Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
5 июня 2009 года

Ирина Коюшева: "О своих способностях можно не знать до седых волос"

В последние годы в связи с происшедшими в экономике изменениями усилился дисбаланс между системой профессионального образования и потребностями рынка труда. Подавляющее количество выпускников школ предпочитают получать высшее образование, в то время как экономика республики ощущает острую нехватку рабочих кадров. В этом году, по данным Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, более 70% выпускников предпочли продолжить образование в вузе. В подобной ситуации профессиональная ориентация молодежи является важной составляющей в выстраивании политики занятости в регионе. Об этом наш разговор с руководителем Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи Ириной Коюшевой.

– Ирина Борисовна, ваш центр реализует специальную программу для выпускников школ. Хотелось бы подробнее узнать о ее цели и содержании.

– Республиканская комплексная программа «Контингент-прогноз» проводится по заказу Министерства образования республики. Она имеет две цели: формирование системы профориентации и работа по сбалансированию тех тенденций, которые есть сегодня в экономике, с планами выпускников. Программа проводится ежегодно с сентября текущего по октябрь следующего года. В ней предусмотрены исследования профессиональных планов и намерений выпускников наряду с исследованием рынка труда. На практике это выглядит так: в начале учебного года ученики 9 и 11 классов в специальных анкетах пишут нам о своих профессиональных планах. В анкете обязательно указывается основной вариант профессии и запасной – на случай неудачи при поступлении.

Вся эта информация поступает к нам, создается информационная база по всем выпускникам и их профессиональным планам, с которой работают наши специалисты-консультанты, руководители учебных заведений профессионального образования. Благодаря этой базе руководители учебных заведений уже заранее могут видеть перспективу и планировать набор студентов. Кроме того, эта информация позволяет видеть, сколько примерно придет детей из социально незащищенных групп, она позволяет вести дальнейшую работу с теми, кто не определился с выбором профессии и кто вообще не знает, какие профессии существуют. Формы этой работы разные. Это ярмарки профессий для неопределившихся, специализированные ярмарки для тех, кто хочет получить военную или медицинскую профессию, а также ярмарки учебных заведений профессионального образования. Обычно во время таких встреч проводится групповая и индивидуальная работа с детьми. К примеру, классный руководитель говорит, что большая часть его детей выбирает учебу в вузах. Мы проводим сначала групповые консультации, затем экспресс-консультации, организуем экскурсии по учебным заведениям. В общем, программа очень хорошо работает, позволяет привести всю профориентационную работу в систему.

– И все же каждый год процент выпускников, выбирающих учебу в вузе, не уменьшается. В рабочие идут очень немногие.

– Здесь мы можем действовать только опосредованно. Наши специалисты выступают на радио, телевидении, говорят об этой проблеме на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях с детьми. Это печально, но население у нас ориентировано на получение высшего образования. Многие родители считают, что вузовский диплом гарантирует их чаду некую защищенность и успешность в жизни. Переломить эту тенденцию не так просто. Безусловно, в наши задачи не входит кого-то отговаривать от намеченных планов. Но индивидуальные консультации, психологическое тестирование позволяют выявить реальные возможности ученика, и нередко получается, что его планы совершенно не совпадают с его возможностями. Но опять повторюсь: согласиться или не согласиться с результатами тестирования – личное дело каждого. Выпускник может вопреки рекомендациям поступить туда, куда желает.

– А совпадают ли цифры, отражающие планы выпускников относительно поступления в вуз, с реальными результатами поступления?

– В целом – да. Практически все, кто хочет, в вузы поступают. Сегодня ведь это не так трудно сделать: для тех, кто не смог поступить на бюджетное место, всегда существует альтернатива в виде контрактного обучения. К тому же сейчас в республике, помимо государственных, существует масса коммерческих вузов и филиалов. В общем, любыми путями родители пытаются дать своим детям высшее образование. Думаю, эта ситуация в ближайшие годы кардинально изменится. Во-первых, потому что в нынешних условиях многие филиалы вузов не смогут выжить и будут закрыты. Но самое главное – у многих на пути к высшему образованию встанет введенный с этого года повсеместно ЕГЭ, который жестко определяет аттестационный порог, доступный только хорошо подготовленным ученикам. А пока даже после получения результатов тестирования, которые не рекомендуют учебу в вузе, почти никто не отказывается от своей мечты. И только после провала на вступительных экзаменах многие идут к нам с просьбой: «Срочно помогите что-нибудь выбрать». Это, как правило, ребята с завышенной самооценкой, которые не планировали никакого запасного варианта на случай провала.

– И как вы им помогаете в таких случаях?

– У нас есть специальные компьютерные программы «Авральный выбор профессии». Ну допустим, человек не поступил в мед-институт. В качестве альтернативы у нас ведь есть медколледж, есть биологический факультет СГУ, который впоследствии может стать хорошей базой для поступления по нужному профилю. Иногда бывает, что после провала на вступительных экзаменах ребенок начинает сомневаться, правильно ли он выбрал специальность. И тогда он задает требования к предполагаемой профессии, ранжирует эти требования по степени важности для него. В результате выходит диаграмма, по которой он видит, какая профессия для него более подходит согласно его требованиям. Эта методика выполняется за
20-30 минут. Сейчас у нас наплыв 10-классников, которые за год до окончания школы уже стремятся определиться с выбором профессии по такой методике.

– Довольно часто встречаются молодые люди, так и не раскрывшие свой потенциал. Обычно на вопрос: «К чему тебя больше влечет?» – они даже ответить не могут. Потому что вроде ни к чему и не влечет. Работать продавцом или осваивать рабочие специальности им не хочется, но зато очень хочется выглядеть успешными. Возможно ли таким людям помочь определиться с профессией?

– Таким людям надо помочь увидеть перспективу в своей жизни. К примеру, девушка, вынужденная без любви к профессии работать продавцом, должна видеть, что она сможет иметь завтра, работая на этом месте. Может быть, это будет должность заведующего отделом, менеджера и т.д. В общем, для них надо разрабатывать поступенчатый карьерный рост, нацеливать на нужный для них результат. У нас был случай, когда пришла женщина, без малого 35 лет работающая бухгалтером в банке. Она призналась, что все эти годы терпеть не может свою профессию. После заполнения специальной программы мы выяснили, что в силу своих наклонностей и способностей она должна работать с людьми, а она всю жизнь ведет скучнейшие подсчеты. Спустя какое-то время мы встретились на улице, и она с радостью сообщила, что преподает в торгово-экономическом колледже. Такое нередко бывает. О своих способностях человек иногда может не знать до седых волос.

Бывают случаи, когда нужна углубленная консультация с выходом на психологическую поддержку. Вот, к примеру, пришел к нам девятиклассник на консультацию. Мы изучили его интересы и склонности, долго думали, какую ему профессию выбрать. Но в процессе беседы выяснилось, что сложность в самоопределении у него заключается в том, что он очень не уверен в себе. Связано это было со сложной ситуацией в семье. Родители ему постоянно внушали, что он ни на что не способен, ни с чем не может справиться и т.д. Они постоянно сравнивали его со старшей сестрой, которая была достаточно успешной в учебе, поступила в МГУ, устроилась на хорошую работу. На фоне своей сестры парень учился средне. Это случай, требующий работы с психотерапевтом. Все ситуации, осложненные личностными проблемами, требуют длительной работы с психологами.

Особой работы требуют также обращения студентов, разочаровавшихся в будущей профессии. Не так уж редко бывает: отучился студент второй-третий курс, уже и на диплом пора выходить, а он вдруг понимает, что совершенно не любит выбранную специальность или не справляется с объемом вузовских заданий. Этого могло бы не произойти, если бы он вовремя воспользовался консультациями наших специалистов. Но чаще бывает так, что результаты проведенных консультаций и тестирований повергают в шок и самих учеников, и их родителей. Учился себе ребенок на 4 и 5, а приходит к нам, и тут специалисты дают ему совершенно не те заключения и прогнозы, которые ожидали родители.

– А почему такое происходит?

– Просто чаще всего школьные отличники учатся хорошо лишь благодаря своей хорошей памяти. Они механически заучивают материал, в то время как для полноценного интеллектуального развития требуется в не меньшей степени развитое мышление. Ведь столько случаев, когда троечник в старших классах вдруг начинает демонстрировать прекрасные логические способности! Тестирование, которое проводят наши специалисты, помогает выявить реальные способности ученика и подсказать, на что он может рассчитывать. Если отличник показывает невысокие результаты тестирования, мы предупреждаем родителей: «У ребенка могут быть серьезные трудности в обучении в вузе. Он, конечно, поступит, но его ожидает то-то и то-то». Родители чаще всего встают в позу и не желают выслушивать подобные заявления. В то же время троечники часто уходят от нас совершенно окрыленными, потому что в ходе тестирования демонстрируют незаурядное мышление, которое со временем может позволить им получить высшее образование. Мы обычно рекомендуем им окончить сначала начальное или среднее профессиональное заведение, а потом уже при желании поступать в вуз.

– В начальном профессиональном образовании так же, как и в вузовском, есть специальности, которым абитуриенты отдают большее предпочтение. К примеру, мальчишки в большинстве своем предпочитают учиться на водителя.

– У нас есть профлаборатория, где обратившиеся к нам могут пройти тестирование на внимательность, координацию движений, силу нервной системы. После этого с ними работает профконсультант. Действительно, сегодня 70% девятиклассников выбирают профессию автомеханика. И не всегда это осознанный выбор. Бывает, что профессию выбирают просто за компанию или потому, что в училище работает знакомый мастер. Пройдя такое тестирование, многие понимают, что выбранная ими специальность в самом деле совершенно им не подходит: способностей-то нет.

– А если все же ребенок поступил учиться и вдруг понял, что выбранная специальность совершенно ему не интересна?

– На подобные случаи в центре предусмотрена такая форма работы, как адаптация в учебном заведении. Ведь таких, которые поступают «за компанию», у нас процентов пятьдесят. Но многие, разочаровавшись в выборе, все же чувствуют ответственность и продолжают учиться. Наша задача – показать студенту плюсы избранной профессии и показать, как он может, получив нелюбимую специальность, идти к тому, что больше ему по душе. Такую работу мы строим совместно с сотрудниками учебных заведений, где учатся ребята. Бывает и такое, что приходит к нам девушка, спрашивает, где она может выучиться на инспектора по делам несовершеннолетних. А у нас этой специальности нигде не учат. И мы предлагаем ей возможные варианты получения профессии, которая впоследствии может стать основой для этой должности. У нас ведь образование очень интересно построено: человек получает специальность, а уже на производстве доучивается и переучивается. Так что неудачу в выборе профессии не нужно воспринимать как жизненную трагедию. Всегда можно использовать эту профессию как стартовую площадку для дальнейшего профессионального роста. Главное – правильно выбрать траекторию развития.

Беседовала Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 101 (4015)
5 июня 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»