Экономика |
5 сентября 2007 года |
Зарплаты и доходы обсуждались на последнем заседании правительства республики
Уже подготовлен соответствующий проект постановления регионального правительства, предусматривающий новый порядок оплаты труда педагогов. Этот вопрос, наряду с разработкой среднесрочного финансового плана республики на 2008-2010 годы, обсуждался на заседании Правительства РК в прошлую пятницу. По словам министра образования и высшей школы РК Нелли Струтинской, прежняя система оплаты труда – Единая тарифная сетка (ЕТС) не позволяет решать проблемы отрасли образования, в ЕТС отсутствует связь зарплаты с качеством и эффективностью труда педагогов, слабо стимулируется стремление учителей повышать свое профмастерство, не учитывается инновационный характер их работы. Все это никоим образом не способствует повышению престижа профессии, оптимизации численности работников. Новая система предусматривает дифференциацию системы оплаты труда, учитывает его результативность и разработана с учетом опыта Санкт-Петербурга и Ростовской области. В основе новой системы отраслевой оплаты труда – фиксированный должностной оклад плюс гарантированные компенсационные (25%) и стимулирующие выплаты (10%). ЕТС предполагает гарантированный оклад и компенсационные выплаты за заведование кабинетом, проверку тетрадей и т.д., которые директор школы выплачивает учителям из надтарифного фонда. В итоге не остается денег на поощрение учителей, работающих на качество и результат, подчеркнула Н.Струтинская. Отныне учителя-«отличники» будут поощряться из средств стимулирующего фонда. Кроме того, большое внимание планируется уделять молодым специалистам, для которых также предусмотрены доплаты от 25 до 40 процентов в зависимости от того, в сельскую или городскую школу пришел молодой учитель и какой он имеет диплом. Большинство учителей республики волнует один и тот же вопрос: не потеряют ли они в зарплате после вступления в силу новой системы оплаты труда? Оказалось, что меньше получать учителя не будут, средний рост размера зарплаты со следующего года составит 18 процентов. Уже проведены предварительные подсчеты зарплаты различных категорий педагогов из разных школ республики. К примеру, учитель русского языка и литературы, который имеет стаж работы 22 года, высшую категорию и нагрузку 18 часов, по ЕТС получал доплату за проверку тетрадей и классное руководство в среднем по 15 процентов (хотя есть у нас школы, где за это доплачивают как 2, так и 20 процентов. – Прим.авт.). По новой системе ко всему этому перечню добавятся стимулирующие выплаты – в среднем это 10 процентов. Или взять молодого специалиста – учителя коми языка и литературы, только закончившего вуз: ему сразу будут выплачиваться компенсационные доплаты за работу в сельской местности, за проверку тетрадей, специфику работы по языку в размере 15 процентов, а также стимулирующие выплаты в размере 35 процентов за разработку, к примеру, какой-либо программы, курса по предмету. Учитель Усть-Цилемской школы со стажем работы 26 лет с введением новой системы оплаты труда будет получать не 15800 рублей, а на пять тысяч больше. Молодой учитель со стажем работы 7 месяцев в школе Сыктывдинского района будет иметь зарплату не 8000, а 9500 рублей. Следует отметить, что зарплата с января 2008 года повысится только у педагогических работников, начиная с 7 разряда. А вот технический персонал учебных заведений останется на ЕТС с учетом повышения ставки первого разряда. В ближайшее время будет продолжена доработка проекта постановления об оплате труда работников образования. Также будут разработаны критерии оценки результативности труда педагогов. С проектом постановления уже ознакомились члены Общественной палаты республики, Комитета Госсовета РК по социальной политике, а также представители трехсторонней комиссии и отраслевого профсоюза. Первый заместитель председателя республиканского парламента Валерий Марков поинтересовался, существует ли предел нагрузки для учителя. Ведь не секрет, что в школах, чтобы не брать того же молодого специалиста, учителя между собой распределяют часы, тем самым увеличивая свое жалованье. Понятно, что при нагрузке в 30-32 часа ни о каком качестве образования речи быть не может. Н.Струтинская пояснила, что перераспределение нагрузки происходит из-за острой нехватки учителей, молодые специалисты попросту не идут в школу, пополняя ряды работников в других сферах экономики. В итоге сегодня в школах республики 44 процента составляют работники пенсионного возраста. По мнению министра, новая система отраслевой оплаты труда и нацелена на оптимизацию численности работников. Учитель должен иметь достойную зарплату при норме в 18 часов и думать о качестве своей работы, а не количестве часов. Также В.Марков попросил Н.Струтинскую пояснить, насколько существенны надбавки для молодых учителей, пришедших работать в сельскую школу. Не будут ли сельские педагоги, работающие, как правило, в малокомплектных школах, чувствовать себя ущемленными по сравнению с городскими? Министр пояснила, что получать меньше, чем сейчас, молодой специалист не будет. Если сегодня учитель географии после вуза может рассчитывать на зарплату в три тысячи и, естественно, отказывается работать за такие деньги, то после реформы отраслевой системы оплаты он сможет получать 7-8 тысяч рублей. Понятно, что не все сельские учителя имеют полную нагрузку. Но у них есть возможность заниматься внеклассной работой, которая также будет поощряться. Депутат Госсовета РК Ольга Савастьянова в свою очередь поинтересовалась, чем объяснить столь существенную разницу между федеральными и республиканскими доплатами за ученую степень. Заместитель Главы РК, министр финансов Вячеслав Гайзер заметил, что республика исходит из своих финансовых возможностей при формировании различных доплат, и соревноваться по доплатам с федералами мы не можем себе позволить. Более того, с 2009 года РФ снимает с себя полномочия по реализации нацпроектов. Ответственность за реализацию приоритетных проектов на территории региона будет возложена на субъект РФ. Поэтому неизвестно, сохранятся ли доплаты в рамках нацпроектов. А вот выплаты учителям останутся гарантированно, так как они заложены в систему оплаты труда. Положительную оценку предстоящему реформированию системы оплаты труда учителей дал председатель рескома профсоюза работников образования и науки Михаил Иванов. Он заметил, что инициатива Правительства РК об изменении порядка оплаты труда учителей своевременна, так как в трехгодичном бюджете РФ не нашлось места строке о росте заработной платы работникам бюджетной сферы. То повышение, которое там запланировано на 7,2, 6,8 и 6,2 процента до 2010 года, фактически означает замораживание зарплат бюджетников. Кроме того, новая отраслевая система оплаты труда работников образования станет плацдармом для глобального перехода в 2009 году всей бюджетной сферы на новый порядок формирования оплаты труда. Существующая система ЕТС, по мнению М.Иванова, несовершенна уже потому, что ставка первого разряда не соответствует размеру прожиточного минимума и не стимулирует учителей повышать свою квалификацию. Средняя зарплата в образовании составляет 47 процентов от средней зарплаты в других сферах экономики. Разница в окладах между разрядами в 300 рублей мало кого вдохновляет повышать квалификацию. «О каком качестве работы может идти речь?» – заметил профсоюзный лидер. Кстати, профсоюз может взять на себя часть ответственности по контролю за распределением стимулирующих доплат в школах. «Чтобы не было отсебятины и поощрялись те, кто действительно этого достоин», – пояснил М.Иванов. По словам Главы РК Владимира Торлопова, реформирование отраслевой системы оплаты труда – один из шагов руководства республики по улучшению материального положения бюджетников, рост зарплаты которых в прошлом году составил 37,5 процента, с сентября этого года доходы учителей увеличатся еще на 15 процентов, с января будущего – в среднем на 18 процентов. Среднесрочный финансовый план на 2008-2010 годы разработан на основании требований нового Бюджетного кодекса РФ. Это примерный сценарий социально-экономического развития республики на ближайшее время. План составлен по методике, которая была использована правительством России при составлении бюджета страны. Особенностью финансового плана республики является то, что планирование осуществлено раздельно на основе действующих и планируемых к будущему периоду ассигнований из бюджета РК. Действующие определены исходя из обязательств бюджета республики по текущему финансовому году с учетом поступлений из федерального бюджета. Планируемые затраты рассчитаны на основе прогнозов состояния экономики региона, прогноза инфляции и предполагаемых поступлений из федеральной казны. Также учитывается предстоящее повышение зарплаты отдельным категориям граждан. Согласно социально-экономическим прогнозам, средние темпы роста валового регионального продукта составят от 4,8 процента до 5,7. В 2009-2010 годах объемы промышленного производства увеличатся: на 5,5 процента в 2008, на 5,8 в 2009 и на 4 в 2010 году. При этом уровень инфляции в следующем году не превысит планки в 8 процентов, в 2009-2010 годах –7 процентов. Ожидается также прирост денежных поступлений в виде налогов на прибыль, НДС, транспортного налога и других платежей, а также вненалоговых поступлений. Кроме того, планируется увеличение безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2008 году – 3,9 миллиарда рублей, в 2009 – 2,7 миллиарда, в 2010 – 2,4. По словам заместителя Главы РК, министра финансов республики Вячеслава Гайзера, в предстоящий период бюджет республики станет бюджетом развития. Для обеспечения интенсивного экономического развития республики показатели среднесрочного финансового плана предусматривают существенный объем расходов на различные цели. К примеру, государственные капвложения на 2008 год запланированы в объеме свыше двух миллиардов рублей, на осуществление дорожного строительства и реконструкцию дорог на 2008 год заложена сумма в 1 миллиард 217 миллионов рублей, в 2009 – 1 миллиард 303 миллиона, на 2010 – 1 миллиард 394 миллиона рублей. На фоне сохранения инвестиционной активности, подъема производства во всех отраслях промышленности (машиностроении, строительстве, сфере услуг, телекоммуникаций, добывающем секторе) ожидается рост доходов населения примерно на 15-16 процентов. Рост фонда заработной платы работников бюджетной сферы, получающих заработную плату в соответствии с Единой тарифной сеткой, с 1 сентября 2008 года составит 7%, с сентября 2009 – 7%, а с января 2010 – 6,5 %. С 30 сентября 2008 года на 15 процентов поднимется денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел и государственной противопожарной службы МЧС РФ по РК, с 1 августа 2009 этот показатель вырастет на 6,8 %, с января 2010 года на 6,5%. Индексация должностных окладов судей с 1 июля 2008 года составит 7 процентов, с июля 2009 – 6,8%, с января 2010 года – 6,5%. Ожидается повышение уровня денежного содержания госслужащих республики и обслуживающего персонала в государственных органах РК. Так, с 1 декабря 2008 года рост составит 15%, с августа 2009 – 6,8%, с января 2010 года – 6,5%. Кроме того, в бюджете республики будут заложены 259 миллионов на внедрение отраслевой системы оплаты труда в образовательных учреждениях. Эти средства будут направлены в виде субвенций в муниципалитеты и в отраслевое министерство. После доклада В.Гайзера Глава РК Владимир Торлопов поинтересовался, почему мы собираемся принимать среднесрочный финансовый план, а не бюджет на три года. Министр финансов РК заметил, что это допускается Бюджетным кодексом РФ. Республике преждевременно переходить на утверждение трехлетнего бюджета, так как в составе собственных доходов республиканской казны львиную долю – 70-75 процентов – занимает налог на прибыль, а это непрогнозируемый вид доходов. Он зависит не от экономической ситуации на рынке, а от массы субъективных причин. В отличие от федерального центра мы не можем похвастаться стабильными поступлениями налога на имущество или подоходного налога. У федералов есть НДС, Стабфонд, пояснил В.Гайзер, нам же в планировании приходится исходить из существующих реалий. Также Глава РК попросил разъяснить, почему в финансовом плане в одних случаях используется индекс-дефлятор федеральный, а в других – региональный. В.Гайзер пояснил, что в расчетах мы ориентируемся на данные Министерства экономического развития РК, так как у нас, к сожалению, индексы-дефляторы оказываются больше федеральных. Дабы не допускать образования кредиторской задолженности наших бюджетных организаций, берем реальные цифры по инфляции, заметил министр. Участники заседания Правительства РК выступили с рядом предложений по отдельным программам, которые предусмотрены в финансовом плане. В ближайшее время финансовый план будет доработан. Утверждение бюджета на 2008 год состоится уже в октябре. Также на заседании правительства республики обсуждался вопрос об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества на 2008 год. По словам руководителя Агентства РК по управлению имуществом Владимира Беляева, в план включены четыре объекта недвижимости – два битумохранилища и две котельные в Троицко-Печорском и Прилузском районах и три пакета акций. Ожидаемое поступление денежных средств от приватизации недвижимости составит 740 тысяч рублей. При этом стоит учесть, заметил В.Беляев, что в стоимость объектов недвижимости не включена стоимость земельных участков. Их межевание будет проводиться в рамках мероприятий по подготовке объектов к приватизации. Продажа зданий с землей позволит увеличить их стоимость. Затраты на предпродажную подготовку в будущем году составят порядка 318 тысяч рублей. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |