Ваш Выбор / Страница Избиркома РК |
10 апреля 2008 года |
Елена Шабаршина: "Далеко не локальный вопрос"
Вот уже полтора года, как мы живем в обстановке непрерывной избирательной кампании. И это давно бы стало уже чем-то обыденным и приевшимся, но кандидаты, спасибо им, не дают устать, да и каждые следующие выборы приносят с собой что-то новое. Предстоящей осенью предвыборный марафон на муниципальных выборах поселенческого уровня не станет исключением. Что же общего и в чем, кроме масштаба самой кампании, отличие между федеральными и муниципальными выборами? На этот и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить председателя Избиркома РК Елену Шабаршину. – Елена Викторовна, поскольку осенью истекает срок полномочий поселенческих советов первого созыва, то ведь и дата выборов практически известна еще до их официального назначения. А когда начнется подготовительная работа? – Работа по подготовке к выборам велась и ведется. Напомню, что есть муниципальные полномочия и есть государственные, в том числе и по проведению выборов. Проведение местных выборов – это компетенция муниципальной власти. Но на сегодня каждым из муниципальных образований принято решение о передаче конкретной территориальной комиссии полномочий комиссии муниципального образования по подготовке и проведению выборов. Избирком РК по обращениям муниципальных советов принял соответствующее решение. Напомню, что в конце прошлого года депутаты Госсовета РК внесли коррективы в Закон РК «О выборах в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Коми» и высказались за продление с двух лет и двух месяцев до трех лет срока полномочий нынешнего состава муниципальной власти – глав и советов поселений, избранных в октябре 2006 года. А поскольку федеральным законодательством ныне установлены два единых дня голосования, соответственно весной и осенью, то дата выборов нового депутатского корпуса падает на второе воскресенье октября. Поселенческие выборы, напомню, пройдут в 14 муниципальных районах республики. – Масштаб федеральных или республиканских выборов с поселенческим, что и говорить, несопоставим. А в чем еще существуют между ними отличия? – В чем особенности порядка проведения поселенческих выборов? Самое основное отличие, вытекающее из принципов избирательного законодательства и влекущее за собой остальные, заключается в том, что голосовать придут только избиратели, зарегистрированные по месту постоянного проживания – на территории именно того поселения, где проходят соответствующие выборы. Избирательные округа будут сформированы, соответственно, в границах поселений. – Это означает, что будут действовать некоторые, скажем так, ограничения избирательных прав? То есть те, кто, допустим, приехал на учебу или проходит военную службу, участвовать в этих выборах не могут? – Да. И все командированные или имеющие временную регистрацию на территории конкретного поселения тоже голосовать не пойдут. Ведь речь идет о сугубо локальном вопросе, касающемся исключительно его жителей, – о формировании местной власти, поэтому нельзя вести речь об ограничении. Это порядок реализации пассивного избирательного права на местных выборах. – И это не единственное отличие? – Следующая особенность поселенческих выборов связана, как правило, с небольшой численностью живущих в населенном пункте избирателей. Чаще всего именно на выборах в поселениях применяется принцип образования многомандатных избирательных округов. В этом случае, напомню, на территории конкретного округа замещается не один, как обычно, а два-три или несколько мандатов. С чем это связано? Дело в том, что поделить поселение, особенно небольшое, пропорционально на необходимое количество равных округов – небольших, как правило, и по числу избирателей – бывает достаточно сложно. Поселения у нас, конечно, очень разные по численности избирателей, но чаще всего в них избирается схема формирования многомандатных округов. – Если выборы проходят в границах одного поселения, то, естественно, нет необходимости и в оформлении открепительных удостоверений? – Открепительные удостоверения на поселенческих выборах, действительно, не практикуются. Ну представьте себе, что речь идет о небольшом лесном поселке. Куда здесь можно «открепиться»? – А если избирателю все же потребовалось на день голосования выехать за пределы, скажем, своего села или района, то как ему поступать в этом случае? – Открепительных при выборах поселенческих советов нет, зато предусматривается процедура досрочного голосования. Избиратели, которым предстоит уехать по делам, в отпуск или по другим каким-то причинам, могут проголосовать досрочно. Заполненный ими бюллетень опускается в конверт, заклеивается и опечатывается, и поскольку никто, включая членов комиссии, не имеет права знать волю избирателя, то вскрыт конверт с бюллетенем будет уже в единый день голосования. – Надо понимать, что это еще не последняя особенность муниципальных выборов? – Есть и еще. Например, на выборах других уровней предусматривается альтернативность кандидатов. То есть это означает, что должно быть не менее двух претендентов на каждый из мандатов. Но выборы в поселениях допускаются и безальтернативные, даже если на один мандат выдвинут один кандидат. Следует отметить, что, по крайней мере, на выборах в городских округах и муниципальных районах у нас все-таки практически не было случаев безальтернативных выборов. – Действительно, выборы муниципальных советов в Щельяюре и Троицко-Печорске показали, что среди кандидатов на депутатские портфели конкуренция сегодня достаточно высока… – Не секрет, что в 2006 году – на первых поселенческих выборах, действительно, во многих населенных пунктах были опасения, что найти кандидата на каждый округ станет проблемой. Но, как мы видим сегодня, депутаты в поселенческих советах уже благополучно отработали созыв. Во-первых, сами народные избранники узнали, что это такое, и приобщились к решению местных вопросов, вопросов жизнеобеспечения сел и деревень. И люди, избравшие депутатов, увидели их работу, поняли, что значит иметь у себя в населенном пункте собственный совет. В подавляющем большинстве случаев процесс выдвижения кандидатов во второй раз пойдет уже гораздо активнее. Среднестатистическому избирателю сегодня уже понятно, что такое местное самоуправление. – Конкуренция среди претендентов имеется, но есть и проблемы с низкой явкой… – Явка вообще дело сложное. Особенно, если нет большой, яркой, масштабной кампании, нет столь мощного информационного обеспечения, как на думских, например, или на президентских выборах, когда ежечасно в прессе, на телевидении и едва ли не на каждом углу вам напоминают, что идет избирательная кампания. Выборы на поселенческом уровне идут менее шумно, к ним нет столь большого внимания СМИ. А там, где к освещению выборов привлечено меньше медиа-ресурсов, там и активность избирателей ниже. Мы это проследили по федеральным выборам, аналитики нам настойчиво подсказывают, что там, где средства массовой информации менее ярко сработали, почему-то и явка бывает меньше. Нельзя утверждать, что это единственная причина. Естественно, многое зависит от социально-экономических условий в том числе. Но явка на поселенческих разительно отличается от федеральных выборов. Взять тот же Троицко-Печорск. Если 2 марта по республике была в среднем явка более семидесяти процентов, то спустя каких-то три недели на выборах муниципального совета Троицко-Печорска явка составила… чуть выше 20 процентов. – Какой-то парадокс получается: местные проблемы людей волнуют меньше, чем общегосударственные? – С одной стороны, избиратели могли устать от выборов. Ведь это для них были уже третьи выборы. Постоянно общаясь с избирателями, можно наблюдать некоторые любопытные моменты. Как правило, сразу начинаются горячие споры вокруг исключения строки «Против всех», например, или вокруг снижения порога явки. На встречах с избирателями кто-нибудь об этом почти постоянно упоминает с большим неудовольствием. Некоторые даже заявляют, что из-за этого и доверия к выборам у них нет. С другой стороны, столь низкая явка на поселенческих выборах. А это значит, что для части избирателей, честно говоря, просто безразличны местные проблемы. Это равнодушие. То есть сначала говорится: мы, дескать, против «ущемления» наших избирательных прав, таких или таких действий, но при этом на выборы вообще не идут. А то, что выбирается орган, имеющий самое непосредственное отношение к вопросам жизнеобеспечения сел и поселков, оказывается, мало волнует. – А при образовании комиссий, в порядке голосования и так далее отличия есть? – В этом плане ничем принципиальным выборы отличаться не будут. У каждой из комиссий ранее был составлен календарный план по подготовке и проведению выборов в марте, определена схема избирательных округов, и комиссии были готовы. Сейчас эти наработки нужно скорректировать и адаптировать календарные планы с учетом выборов в октябре. То есть необходимо просчитать заново сроки каждого этапа избирательных действий – и объявление даты выборов, и сроки выдвижения и регистрации кандидатов, и сроки агитационного периода, сформировать участковые комиссии. В марте, например, на те же комиссии, которые занимались президентскими выборами, были бы возложены еще и соответствующие полномочия. Процесс формирования комиссий, напомню, начинается с объявления об этом. Субъекты выдвижения практически все те же – советы всех уровней, собрания избирателей, общественные организации, добавляются кроме региональных еще и местные отделения партий. Не менее половины состава комиссий формируется по предложениям партий, которые представлены в Госдуме РФ и Госсовете РК. – Ожидаются ли какие-то изменения в схемах избирательных округов? – Их предстоит скорректировать исходя из численности избирателей по состоянию на 1 января 2008 года. В целом по республике изменение численности, напомню, составило около четырех тысяч человек. Что касается районов, то где-то прибыло, где-то убыло. Но поскольку округа нарезаются примерно равными, то исходя из новой численности возможны незначительные корректировки. – Опыт прошедших выборов, вероятно, показал, на что следует комиссиям обратить особое внимание? – Если мы говорим о работе с избирателями, то это информационно-разъяснительная деятельность. Начнем с того, что задача избирательных комиссий – объяснить порядок уточнения списков избирателей, проведения выборов, порядок голосования и т.д. Будем надеяться, что и местные советы смогут убедительно доказать избирателям значение предстоящих выборов. Напомню, что на поселенческих выборах нет порога явки. Выборы будут обязательно признаны состоявшимися, даже если придут только десять процентов избирателей. Но это будет означать, что депутатский корпус сформировали только те, кто посчитал необходимым прийти на избирательные участки, а не те 90 процентов избирателей, которые остались сидеть дома. Депутаты же будут теми людьми, кто ежедневно станет работать на благо того населенного пункта, где прошли выборы. Мы очень надеемся, что к муниципальным выборам удастся привлечь столь же пристальное внимание СМИ, как и к прошедшим, для интересного и неординарного их освещения. Выборы советов поселений – событие далеко не местечковое. Ведь избираться будут муниципальные советы почти для половины республики. Владимир РАЗУВАЕВ. |