Из первых уст |
12 декабря 2008 года |
Виктор Ножкин: "Зрители воркутинского театра овации устраивали даже декорациям"
Осенью 1943 года в заполярном поселке Рудник крохотный клуб спешно переоборудовали под театр. Уже 1 октября перед взором изумленной публики вспыхнули огни юпитеров, раздвинулся занавес, заиграл оркестр. Премьерой оперетты И.Кальмана «Сильва» Воркутинский музыкально-драматический театр открыл свой первый сезон. И первый же спектакль, поставленный на сцене заполярного театра, стал явлением уникальным. Прежде всего из-за географического расположения этого храма Мельпомены. А во-вторых, из-за подневольного положения подавляющего числа артистов самой северной в нашей стране театральной труппы. Прошедшей осенью все перипетии и коллизии создания в Воркуте театра вспоминали вновь. В дни 65-летия театра о прошлом, сегодняшнем и будущем Воркутинского драматического театра с нашим корреспондентом поделился его руководитель, заслуженный артист Республики Коми Виктор НОЖКИН. – Виктор Николаевич, в Воркутинском краеведческом музее одна из экспозиций посвящена созданию в вашем городе театра. Самый необычный, привлекательный экспонат на выставке – платье актрисы Натальи Глебовой, в котором она сыграла Сильву в первом премьерном спектакле в 1943 году. Удивительно, как оно сохранилось и каким образом появилось в лагерном театре... – Приказ за подписью инженера-полковника Михаила Мальцева, начальника «Воркутстроя» НКВД СССР, о создании театра датирован 8 августа 1943 года. А меньше чем через два месяца была поставлена «Сильва». С тех пор в октябре мы отмечаем день рождения нашего театра. И постановка первого спектакля, и первые годы существования театра были одновременно и самыми трагическими, и самыми яркими. Из разбросанных по тундре лагерных ОЛПов и ЦОЛПов в Воркуту свезли актеров, музыкантов, художников. Цвет русского театрального искусства. Понятно, что все они очутились здесь не по своей воле, большинство отбывали сроки по 58-й политической статье. Лагерное начальство поставило перед ними задачу за рекордно короткое время подготовить спектакль. И эти люди, голодные, больные, в серых лагерных робах и бушлатах, не растерялись, воспряли, воспарили. Нам, живущим в эпоху интернета, сложно представить, что у актеров первого состава воркутинского театра не было даже обыкновенных нот. И их негде было взять. Выход нашли такой. Наталья Глебова, в прошлом актриса Ростовского музыкального театра, всю «Сильву» напела, а бывший концертмейстер Стояно наиграл на фортепиано и записал на нотный стан. Практически из ничего были созданы ошеломившие публику декорации. Например, впечатляющие взор задники сшили из тарной ткани. Первые зрители, впрочем, как и приходившие на спектакли лагерного театра в последующие месяцы и годы, овации устраивали даже декорациям. – Не говоря о блистательной игре актеров... – В первые пять лет после создания театра в его составе находилось рекордное количество актеров, их число перевалило за 150. На воркутинской сцене, к примеру, играли прима московского театра сатиры Валентина Токарская, солист питерской Мариинки Теодор Рутковский, первый исполнитель популярной в СССР песни «Широка страна моя родная» Борис Дейнека, в концертных бригадах принимала участие исполнительница старинных романсов Татьяна Лещенко-Сухомлина... Поистине звездному коллективу оказалось под силу поставить шедевры мировой оперы и оперетты. Только за годы войны театр дал около 600 спектаклей и концертов. До 1946 года главным режиссером лагерного театра был политзаключенный, бывший главный режиссер Большого театра Союза ССР Борис Аркадьевич Мордвинов. В судьбе этого незаурядного человека, волею случая даже в лагере не расставшегося с театром, отразился весь драматизм актерского положения. Лишь один штрих: до определенного времени существовал запрет на аплодисменты игравшим на сцене актерам-заключенным. Им запрещалось выходить и на поклоны. И Мордвинову, и другим его коллегам особенно невыносимо было возвращаться после пережитого на сцене в зону, где властвовали уголовники, бесчинствовали надзиратели. Кто-то из современников Бориса Аркадьевича рассказывал, как однажды, когда режиссер зашел в зону, на него с грязной бранью обрушился охранник. И Мордвинов не выдержал: заплакал, зарыдал... – Создание в Воркуте театра было прихотью лагерного начальства? Или в этом таился и какой-то другой смысл? – Известно, что в эти же годы своими театрами обзавелись и другие островки «архипелага ГУЛАГ» – Магадан, Норильск... Отчасти, безусловно, в этом проявлялась прихоть лагначальства и их жен. Перед высокопоставленными чинами, приезжавшими из центра, руководители лагеря, демонстрируя «крепостной» театр, тщеславно расправляли плечи. Мол, и мы не лыком шиты, наши труппы могут без труда затмить столичные. Хотя лагерное начальство даже в то жестокое время наверняка понимало, что перекрывать до конца кислород даже подневольным нельзя. У человека должна оставаться хоть маленькая отдушина. С годами становилось ясно, что актеры не могут существовать рядом с уголовниками. В конце концов в Воркуте им выделили отдельный барак, а позже построили специальный «барак талантов». – Помимо труппы и репертуара славу Воркуте принесло и выстроенное в 1945 году новое здание театра. – Проект этого архитектурного шедевра создал тоже подневольный архитектор Всеволод Лунев. Когда с фасада нового здания сняли леса, посмотреть на рукотворное чудо приходила вся Воркута. Жители города подолгу разглядывали белоснежные колонны, увенчанные аттиком с театральными масками. – И каково же было огорчение, настоящий шок, когда это чудо заполярного зодчества сгорело дотла. – Театр сгорел в 1957 году. В 50-е годы его ожидали и другие изменения. Многие актеры, музыканты освободились, уехали из Воркуты. Приказал долго жить знаменитый театральный оркестр – с того времени он так больше и не возродился. Ушли в небытие опера, оперетта. В начале 50-х театр перепрофилировали, его репертуар сузился до драматического. В эти же годы, особенно после смерти Сталина, знаменитые, еще не поглощенные огнем подмостки театра успели стать свидетелями и необычных драм: здесь проводились показательные судебные процессы. Недавно мы создали небольшой театральный музей. Документы, афиши, программки, собранные вместе, дают возможность проследить всю биографию театра. Она вместила столько всего! В Доме культуры шахтеров, где театр свил новое гнездо, ему снова пришлось пережить и пожары, и угрозу закрытия. А в один из октябрьских праздников в зрительном зале покачнулась и стала съезжать вниз огромная шикарная люстра. Позже говорили, что это диверсия. О многом могут рассказать не только документальные материалы, но и сохранившиеся в театральном гардеробе костюмы. На изнанке некоторых остались штампы знаменитого Малого театра. В 40-50-е годы в воркутинский театр поступили посылки с американской гуманитарной помощью. Тогда же впервые актрисы примерили нейлоновые платья. На сцене нашего театра играл в начале своей творческой карьеры известный певец Валерий Леонтьев. Костюм, в котором он выходил перед воркутинской публикой, сохранился. – Несмотря на все трудности, звезда воркутинского драматического театра не закатилась. Помню, какой аншлаг сопутствовал его гастролям в Сыктывкаре в 80-е годы. После спектаклей весь зрительный зал вставал и долго аплодировал актерам. – 60-80-е годы прошлого столетия многие называют «золотыми» в истории театра. В репертуаре воркутинской труппы в эти годы были лучшие произведения русской, советской, зарубежной драматургии. Если масштабы гастролей лагерного театра замыкались Интой и Абезем, то теперь он имел возможность выезжать во все уголки СССР. Мастерам сцены из Заполярья аплодировали Москва, Ленинград, Львов, Харьков, Тбилиси, Ереван, Измаил, Вологда... Министерство культуры Коми АССР, в чьем ведомстве после 1956 года стал находиться театр, не скупилось на звания и награды артистам. В середине 80-х годов в Воркуте сложилась по-настоящему звездная труппа: 14 заслуженных и народных артистов республики! Все так и было. Но, рассказывая об этом, не могу отделаться от чувства некоего сомнения, нереальности перечисленных достижений. Видимо, из-за той пропасти, которая разделяет театральную жизнь – прошедшую и нынешнюю. – Просматривая воркутинскую газету «Заполярье» не могла не обратить внимания на соседство публикаций, рассказывающих о 65-летии театра и его крайне бедственном положении. Неужели все так плохо? – То, что театр выжил, выдержал все испытания, продержался до своего 65-летия, без ложного пафоса можно назвать подвигом. Свою жизнестойкость он продемонстрировал и пройдя через пропасть перестроечных лет, когда актеры, и до этого никогда не купавшиеся в роскоши, еле-еле сводили концы с концами. Много лет труппа не имела возможности выезжать на гастроли. Пришлось еще раз справить и новоселье – обживать опустевшее с началом перестройки здание политпроса, приспосабливать его актовый зал под зрительный, конструировать сцену. Главный и, пожалуй, самый оптимистический итог всех пережитых перетрясок и пертурбаций – удалось сохранить труппу, которая сейчас насчитывает 25 человек. Это люди, влюбленные в театр, беззаветно преданные ему, у которых есть свой благодарный зритель. Однако переломить некоторые трудности не под силу никакому таланту. Остаточный принцип финансирования культуры все больше бьет по нашему театру. Изрядная часть усилий коллектива сейчас направлена на одно – на покрытие расходов ЖКХ. Ни о каком развитии при таком положении дел речь не идет. Это при том, что разрушаются подвалы здания, необходимо их укреплять. Светозвуковые установки в театре имеют 90-процентный износ. Гардероб не пополняется, для новых спектаклей костюмы и реквизиты перешиваем из старья. Самое печальное – все эти прорехи и пробелы замечает зритель. И это заслоняет магию театра, его неповторимость, очарование. К гималаям проблем материального плана следует добавить мизерную, нищенскую заработную плату актеров. Понятно, при таком вознаграждении за труд желающих пополнить труппу заполярного театра почти нет. Коллектив стареет, а это в свою очередь лишает возможности ставить востребованные, интересные спектакли. На наш недавний призыв помочь театру выстоять, справиться с трудностями откликнулись рядовые горожане, депутаты, сотрудники общественной приемной партии «Единая Россия». Хочется надеяться, что совместными усилиями в ближайшее время удастся разрешить хоть некоторые из уймы проблем. – И одновременно продолжать ставить спектакли, выезжать на гастроли... – К 65-летию театра мы подготовили и показали спектакль по пьесе Томаса «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя». Премьеру тепло встретили зрители, актеры продемонстрировали хороший профессиональный уровень. Ждем и новых гастролей. В последнее время труппа смогла посетить Усинск, Салехард, Лабытнанги. В следующем году планируем приехать и в Сыктывкар. Гастроли, премьеры, творческие планы – все это залог того, что театр в Воркуте будет жить и встретит новую круглую дату. Беседовала Анна СИВКОВА. г.Воркута |