Дым Отечества |
19 апреля 2014 года |
В поход за знаниями/ В годы Первой мировой войны в Коми крае выросло количество и учебных заведений, и учащихся
По сложившейся традиции в начале нового года историко-краеведческое приложение «Дым Отечества» приглашает своих читателей принять участие в очередном конкурсе или газетной акции. Тему на весь нынешний год подсказала предстоящая круглая дата – 100-летие со времени начала Первой мировой войны, события, во многом определившего судьбу мировой истории в ХХ столетии. К сожалению, эпохальная империалистическая война на долгие десятилетия была вычеркнута из истории России и ее народов. И, наконец, лишь век спустя в нашей стране восстановлена историческая справедливость – воздается должное солдатам этой запамятованной, забытой войны. На фронты Первой мировой были призваны сотни солдат, вчерашних крестьян, и из трех северных уездов – Яренского, Усть-Сысольского, Печорского. Память о них сейчас хранят архивы и потомки участников войны. К последним мы и обращаемся с просьбой в юбилейный год рассказать со страниц нашей газеты о судьбах своих родичей – их ратном и жизненном пути. Самые интересные материалы и фотографии будут опубликованы в «Дыме Отечества». А уникальные фотографии, сделанные во время службы в действующей армии, войдут во «Фронтовой альбом», работа над созданием которого уже началась. В поход за знаниями В годы Первой мировой войны в Коми крае выросло количество и учебных заведений, и учащихся Первая мировая война оказала большое влияние на все стороны жизни втянутых в противоборство стран: экономику, социальные процессы. Как в целом по России, так и в Коми крае после начала военных действий претерпела изменения и система народного образования, что нашло отражение в многочисленных документах как личных, так и государственных архивов. Несколько слов о том, что собой представляло народное образование в Коми крае к 1914 году. К началу 1911 года в трех уездах обширного северного края работали 307 начальных школ, ремесленные школы в Усть-Сысольске и Айкино, духовное училище, женская и мужская гимназии. С 1912 года в Зырянском крае стали открываться высшие начальные училища, которых в итоге насчитывалось восемь: в Усть-Сысольске, Яренске, Ношуле, Мохче, Усть-Выми, Усть-Куломе, Визинге, Помоздино. Чуть позднее, в 1916 году, в Усть-Сысольске открылась мужская учительская семинария для подготовки учителей. Существовавшие начальные школы в то время подразделялись на несколько типов: церковно-приходские, школы грамоты, министерские, земские. Они отличались сроком обучения, перечнем изучаемых предметов и подчиненностью. Так церковно-приходские и школы грамоты находились в ведении Синода, а министерские и земские – Министерства народного просвещения. Обязательным предметом в программе начальной школы был Закон Божий, который, как правило, преподавал местный священно-служитель. Также крестьянских детей обучали навыкам счета, письма, чтения. В зависимости от продолжительности обучения расширялся и круг изучаемых предметов. В высших начальных училищах программа была рассчитана на четыре года, и сюда поступали дети, уже окончившие начальную школу. Объявление о начале Первой мировой войны всколыхнуло российское общество. Почти сразу же была объявлена мобилизация мужского населения страны в русскую армию. Многие россияне на фронт ехали добровольцами. Среди них были совсем еще юные, воспитанники учебных заведений. Дьякон Шежамской церкви (нынешний Усть-Вымский район) Александр Попов в это время написал заявление такого содержания: «Сын мой – воспитанник Усть-Сысольской учительской семинарии Н.А.Попов неоднократно заявлял мне о настойчивом желании выступить ныне же, до наступления призывного возраста, в ряды войск. Полагая, что в настоящее время сын мой физически достаточно развит для несения воинских обязанностей, считаю для себя нужным удовлетворить сердечное желание его и даю ему свое разрешение и благословение встать в ряды войск по собственному его желанию вольноопределяющимся или же добровольцем...» Без удивления и волнения нельзя читать строки заявлений и учеников Визингского высшего начального училища Тимофея Митюшева (15 лет), Василия Малыгина (13 лет), Александра Ситкарева (14 лет), Алексея Гордеева (16 лет) с просьбой о зачислении их добровольцами в армию. Однако усть-сысольский уездный воинский начальник в ответном рапорте охладил пыл младых юношей, напомнив им, что в войска зачисляются лишь лица не моложе 18 лет. В учебных заведениях после объявления войны обозначился кадровый голод. Многие учителя были призваны в армию. Из Ношульского высшего начального училища на театр военных действий отправились И.М.Коданев и В.А.Молодцов. На оставшихся преподавателей легла тяжелая нагрузка: каждому в день надо было дать по шесть уроков. Подобная ситуация сложилась и в других учебных заведениях Коми края. Произошла отмена переводных из класса в класс, а затем и выпускных экзаменов. Это обуславливалось необходимостью более раннего окончания учебных занятий, чтобы «учащимся дать возможность к началу полевых работ быть на месте своих родителей и родственников для оказания им помощи». Лишь после уборки урожая отныне начинались занятия. В 1915 году последовало распоряжение министра народного просвещения о зачислении без конкурса в высшие начальные училища детей, чьи родные были призваны в действующую армию. В годы войны особое внимание учащихся обращалось на знакомство с историей и географией России. Учителя знакомили своих подопечных и с ходом военных действий. Один из инспекторов народных училищ в отчете за 1915 год отмечал, что «война не могла не отразиться на сочинениях детей на свободную тему. Нельзя без слез читать рассказ девочки о том, как ее отец возвращался раненый домой, дорогой простудился и умер, не дойдя до родной деревни». Во всех школах дети принимали участие в благотворительной деятельности, везде была организована вязка носков и перчаток для солдат. К 1 января 1915 года учащиеся Усть-Сысольского уезда связали около 500 пар носков и рукавиц, которые земская управа подготовила к отсылке в действующую армию. В школах, как и в мирное время, проводились педагогические совещания. Участники такого сбора, состоявшегося в 1914 году в Визинге, выразили верноподданические чувства государю-императору. На это его императорское величество высочайше повелело: «Благодарить». Несмотря на финансовые трудности, строились новые здания для школ. 13 сентября 1915 года инспектор Мохченского высшего начального училища сообщал директору народных училищ Архангельской губернии, что «имущество вверенного мне училища перевезено в собственное, вновь выстроенное здание, в котором будут вестись учебные занятия». В 1915-1916 учебном году строилось общее здание для первого и второго Диюрских одноклассных училищ (нынешний Ижемский район), в других местах. Для нового здания мужской гимназии в Усть-Сысольске было куплено место, однако возведение здания было отодвинуто ввиду военного времени. Война не нарушила и практику представления учителей к наградам. В 1916 году дирекцией народных училищ Архангельской губернии был составлен список достойных поощрения работников на ниве просвещения. Серебряной медали «За усердие» для ношения на Александровской ленте удостоились Г.Пучнин (Усть-Цилемское двухклассное приходское училище), В.Ильин (Ижемское приходское училище), Н.Карпов (Бакуринское приходское училище). А ряд учителей – С.Мельков (с.Ижма), С.Вахрушев и В.Сергеев (с.Краснобор) были представлены к золотой медали «За усердие» для ношения на Аннинской ленте. Особый интерес для нынешних исследователей представляют свидетельства об окончании начальной школы, полученные выпускниками в годы Первой мировой войны. В оформлении школьных аттестатов, как и похвальных листов, нашли отражение события Второй Отечественной, или империалистической, войны: сражения, военная техника, сцены фронтовой жизни... Первоначально главнокомандующим русских войск был великий князь Николай Николаевич, чье изображение венчало некоторые свидетельства. На многих изображены государь Николай II и наследник престола Алексей. Другие члены августейшего семейства – государыня императрица Александра Федоровна и дочери царской четы были в форме сестер милосердия. Под портретами помещались девизы тех лет: «За веру, царя и Отечество» и «Все для войны, все для победы». Для оказания педагогической помощи детям фронтовиков в 1916 году были образованы специальные комиссии. В декабре того же года такая комиссия заработала и в Усть-Сысольске. Ее возглавил председатель уездного съезда В.Городецкий, а его заместителем стала начальница Усть-Сысольской Александринской женской гимназии М.Лукина. В задачу комиссии входило выявление нуждающихся и сбор помощи для них. Отделы этой комиссии открылись в Усть-Куломе, Помоздино, Визинге, Ношуле. Основной акцент при сборе средств для детей фронтовиков, которых в Коми крае насчитывалось несколько тысяч, был сделан на пожертвования. Для привлечения внимания к нуждам сирот и детей, оставшихся без кормильца, было отпечатано и разослано по волостям специальное воззвание. Жители края откликнулись на призыв и жертвовали кто сколько мог: пять, десять, пятнадцать копеек. Крестьяне Богородской волости собрали 2 рубля 38 копеек, Большелугской волости – 5 рублей. Заведующие учебными заведениями собирали сведения о материальном положении учащихся, чьи отцы и братья были мобилизованы на войну. В октябре 1917 года заведующий Ношульским высшим училищем Н.Замятин представил в педагогическую комиссию сведения о 13 своих подопечных. У четверых из них отцы служили в различных воинских частях, у двоих находились в германском плену, еще у двоих были убиты, об остальных информация отсутствовала. Н.Замятин просил пособие для этих учащихся в размере 200 рублей, чтобы эту сумму распределить по усмотрению педагогического совета. Подробную информацию об учащихся Усть-Сысольского мужского приходского училища в это же время представила учительница М.Барштак. Список включал 31 биограмму. «Цивилев Александр Георгиевич. Отец 2 года на войне, санитар. Детей 5 человек. Держат 2 коровы и 2 лошади. Хлеба хватает на год. Лыюров Николай Михайлович, сын усть-сысольского мещанина. Отец 3-й год на войне, санитар. Детей трое. В городе свой дом, держат одну корову и телушку. Хлеба очень мало. Глазачев Николай Прокопьевич. Отец 4-й год на войне, писарь. Детей двое. Нет ни дома, ни скота, ни хлеба. Савин Семен Арсеньевич. Отец на войне, сын живет в приюте». Подобные сведения на адрес комиссии поступали и из других учебных заведений. Однако скудными средствами, которые удавалось собрать по подписным листам, невозможно было помочь всем обездоленным и страждущим. В ходе войны численность школ и учащихся менялась. Так на 1 января 1914 года в начальных училищах второго участка Усть-Сысольского уезда значилось 3147 учащихся, в 1915 году их немного убыло – 3054, а к 1916 году количество учеников вновь возросло до 3375. Учителя этот массовый «поход» крестьянских детей за грамотой объясняли тем, что призванные на войну отцы в своих письмах на родину настойчиво просили жен и домочадцев не оставлять детей безграмотными. Удивительный факт: за годы Первой мировой войны школа стала ближе к народу, как, наверное, никогда перед этим. До Первой мировой войны по количеству школ и развитию народного образования Печорский уезд занимал в Архангельской губернии последнее место. Но в 1914 году лед тронулся и в этом захолустье. Начало Первой мировой войны совпало с открытием 11 сельских училищ в припечорских селах, они распахнули двери в селах Картаель, Порожск, Варыш, Коровий Ручей, Вертеп, Замежное... В 1915 году такие же учебные заведения появились в селах Уег, Малое Галово, Мутный Материк, Брыкаланск, Щельяюр, Трусово... Всеобщее обучение стало распространяться по всем «медвежьим углам» Печорского края. Численность одних только училищ Министерства народного просвещения в этом уезде с 1910 по 1917 год выросло почти втрое. Ольга БОНДАРЕНКО, кандидат исторических наук, доцент Сыктывкарского госуниверситета. Похвальный лист с военной атрибутикой времен Первой мировой войны. |