнаружить село Вотча. «Ваша страна такая огромная, – подытожила она. И еще раз поблагодарила далеких и дорогих людей: – Большое спасибо за память».

Римма СЕЛЬКОВА,

ученица 11 класса Первомайской средней школы.

Научный руководитель: Тамара Александровна Попкова, учитель истории.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №117 (4031) - 27 июня 2009 года

Одиссей жестокого века

Пять цветов родины / Любовь родителей для братьев и сестры Злобиных растапливала северную стужу

Главный статистик страны / В Верховном Совете СССР в течение трех созывов нашу республику представлял Владимир Старовский

Юбилейная выставка Владислава Мамченко

Пятый канал показал телефильм о Револьте Пименове

Наша землячка победила в конкурсе памяти Галины Старовойтовой

В районе Ругозера и в урочище Кошельки

Ивану Куратову посвящается

Знаменательные даты

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 117 (4031)
27 июня 2009 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»