Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
27 июля 2013 года

Век Раисы Калинцевой

/ Организатор детского санатория в Сысольском районе полвека оставалась его душой и камертоном


Ветераны санатория во время 50-летия здравницы. В центре - Раиса Николаевна Калинцева. 1985 год.

Наша мама Раиса Николаевна Калинцева прожила большую, долгую жизнь. Ее не стало на десятом десятке, в 2005 году. После ее ухода остался пухлый, разнообразный архив. Всевозможные свидетельства, выписки, отчеты, грамоты, фотокарточки, газетные статьи... Сложив их вместе, можно без труда составить подробную биографию мамы, проследить в деталях ее жизненный путь. Пожалуй, главный итог всей ее жизни и почти полувековой работы сосредоточен
в одной-единственной, но по-своему красноречивой цифре.
В Пустошском детском костно-туберкулезном санатории, в котором Раиса Николаевна служила врачом, с 1936 по 1970 год перебывало четыре тысячи 594 юных пациента. И каждому из них женщина
в белом халате отдала частичку своей души, сердца, знаний.

23 августа 2013 года мы отметим 101-й день рождения нашей мамы. Хотя физически она не будет в этот день присутствовать рядом с нами, но мы непременно вновь ощутим ее заботу, ласку, внимание. Вспомним множество эпизодов из прошлого, связанных с самым дорогим человеком. Обязательно вглядимся в фотокарточки, на которых осталась мама: юная и вдохновенная, умудренная опытом и немного усталая, мудрая и добрая...

Раиса Николаевна родилась и выросла на Волге, в Астрахани. Восьми лет от роду осталась без матери. Воспитывали девочку отец и старшая сестра. После школы и рабфака она поступила в Астраханский мединститут. Хотя перед этим одноклассницы свою красивую подружку подбивали пойти в артистки. Рая даже прошла первый тур конкурса в театральное училище. А во втором туре на предложение членов конкурсной комиссии улыбнуться ответила категорическим отказом: испугалась, что все увидят испорченные цингой зубы.

Окончив в 1936 году институт, она получила направление в Николаевск Сталинградской области. А попала к «черту на кулички» – в Коми край. Перед самым отъездом к месту работы открылись две выгодные вакансии в Коми, где год работы якобы засчитывался за два. А после этого молодых врачей ожидала стажировка за границей. Было ли это «ловушкой», с помощью которой дипломированных медработников пытались заманить на север, или же за этими обещаниями скрывалось еще что-нибудь, история, как говорится, умалчивает. Но «ловушка» сработала, Раиса отправилась покорять север.

ХАРАКТЕР у нее был отцовский: отчаянный, непреклонный. Николай Герасимович Калинцев, столяр-краснодеревщик астраханского трамвайного парка, рационализатор и изобретатель, еще в 1934 году получил звание героя труда. Документ, подписанный председателем Всероссийского Центрального исполнительного комитета М.И.Калининым, хранился у Раисы Николаевны среди самых ценных и дорогих для нее реликвий. Николай Калинцев оставался примером не только на производстве, но и в быту. Он много читал, любил стихи, знал множество песен. Рабочий-коммунист очень переживал, когда младшенькая надумала ехать работать на край земли. Но, провожая ее, держался: «Не будешь же век возле отца сидеть...» Умер Николай Герасимович в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, но дочь не смогла поехать на похороны отца: по законам военного времени оставлять рабочее место не дозволялось ни под каким предлогом, даже чрезвычайно уважительным.

Теплый родной дом для Раисы Николаевны по приезде на север заменил стылый барак, а на ее попечении сразу же оказались полсотни больных детей. Вот как она вспоминала позже о начале своей трудовой деятельности: «В обл-здравотделе при устройстве на работу заведующий Попов Михаил Георгиевич сказал, что мне достается самый трудный участок. Пустошский костно-туберкулезный санаторий организован год назад при Визингской райбольнице,  состав его больных тяжелый. Предстоит много хозяйственных дел: достроить вторую половину главного корпуса, провести электричество, отремонтировать второй корпус, оборудовать рентгеновский кабинет...»

Большую моральную и материальную поддержку молодой заведующей санаторием оказал директор Сысольского промкомбината Г.И.Савельев,  ставший мужем Раисы Николаевны, а позже трудившийся в санатории техником по рентгенооборудованию.

Персонал санатория в то время состоял из семнадцати человек: врача, четырех медсестер, трех санитарок, технических работников. На их попечении находилось полсотни тяжелобольных детей от трех до 15 лет.  Более 60 процентов из них попали в Пустошский санаторий из детских домов, их физические страдания усугублялись отсутствием родных и близких, а значит тепла, нежности, жалости к ним.

ПЕРВЫЙ год работы для молодого врача стал едва ли не самым драматичным, сложным. Ведь в середине 30-х годов для лечения чахотки еще не применялись чудо-препараты, которые позже произвели настоящую революцию в борьбе с туберкулезом: пенициллин,  стрептомицин, тубазид. Раиса Николаевна ставку в работе делала на то, что было под силу, доступно, апробировано: соблюдение режима, калорийное питание, прием рыбьего жира, пребывание на свежем воздухе... Однако этих мер часто бывало недостаточно, несколько тяжелобольных детей умерли. Молодой доктор сильно переживала, утраты заставляли искать новые, более действенные способы борьбы с тяжелым недугом.

Раису Николаевну в это время часто консультировал заведующий костно-туберкулезным отделением республиканского противотуберкулезного диспансера Александр Степанович Постников. С 1938 года в санатории начала работать второй врач Лидия Федосеевна Шумилова, еще во время учебы в мединституте специализировавшаяся на лечении туберкулеза. С ее приходом количество коек в санатории увеличили до ста. Две женщины в белых халатах и их незаменимые помощницы – сестры и санитарки без устали, не считаясь с праздниками и выходными, выхаживали маленьких подопечных. Еще до  войны они наладили сотрудничество с профильными медицинскими учреждениями Горького и Ленинграда, куда отправляли детей на консультации и операции.

Навсегда связав свою жизнь с севером, оставшись жить в сысольском селе Куниб, Раиса Николаевна много сделала для развития, благоустройства своей новой родины. Двадцать с лишним лет она возглавляла комиссию по культуре и быту сначала в сельсовете, а потом в райсовете. Во многом благодаря ее настойчивости в Кунибе в 70-е годы был возведен новый типовой Дом культуры.

ПОСЛЕ организации республиканского комитета защиты мира доктор Калинцева вошла в его первый состав.  С этого же времени она ежегодно перечисляла средства на счета Фонда мира. Как человек, врач, мама четверых детей мир, безоблачное небо над страной она считала главной составляющей жизни и как могла способствовала достижению этой цели.

В детском санатории Раиса Николаевна трудилась без малого полвека, до 1983 года. При ее непосредственном участии сельская здравница превратилась в лечебное учреждение с современным оборудованием, с оснащенными необходимой техникой кабинетами. Но на это ушли целые десятилетия. Большую часть жизни Раисе Николаевне приходилось работать в тесных, неприспособленных помещениях, испытывая и неудобства, и опасности. Какой радостью для Гаврила Ивановича и Раисы Николаевны обернулось рождение долгожданного сына. Но мальчику вырасти было не суждено. Из жизни его унесла болезнь, связанная с работой родителей, их тесным, ежедневным соприкосновением с тяжелыми болезнями.

Но другой жизни, иной судьбы мама никогда себе не желала. Лишь раз на нашей памяти она смогла съездить в дом отдыха. И то – с маленькой дочкой на руках, которая и отдохнуть-то ей толком не дала. Но общение с детьми – с теми, кто был на ее попечении в санатории и ожидал прихода мамы дома, – никогда не становилось обременительным, не доставляло ей неудобств.

В санатории, несмотря ни на что, устраивались торжества, праздники. От их проведения в стороне никогда не оставалась и Раиса Николаевна. Она могла сочинить зарифмованное стихотворение в стенгазету,  приготовить вкусное блюдо и даже предстать на новогоднем бале-маскараде в замысловатом костюме. А на полувековом юбилее санатория именно она подготовила обстоятельный доклад по истории детской здравницы, вспомнив всех, кто за пять десятилетий трудился в ее стенах.

НАША мама всегда понимала и ценила красоту. Она очень гордилась, что в 70-е годы территория, примыкающая к санаторию, шумела летом листвой и радовала глаз живописными кущами деревьев. Разбить парк рядом с детской здравницей – эта идея тоже  была предложена ею.

Пока жива была мама, жил, притягивал всех нас родительский дом. Для всех у мамы было припасено много добрых слов и ласковых эпитетов. И уже взрослых детей, и совсем еще маленьких внуков Раиса Николаевна гладила по голове и приговаривала: «У меня доброе потомство. Это хорошо. Ничего, что порой бывает трудно. Плохое и трудное обязательно проходят. И все наладится. Только жить надо честно».

Мама ушла из жизни внезапно. Оступилась, упала, сломала ногу. После несчастья так больше и не встала. А 19 июля, в такой же, как и сейчас, день на макушке лета, уснула навсегда. Ей было 92 года.

Кончине Раисы Николаевны предшествовало по-своему знаковое событие. За день до этого к ней зашли двое мужчин. Один из них сказал, что в 50-е годы находился на лечении в санатории в Пустоши, был пациентом доктора Калинцевой. Теперь он – гражданин Германии, в Коми приехал навестить родственников. Все эти годы, по его словам, он лелеял мечту отыскать врача, поставившего его на ноги.

Было трогательно видеть, как немолодой уже человек встал перед кроватью Раисы Николаевны на колени, взял в руки ее холодеющие пальцы и со слезами на глазах прошептал слова благодарности. Эта картина до сих пор стоит перед нашими глазами. Именно слова искренней, сердечной благодарности и должны, наверное, стать последними, которые человек слышит, покидая земную жизнь.

Остается добавить, что профессия Раисы Николаевны в роду волжан Калинцевых была одной  из самых востребованных и популярных.  Ее близкие родственники работали в разных точках страны отоларингологом, фтизиатром, лепрологом, чумологом, педиатром... Каждый из них внес большой личный вклад в благородное дело сохранения и возвращения здоровья своим соотечественникам.

Наталья и Нина САВЕЛЬЕВЫ.

 

 

 

Вектор любого значимого современного исторического исследования – конкретный человек. Его мировоззрение, жизнь, быт, судьба дают самое наглядное
и верное представление о целой эпохе. Это же неизмеримо повышает ценность любых документов личного происхождения, семейных архивов. Дневники, письма, связки пожелтевших документов, хранящиеся на антресолях, в старых чемоданах или чуланах, могут сказать об исторических событиях гораздо больше гималаев научных трудов. Многие из них ждут своего часа быть обнародованными, прочувствованными, изученными. Новая рубрика «Семейный архив» дает возможность читателям «Дыма Отечества» представить свидетельства минувших лет и веков, сохранившиеся у них, ввести документы из личных архивов в научный оборот.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №132 (5009) - 27 июля 2013 года

Начался сбор средств на памятник Питириму Сорокину / Обращение исполкома межрегионального общественного движения "Коми войтыр"

По путинским местам

Гостевой дом принял первых туристов

Школьницы написали историю Вертепа

Даты

"Живу вашей жизнью, ведь своей у меня нет" / Выдающийся ученый-физик Петр Лукирский был узником Печорлага

Валентин Поляков и его "окрестности" / Хранящиеся в Национальном архиве РК эскизы принадлежат яркой плеяде молодых художников-авангардистов 20-30-х годов

Не пропавшие без вести. Продолжение следует.

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 132 (5009)
27 июля 2013 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»