Общество |
29 июля 2014 года |
На удаленном расстоянии/ Население Троицко-Печорского района озабочено транспортной доступностью
В ходе рабочей поездки в Троицко-Печорский район руководитель региона Вячеслав Гайзер провел три встречи с местными жителями. Сначала с ветеранами, потом – с активной молодежью и, наконец, со всеми, кто хотел задать ему вопросы о проблемах района, планах на его развитие. КАК и следовало ожидать, самыми частыми оказались вопросы, касающиеся транспортного сообщения. На данный момент все три варианта связи района с «большой» землей – автотранспорт, поезд и самолет – имеют свои недостатки. На дороге, соединяющей Троицко-Печорск с Ухтой, есть сорокакилометровый отрезок между поселками Кэмдин и Седъю, это плохо проходимая в теплое время года грунтовая дорога, подтапливаемая болотом. Асфальт там должен появиться в течение следующих трех лет. Беспересадочных вагонов из райцентра до Сыктывкара нет, в Сосногорске нужно сходить и дожидаться другого поезда. Самолет в Троицко-Печорск начал летать только 22 июля, и не всех устраивает его расписание. На вопрос ветеранов, можно ли заасфальтировать участок Кэмдин –Седъю не за три года, а поскорее, Вячеслав Гайзер ответил, что возможно, но лишь если появятся дополнительные финансовые возможности. – Бюджет расписан на три года вперед, и все просчитано очень точно. Можно пообещать, что сделаем за год, но это будет вранье. У нас с прошлого года на 9 миллиардов выросли расходы республиканского бюджета на зарплаты бюджетникам. При том, что доходы из-за низкой собираемости налога на прибыль снизились на 8 миллиардов. Но если вдруг у республики появятся дополнительные доходы, мы постараемся оперативно решить вопросы с ремонтом трассы, – заявил руководитель региона, отметив, что строительство этой дороги приоритетно для республики. Что касается беспересадочных вагонов, то и их отсутствие связано с нехваткой средств, нужных для компенсирования убытков РЖД. В год это обходилось бы в 30 миллионов рублей. Субсидирование пригородного поезда Троицко-Печорск – Сосногорск – в пять раз дешевле. Есть, конечно, вариант обойтись без компенсаций – продавать билеты на этот поезд по себестоимости, но тогда обходиться они будут очень дорого. Едва ли не как на самолет. Так что в таком случае авиарейсы в район представляются более целесообразным вариантом. ВПРОЧЕМ, представителям ветеранских организаций самолет таким уж доступным и удобным вариантом не показался, и они попросили снизить цены на авиабилеты до Троицко-Печорска хотя бы для пенсионеров, ветеранов и студентов. А также поменять расписание, чтобы в Сыктывкар можно было улететь утром. Руководитель региона пояснил, что нынешняя цена – 2300 рублей – уже сниженная, полеты субсидируются из республиканского бюджета, только до конца года на эти цели будет потрачено порядка десяти миллионов рублей. В принципе цены дополнительно может снизить и районная власть, но есть ли у нее на это средства? Что касается расписания – пока это «пилотный» вариант, возможно, в дальнейшем оно будет изменено. Заметим, что неудобным расписание кажется далеко не всем. Например, жителям отдаленных от райцентра населенных пунктов как раз таки неудобным был бы утренний вариант, они просто не успевали бы добраться до аэропорта к нужному времени. И нынешнее расписание – результат проведенного в муниципалитете опроса: большинство высказалось за дневную отправку рейса. К тому же нужно учитывать, что в Троицко-Печорске аэропорта как такового нет, он носит статус посадочной площадки, на которую приземляться из-за отсутствия освещения в темное время суток нельзя, а зимой у нас рассвет наступает поздно… МЕСТНУЮ активную молодежь больше интересовало, что правительство региона намерено делать, чтобы люди не уезжали из Коми за лучшей жизнью. Вячеслав Гайзер отвечал в духе поговорки «Где родился, там и пригодился», мол, было бы желание трудится, а достойная работа найдется, приводя в пример самого себя. Что касается оттока людей из Коми – уехали отсюда в основном те, кто и приезжал на время, подзаработать в северных городах, где сейчас «длинный рубль» получить гораздо сложнее, чем в былые времена. Между тем, местная молодежь и без подсказок знает, что интересную работу нужно организовать самому себе. Вячеславу Гайзеру они презентовали несколько связанных между собой проектов, направленных на развитие туризма в районе. В частности, активисты рассказали о проекте «СЕГМА», предполагающем водное путешествие по пяти старинным селам, образованным, по легенде, пятью братьями-охотниками, празднике «Фестиваль сена» с кошением травы и созданием арт-объектов из упомянутого материала, пиар-проекте «GO-Медиа», созданном для продвижения турпродуктов. Все эти идеи родились в молодежном лагере «Шаг к успеху» – таком местном аналоге Селигера или ухтинского «Крохаля». Вячеслава Гайзера местные парни и девушки, приехавшие, кстати, и из очень отдаленных населенных пунктов, символически приняли в состав молодежного актива и подарили ему путевку в лагерь «Шаг к успеху». Руководитель региона в свою очередь похвалил молодежь за системность подхода к делу и свежий взгляд. НА общей встрече с населением поднимались вопросы ЖКХ, трудоустройства, проблемы выплат пострадавшим от пожаров, строительства социальных объектов, а также перевозки умерших. Последняя проблема для Троицко-Печорского района стоит очень остро – покойников на медосвидетельствование приходится возить за сотни километров по бездорожью. Бывали случаи, когда тело, уложенное в тележку-прицеп, доезжало до паталогоанатома с серьезными посмертными травмами. Но возить на вскрытие покойников все равно надо, чтобы, в том числе, исключить случаи, когда убийство выдается за смерть от естественных причин. Вячеслав Гайзер заявил, что Республика Коми будет выходить на федеральный уровень с законодательной инициативой по решению проблемы освидетельствования умерших из отдаленных населенных пунктов. Предварительно в регионе будут проработаны варианты: что и каким образом можно изменить. Кроме того, на встрече с местными жителями обсуждалась тема алкоголизации населения. По мнению руководителя региона, уже пора возвращаться к подзабытой практике принудительного лечения пьяниц. В. Гайзер сравнил алкоголизм с наркоманией, заявив, что и то, и другое – социально опасные заболевания. Однако второе лечится принудительно, а первое – нет, что нелогично. – Если наше общее мнение, что нужно двигать этот вопрос на федеральном уровне, значит будем двигать. Мы не можем просто смотреть на то, как спиваются и уходят из жизни наши жители, в том числе и молодые люди, – заявил руководитель региона. Анна ПОТЕХИНА Фото Юрия ОСЕТРОВА. |