Из первых уст |
24 июня 2014 года |
Александр Запесоцкий: "Студенты хотят быть успешными? Пусть трудятся не покладая рук!"
Закончилась пора выпускных экзаменов. Школьникам предстоит выбрать будущую профессию. Как найти вуз, который даст качественное образование, позволит реализовать себя и вписаться в реалии общества? На вопросы абитуриентов отвечает Александр Запесоцкий – заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, член-корреспондент Российской академии наук, ректор одного из самых успешных вузов страны – Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. – Как Вы оцениваете уровень подготовки ребят, которые к вам приходят в последние годы? – У нас высокий конкурс – от 20 до 50 человек на место. С очень высоким баллом ЕГЭ. Но в целом качество школьной подготовки в последние годы падает. И семь-восемь лет назад, и сейчас к нам поступают люди со средним школьным баллом 4,2. Но тогда этот балл был обеспечен реальными знаниями в среднем по России на 3,8 балла. Сейчас 4,2 балла – это честные 2,8. Мы считаем это по специальным методикам – долгие годы вуз был экспериментальной площадкой Российской академии образования. Есть и другая беда: резко упали мотивация, дисциплина, креативные качества. – Как же вы тогда с ними справляетесь, ведь качество выпускников вашего университета хорошо известно – ваших ребят расхватывают с руками и с ногами? – Мы выдаем каждый год 1400 дипломов. Из выпуска прошлого года два человека пришли на биржу труда. Годом раньше – ни один не пришел. По трудоустройству у нас, думаю, последние 10 лет лучшие показатели в стране. В чем причина? Большое внимание уделяем дисциплине, ответственности, мотивации студента. Один очень известный немецкий педагог сказал, что путь к счастью лежит через трудолюбие и дисциплину. Я убежден, что нет бездарных людей. У нас есть лицей при университете – международная гимназия «Ольгино». Туда мы берем ребят из регионов, иногда из слабых школ. Через два-три месяца они начинают хорошо учиться, а через полгода выигрывают олимпиады разного уровня. Методика очень простая. Мы находим талант у любого человека и развиваем его. На этой основе приходят уважение к себе, чувство достоинства. Но главное – мы создаем обстановку, когда разгильдяйство недопустимо, когда надо отвечать за себя – с первого курса. – В университете профсоюзов потрясающее учебное пространство, светлые хорошие аудитории, отличная библиотека. Есть студия мультимедиа для будущих режиссеров, рекреационная зона – с шезлонгами, зонтиками, песочком и водичкой. В других вузах изысков нет. – В университете весьма серьезные академические требования, студенты должны много работать. И когда они выходят из аудитории, должно быть что-то, что им поможет переключиться, расслабиться. Например, есть интернет-зал «Желтая подводная лодка». Там сидит водолаз. Есть студенческое поверье: пожмешь ему руку, на экзамене получишь пятерку. А рядом фигура ректора университета с бляхой «Дежурный по бане». Ты можешь здесь улыбнуться, отвлечься, попить бесплатно чаю. С нашей точки зрения, университет – это конструирование определенного образа жизни. Среда воспитывает и влияет на людей. – У вас есть еще важная вещь – дух знаний. С 90-х в гуманитарном университете стали проводить Лихачевские чтения. Самые известные философы, филологи, культурологи приезжают на это мероприятие. Студенты с ними общаются. Как у вас это получилось? – В 1993 году к нам пришел Дмитрий Сергеевич Лихачев и сказал, что «это вуз будущего, я хочу с вами сотрудничать». Он вместе с нами разработал «Декларацию прав культуры». Дни науки мы стали делать с его подачи. Он был и среди первых участников. И когда он ушел из жизни, мы стали его дело продолжать. За 21 год чтения выросли в масштабный международный форум. – Бывает, что при выборе будущей профессии мнения молодого человека и его родителей не совпадают. Что бы Вы ему в такой ситуации посоветовали? – Слушать родителей, конечно, стоит. Но в конечном счете надо руководствоваться собственным мнением. Я бы не рекомендовал родителям давить на детей при выборе вуза. Ребенку важно заниматься любимым делом. Да, он может ошибиться в выборе. По социологическим данным, примерно семь процентов людей несколько раз меняют профессию на протяжении жизни. Все, что должны сделать родители, это помочь ребенку максимально выявить его способности. – А если в вуз, где хочет учиться абитуриент, по баллам он проходит только на платное отделение. Бюджетное место ему светит лишь в более слабом вузе. Как быть? – Был период, когда у нас не было бюджетных мест. Сейчас мы их выигрываем по конкурсу. Но и в то время, когда у нас были только платные места, поступало больше 10 процентов золотых медалистов. К сожалению, у нас в стране учиться на платной основе непрестижно. Это неправильно. Здесь – как с медициной. Если вам нужно к дантисту – вы же не пойдете на бесплатный прием к терапевту. Выбирать нужно вуз, который чувствуешь своим, который поможет реализовать способности. Если не удается в этот вуз поступить на бюджет, надо за деньги поступать туда, куда хочется. Надо идти в вуз мечты. И ни в коем случае не выбирать по интернету. Лучше потратить деньги на дорогу, но приехать и посмотреть обстановку в вузе, в общежитии, в библиотеке, в аудиториях, поговорить со студентами, зайти на кафедру. Узнать, куда устраиваются выпускники после вуза. – Образование в Санкт-Петербурге престижно, но многие родители переживают за своего ребенка, как он там, в чужом большом городе? Как ваш университет помогает первокурсникам? – Наша программа адаптации начинается до 1 сентября. Ребенок с вещами появился в общежитии. Его сразу же зовут на экскурсии по городу. Важно показать человеку путь к хорошему: к музеям, к театрам. Если он будет предоставлен сам себе, возможно, пойдет туда, где будет сомнительная компания. Дальше – система праздников. Ребята вместе готовят вечера. У каждой группы есть тьютор. У нас очень хорошие студенческие самоуправляемые организации. Старшие помогают первокурсникам. Иногородние примерно к третьему курсу уже догоняют местных абсолютно во всем. А к концу вуза они в среднем и обгоняют питерцев. – В университете замечательное общежитие – на уровне хорошей трехзвездочной гостиницы в Испании. Дети там с удовольствием живут и учатся – это очень здорово! У вас все иногородние обеспечены общежитием? – Все, кто хочет, живут в общежитии. Более того, грустная статистика: среди детей, которым родители сняли квартиру, отчисляемость в пять раз выше, чем у тех, кто живет в общежитии. – Как можно отчислять платных студентов? Вы же теряете деньги! – Мы не считаем свой вуз коммерческим и не ставим прибыль во главу угла. В нашем университете полная стоимость образования, если учитывать материальную базу, 450 тысяч рублей в год. Никто из студентов такие расходы, конечно, не несет. – Откуда же тогда у вас средства? – Много способов дополнительного заработка: от научных исследований до работы летом нашего общежития в режиме гостиницы. Мы оказываем и нашим студентам очень много дополнительных услуг по совершенно невысоким ценам… Есть солярий, парикмахерская, массаж... – Солярий в университете?! – Да. И косметический кабинет. – А что у вас делается для психологической совместимости педагогов и студентов? – Около 20 лет работает система оценки деятельности педагогов коллегами и студентами. Каждый студент ставит каждому педагогу оценку примерно через полтора месяца после экзаменов. Он не успевает забыть, как с ним работали, и он уже не разгорячен тем, что педагог был строг. Лет 15-20 назад были преподаватели, которые получали 50-55 баллов по 100-балльной системе. Сейчас, если меньше 80, то с педагогом идет работа на кафедре. – В вузе открывают новые факультеты. Например, факультет конфликтологии. А какие еще новые специальности вы планируете открыть? – Мы стараемся не столько открывать новые специальности, сколько противостоять общим негативным тенденциям распада образовательной системы в стране. Наша задача – поддерживать качество подготовки специалистов. Факультет конфликтологии пользуется очень большой популярностью у молодежи. За этим будущее. Но я сторонник дальнейшего развития существующих направлений. У нас есть факультеты: юридический, экономический, культуры, искусств. Всего более 20 направлений подготовки по всему гуманитарному спектру. Все они востребованы. По окончании университета ребята находят хорошую работу, у них прекрасный карьерный рост. |