Из первых уст |
24 июня 2009 года |
Светлана Лобанова: "Наш принцип - "не навреди"
Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, одна из наиболее значимых – получение образования. Сегодня очень много говорится о возможностях совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Тема эта широко обсуждается родителями, педагогами и общественными организациями. О том, какие препятствия встают на пути к решению этой проблемы и что сегодня делается для их устранения, наш разговор с председателем Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, начальником отдела Министерства образования РК Светланой Лобановой. – Светлана Васильевна, при каких условиях ребенок с ограниченными возможностями здоровья не может посещать детский сад? – Есть типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и типовое положение о садах компенсирующего вида разной направленности. Там четко прописаны все показания и противопоказания в зависимости от состояния здоровья ребенка. Это основные нормативные правовые документы, которыми руководствуются специалисты психолого-медико-педагогических комиссий при обследовании ребенка дошкольного возраста. Допустим, для посещения детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существуют четкие показания о необходимых навыках самообслуживания, которые должны быть сформированы у ребенка. А противопоказания – умственная отсталость в стадии имбецильности и детский церебральный паралич четвертой степени, когда ребенок себя не обслуживает. И так по каждому виду отклонения в здоровье ребенка рекомендуется именно то дошкольное образовательное учреждение, которое поможет ребенку реализовать свои способности и возможности. – Но родители обычно уверены, что в среде себе подобных ребенок-инвалид не может получить такое развитие, как в среде нормальных здоровых детей… – Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специализированной помощи. Воспитатель детского сада, имеющий педагогическое и не имеющий дефектологического образования, не сможет с ними работать эффективно, потому что эти дети нуждаются в психофизиологической коррекции. Для того и существуют сады компенсирующего вида. Хотя, конечно, их недостаточно. Отрадно то, что в последнее время управления образования пошли на открытие групп дневного краткосрочного пребывания для таких категорий детей. В этих группах ребенку оказывается психологическая и логопедическая помощь. В Сыктывкаре такая группа есть в саду № 61, где оказывается помощь детям с нарушениями речевого развития. – Сколько у нас сегодня таких групп кратковременного пребывания? – К сожалению, немного. Они не удовлетворяют в полной мере потребностей родителей, но управление образования города Сыктывкара начинает изыскивать новые возможности работы с такими детьми. Проблема состоит еще и в том, что нужны специалисты-дефектологи. А у нас в республике не так много дефектологов, которые могли бы организовать работу с детьми, имеющими отклонения в развитии. – Чем обусловлен такой дефицит дефектологов в республике? – Специалистов по коррекционной педагогике готовят в Московском педагогическом институте и Государственном педагогическом университете имени Герцена в Санкт-Петербурге. И как это часто бывает, после окончания таких престижных вузов наши ребята крайне редко желают возвращаться в родной город или район. – А подготовку своих кадров наладить никак нельзя? – Республиканский институт развития образования и подготовки кадров и КГПИ готовят специалистов по коррекционной педагогике: олигофренопедагогов, логопедов, педагогов-психологов. Но если образовательное учреждение направляет на учебу своего специалиста для получения второго высшего профессионального образования, оно же и оплачивает его учебу. Соответственно подготовленный специалист возвращается на свое рабочее место. К тому же это ведь не большие группы, в масштабах республики – капля в море. – В каких случаях родители обращаются в Республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию? И какие специалисты участвуют в разработке рекомендаций для обучения ребенка? – В состав Республиканской ПМПК входят врач-психиатр, детский ортопед, офтальмолог, сурдолог, педагог-психолог, олигофренопедагог, логопеды, дефектолог. Аналогичные комиссии работают во всех муниципалитетах, поэтому к нам, в республиканскую, обращаются обычно в сложных случаях: когда специалисты на местах не смогли определить образовательный маршрут ребенка, когда родители не согласны с решением муниципальной комиссии. За прошлый год республиканская комиссия осмотрела 137 детей, и каждому из них были даны индивидуальные рекомендации по получению образования. – В республике существует проблема с обучением слепых и слабовидящих детей. Пока специалисты ПМПК могут порекомендовать им учебу только в Грязовце и Йошкар-Оле. Но в Сыктывкаре есть случай, когда слепая девочка довольно успешно закончила общеобразовательную школу. Можно ли из этого сделать вывод, что слабовидящим детям можно рекомендовать обучение по общеобразовательным программам? – Девочка, о которой вы говорите, редкое исключение. Отняв зрение, природа дала ей другое – способности и талант. Она все воспринимала на вербальном уровне. Благодаря этому обычные учителя, не обладающие специальным дефектологическим образованием, сумели дать ей знания, предусмотренные курсом общеобразовательной школы. В принципе это не единичный случай, когда ребенок с ограниченными возможностями обладает незаурядными способностями. В нашей практике таких примеров достаточно. Тем, кто обращается к нам за помощью, мы никогда не отказываем и стараемся помочь исходя из имеющихся возможностей и способностей ребенка. Буквально недавно мама слепой девочки из Воркуты обратилась к нам с просьбой об устройстве дочери в специализированное учреждение за пределами Республики Коми. Девочка оказалась очень музыкальной, активной, общительной, умной. Ребенок прошел комплексное освидетельствование на нашей комиссии, и родителям были даны рекомендации о воспитательном и образовательном маршруте. Мама готова выехать на постоянное место жительства за пределы республики для того, чтобы дать возможность дочери получить образование. – Какие сегодня есть возможности получения образования для детей, которые по медицинским показаниям не могут обучаться в общеобразовательной школе? – В рамках национального проекта «Образование» на российском уровне активно разрабатывается проект программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями. Наша республика тоже включается в реализацию этого инновационного проекта, и с будущего года мы планируем включить в эксперимент с дистанционным обучением группу детей. Сегодня идет работа с республиканским банком данных по детям-инвалидам, находящимся на индивидуальном обучении. Мы уже подобрали из банка данных 42 школьника, которые подходят под требования программы. Это ребята, которые уже имеют навыки общения с компьютером, чьи родители заинтересованы в том, чтобы их дети участвовали в проекте. Мы возлагаем большие надежды на получение высоких результатов в обучении детей в рамках реализации проекта по дистанционному образованию. В перспективе подключим к дистанционному обучению и слепых детей. Конечно, это очень дорогостоящий проект, один комплект специального компьютерного оборудования стоит порядка пятисот тысяч рублей. К тому же для слабовидящих детей нужно оборудование со специальной клавиатурой и говорящими программами. Поэтому потребуется время. Есть еще одно направление, которое мы сейчас разрабатываем. В республиканском обществе слепых есть своя лицензированная программа по дистанционному обучению с использованием методики Брайля, но, к сожалению, они самостоятельно не могут решить проблему кадрового обеспечения этого проекта: нет ставки специалиста. Мы помогли решить этот вопрос, и скоро появится дополнительная возможность для обучения слабовидящих детей. Специалист будет работать на базе государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Коми республиканский эколого-биологический центр». На базе этого же центра в качестве эксперимента планируется с сентября открыть «Школу общения» и «Школу будущего первоклассника» для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и для детей с ранним детским аутизмом. В рамках эксперимента по специально разработанной программе дети будут приобретать коммуникативные способности через общение с животными и готовиться к поступлению в школу. – И все-таки возможно ли в перспективе создание таких условий, когда дети с ограниченными возможностями будут учиться рядом со своими здоровыми сверстниками? – Что касается возможности внедрения инклюзивного образования в республике, то мы обеими руками «за». Но надо признать, что любая инновация такого масштаба – это всегда процесс длительный, требующий больших материальных вложений и кадрового ресурса. Ведь инклюзия очень затратна и предполагает создание особых условий для включения ребенка в образовательный процесс. Допустим, для того чтобы дети-колясочники могли посещать школу, нужно полностью ее переоборудовать: сделать везде пандусы, расширить дверные проемы, оборудовать санитарные комнаты, классные помещения. Положительный опыт по внедрению инклюзивного образования есть в ухтинской школе № 16, где было сделано все для того, чтобы там могли учиться дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудование одной этой школы муниципальному бюджету обошлось в 700 тысяч рублей. К тому же инклюзия – дело очень тонкое, здесь надо идти навстречу ребенку, но никак не навредить ему. А в целом мы не отвергаем никакие формы интеграции и всем управлениям образования дали рекомендации о том, как лучше включать детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. – А если родители все же категорически отказываются отправлять ребенка за пределы республики? Что тогда? – Обращение родителей на освидетельствование ребенка в медико-педагогическую комиссию – дело добровольное, и заключение специалистов комиссии носит рекомендательный характер. Специалисты ПМПК в первую очередь руководствуются принципом «не навреди» и предлагают всегда самый щадящий образовательный маршрут для ребенка. Но родители могут с этим не согласиться. Это их право – решать, где лучше учиться их ребенку. Если родители не согласны отправлять его на учебу за пределы республики, они могут обратиться с заявлением в любое образовательное учреждение, и ребенок будет туда зачислен. Педагоги будут в силу своих профессиональных возможностей его учить. Но только будет ли тот результат, который устроит родителей?.. Беседовала Галина ГАЕВА. |